Студопедия — В ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ






 

Искусство — одна из форм общественного сознания и специ­фической человеческой деятельности. Оно возникло в эпоху раннего палеолита за 40-20 тыс. лет до н.э. как способ отражения действительности в художественно-образной форме. Конечно, та­кое понимание искусства сложилось значительно позднее. Пер­выми теоретиками искусства, по крайней мере его европейской ветви, стали древнегреческие философы — Аристотель, Платон, Сократ. В течение многих веков вплоть до появления специальной группы людей — художников — искусство было явлением синкре­тическим, включенным в сферу непосредственной жизнедеятель­ности.

"На начальной стадии развития фольклорная художественная культура синкретична, — пишет Ю.В.Рождественский. — С точки зрения формы синкретизм есть сосуществование архитектуры, ди­зайна, предметов быта и средств транспорта, костюма (или татуи­ровки), орнаментики и изобразительного искусства, музыки, танца и пантомимы и словесного искусства. С точки зрения содержания в синкретическом искусстве соединяется прекрасное, справедли­вое и доброе. Но разные виды искусств в фольклоре помимо син­кретичных действ бытуют и самостоятельно, а также в семиотиче­ски допустимых парных и тройных сочетаниях" (Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие. С. 116). К данному про­странному положению необходимо добавить, что не только сосу­ществование, но и взаимодействие и диффузия фольклорных ис­кусств характерны для ранней стадии развития традиционной культуры, а в содержании — прекрасное, справедливое и доброе обязательно сочеталось с утилитарным, полезным.

Применительно к народной художественной культуре взаимо­действие искусств имеет особое смысловое и историческое на­полнение, ибо каждое искусство выступало в течение длительного времени как вид ремесленной деятельности, сохранило и донесло до нашего времени свои родовые, изначальные черты и приметы. Отмеченная выше способность фольклорной культуры как культуры синтетической в художественном отношении в современных условиях претерпела изменение в сторону индивидуализации и расчленения этой синтетичности.

Чтобы понять место каждого из искусств в народной культуре на разных этапах ее развития, необходимо выявить факторы, определяющие специфическое соотношение разных видов искусств в этой культуре. В процессе ее развития менялись, очевидно, не только место и роль разных искусств внутри нее, но одновремен­но менялось их соотношение и положение в общем контексте культуры. Именно это объясняет истоки дискуссий о том, какой вид искусства определяет, скажем, фольклор. Для того чтобы по­нять предысторию этих споров, необходимо определить началь­ную точку отсчета или причину дифференциации искусств в на­родной культуре. Первоначально все искусства существовали в некой нераздельной целостности. Фольклор, как известно, явле­ние синтетическое с точки зрения взаимосвязи художественных элементов, его составляющих. Взаимопроникая и взаимодополняя друг друга, слово, музыка, пение, элементы драматического и тан­цевального искусства составляют целостную художественную структуру. Эта структура дополняется также элементами изобрази­тельного и прикладного искусства, подчиняется единым эстетиче­ским законам.

Поэтому весьма не просто определить в фольклоре ведущее положение того или иного искусства, ибо каждое из них взаимодей­ствует со всеми другими видами искусств, использует их образно-художественную семантику. По этой причине можно говорить о синтезе искусств в фольклоре.

Эта закономерность носит всеобщий характер и полностью применима к традиционной художественной культуре, которая также функционирует на основе синтеза искусств. Тем не менее, в каждой конкретной форме проявления народной культуры, искус­ства занимают разное место и играют разную роль. На определен­ном этапе истории народная культура теряет свой синкретизм, а затем подвергается и внутреннему расчленению. Происходит не­однократная как бы смена "набора" искусств, определяющих тот или иной первоначальный пласт народной культуры. И первой важной исторической вехой в этом процессе является, по нашему мнению, изменение религиозной парадигмы существования чело­века.

С возникновением христианства соотношение зрелищных и словесных начал в народной культуре меняется, принимает конфликтный характер и отражает отношения, возникающие между язычеством и новой религиозной системой. Одни искусства — зрелищные — уходят как бы на второй план, а другие — словесные - становятся ведущими. Распространяющаяся новая религиозная система опиралась в первую очередь на слово, хотя и использова­ла комплекс эстетических средств воздействия, включая театраль­ный, архитектурный, музыкальный факторы. Слово как в его уст­ных, так и письменных формах стало в этой системе ведущим элементом.

Иной является эстетическая основа языческой культуры. Эсте­тика язычества своими корнями связана с невербальным элемен­том, зрелищный элемент здесь преобладает. Безусловно, и в язы­честве мы имеем не только зрелища, т. е. коллективные ритуалы, хороводы, игрища. Здесь можно также фиксировать и элементы танца, и драматическое действо, и музыку, и слово, и так далее. Однако действо, зрелищное начало является определяющим эле­ментом эстетической системы в языческой культуре, подчиняя себе все другие элементы (Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.).

Противостояние духовных систем имело своим следствием про­тивоборство определяющих их видов искусства. Подтверждают этот тезис явления, возникавшие в периоды кризисов христианст­ва, когда происходило возрождение элементов эстетической сис­темы языческой культуры.

Известна, например, устойчивая традиция вызывания духов умерших и обраще­ние к ним за советами в системе языческой культуры. Как только ослабевала вера в Христа, христианство в целом переживало кризис, в сознании народа возрождалась некромантия. Представители власти и церкви стремились искоренять эту традицию, объявляя ее колдовством, шаманством, богопротивным делом (Фрезер Д. Фольклор в ветхом завете. М., 1985. С. 325.).

Такое возвращение к язычеству имело место и в истории Руси. Уже после Кре­щения славяне верили в существование духов покойников, упырей, лесных, водяных и домовых. Л.Гумилев говорит об активизации в этот период в народной культуре языческих верований и действий, появлении волхвов (Гумилев Л. От Руси к России. М., 1992. С. 73.).

Нечто подобное, но естественно в соответствии с условиями нашего времени, на­блюдается и сегодня. Длительное небрежение христианскими заповедями, христиан­ской религией, утеря народом нравственных ориентиров привели к бурному возрож­дению черной магии, знахарства, колдовства. Появились специальные организации (Академия оккультных наук, Академия медитации и др.), которые занимаются возрождением языческих элементов в культуре. В плане интересующей нас темы отметим, что в новое время основой конфликта между языческими верованиями и хри­стианством стали явления эстетического характера. Враждебно относясь к язычеству, христианство стремилось и стремится искоренить и языческие формы эстетического самовыражения народа.

Духовенство отрицательно оценивало зрелищные формы, в которых воспроизводились свойственные языческому мировосприятию картины. Зрелища были связаны прежде всего с чувственным началом, страстями, т. е. со всем тем, что христианство стреми­лось обуздать и подчинить духовному началу. Поэтому христиан­ские идеологи резко критиковали зрелища. Одним из первых примеров могут служить высказывания в "Повести временных лет", где весьма неодобрительно говорится о бесовских играх и игрищах, колдовстве и знахарстве (Повесть временных лет // памятники литературы Древней Руси. XI – начало XX века. М., 1978.).

Критика зрелищ свидетельствует о неприятии христианскими мыслителями эстетического начала, заложенного в зрелищах. Речь идет о неприятии зрелищ, чуждых духовному началу, как его понимали христиане. Многие зрелища не отвечали христианской духовности и нравственным канонам. Христианская церковь, при­способив к своим потребностям слово, изобразительное искусство и музыку, не отторгала зрелищные искусства, но переосмысливала их. Сама церковная служба есть во многом зрелищное действие. Таким образом, изменяется и эстетическое оформление народной культуры, происходит переакцентировка искусств. Это вовсе не означает, что в реальной жизни зрелища стали занимать мало мес­та. Скорее наоборот. На протяжении всего средневековья зрелища были больше, чем просто вид искусства. Они выступали в виде одной из форм народной оппозиции христианской церкви. Это особенно очевидно, когда речь заходит, например, о скоморохах в России, столь любимых народом на протяжении всего средневе­ковья, хотя их деятельность и расходилась с христианским миро­восприятием.

Плясец, игрец были известны на Руси уже в X-XI вв. Фигура скомороха появи­лась в культуре Древней Руси, видимо, не случайно и претерпела не одну трансфор­мацию. Так или иначе, но это явление, хотя и трудно приживалось в христианском космосе, поскольку утверждало себя исходя из языческой традиции, тем не менее существовало вплоть до начала ХVIII в., когда было официально запрещено светской властью (Беляев Д. О скоморохах//Временник императорского Московского общества истории и древностей российских. М., 1854. Кн. 20. С. 8, 70; Фаминцын А. скоморохи на Руси. СПб., 1889. С. 93; Зеленин Д. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 343; Белкин А. Скоморохи на Руси. М., 1975.). В своеобразной форме эта традиция скоморошества, на наш взгляд, про­явилась в советское время, когда огромное количество объединений - агитбригад, включавших в свой состав самых разных мастеров, зазывал, ряженых, дедов и т.д., ездили по деревням России со своими программами.

Любопытен не только факт долгого исторического существования скоморохов, но и их принятие всеми слоями общества. Их приглашали на пиры и братчины, в княжеские палаты, в боярские хоромы и в дома простых людей. В праздничные дни скоморохи показывали свое искусство на площадях, улицах, полях. Везде они были зачинщиками песен, плясок и игр, инициаторами необузданной веселости и разгула. Во всех народных увеселениях скоморохи были главными действующими лицами. Они рядились в различные костюмы, надевали маски, исполняли интермедии и бы­товые сцены. Зачастую они появлялись на праздниках в облике животных, что, ко­нечно, еще более подчеркивало их связь с языческим миром.

Скоморохи сохраняли языческие традиции, оппозиционные по отношению к пра­вославию, и не случайно церковь называла их слугами дьявола, связанными с кол­довством, чарованием, знахарством, волхвованием.

Необходимо обратить внимание и на то, что зрелища, разыгрываемые скоморо­хами, являлись синтетическим художественным образованием и включали музыку, игру на инструментах, драматическое действие, танец. На представлениях скоморохи появлялись с волынками, сурнами, домрами, гуслями, были одеты в разные костю­мы, накрашены.

Скоморохи приглашались не только на игрища, но и на поминки, что церкви представлялось особенно неприемлемым. На похороны они приходили, следуя древ­нейшей языческой традиции, - поминать умерших с плясками и играми. "Нет сомне­ния, что народ допускал их на могилы и не считал неприличным увлекаться их пес­нями и играми по той же старой памяти" (Беляев Д. О скоморохах. С. 72.). Чтобы успокоить тень умершего, после тризны скоморохи устраивали игры, пели жалобные песни, наряжались в маски. Од­нако постепенно сакральный смысл устраиваемых скоморохами игр на похоронах забывался. Их представления приобретали уже исключительно развлекательный характер.

Любопытно отметить и факт современного поминального ри­туала, связанного с тем, что поминающие завершают нередко обильную трапезу со спиртным, а порой и с песнями и другими увеселениями. Не является ли это своеобразным отголоском той далекой скоморошечьей языческой традиции?

Подобные зрелища находились в оппозиции по отношению к христианской религии и оказывались несовместимыми с христи­анским учением, направленным в основе своей на духовные цен­ности, на преодоление чувственной стихии. Именно поэтому цер­ковь направляла критические стрелы в адрес зрелищ, причем не на конкретные зрелищные сюжеты или жанры, а на зрелища как способ коммуникации в культуре.

В ходе борьбы с языческими зрелищами в самой христианской обрядности появились зрелищные элементы, драматические дей­ствия. Они приурочивались к определенным календарным празд­никам и являли собой, с точки зрения культуры, аналоги прежних действ. Среди таких явлений — рождественские хождения со звез­дой, святочные, масленичные и троицкие игры и представления.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 643. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия