Студопедия — А. С. КАРГИН
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

А. С. КАРГИН






Образ козла - покровителя урожая, подателя доброй силы, олицетворение творческих сил весенних гроз - отно­сится к числу наиболее распространенных образов русской народной игрушки. На космический характер этого образа указывает, в частности, окраска его рогов в золотой цвет, ха­рактерная, например, для абашевской и дымковской народ­ной игрушки.

Символом совокупного единства плодородящей силы земли и солнца в русской народной игрушке является полкан - мифологический образ получеловека - полуконя, в котором как бы слиты воедино природное и человеческое.

К числу распространенных образов русской народной иг­рушки относится всадник - податель травы, росы, воды, урожая, счастья, олицетворение сказочно могущественного и красивого воина. Постепенно этот образ утрачивал свой магический смысл, сохраняя глубину эстетического воздействия.

Специфической особенностью эволюции традиционной игрушки и всего русского народного искусства в целом явля­ется процесс обобщения древних языческих образов и симво­лов, включая новые значения, или снижения их содержания до сказочно-поэтического или бытового наблюдения, но без окончательной утраты в этих колебаниях древней идейно-образной первоосновы.

Образ игрушки в значительной мере связан с материа­лом, из которого она изготовлена. Каждый материал требует своей формы, особой степени условности и обобщенности. Материалы, из которых изготавливалась русская народная игрушка, главным образом, естественно-природная: глина, дерево, солома, лоза, береста, шишки, мох и др. Материал игрушки во многом определяется географическими условия­ми жизни и формами хозяйствования.

Так, наиболее широкое распространение получили глиняные игрушки (фигурки людей, животных и птиц), промыслы по изготовлению которых примыкают к художест­венному гончарству. К числу наиболее известных промыслов глиняной игрушки, действующих и в настоящее время, отно­сятся каргопольский (Архангельская обл.), филимоновский и слободы Б.Гончары (Тульская обл.), абашевский (Пензенская обл.), дымковский (Дымковская слобода близ Вятки).

Самый крупный в России промысел деревянной реэ-ной игрушки сложился в с.Богородском Московской губ. -вотчине Троице-Сергиева монастыря. Первое упоминание о нем относится к 1663 г. Здесь чрезвычайно искусно выреза­лись для детей игрушки с движением: фигурки крестьян, ло­шадки, коньки, медведи, птицы. Изготавливались и целые хозяйства - группы игрушек из двух-трех десятков фигур, поставленных на коробочки и иногда приводившихся в дви­жение скрытым механизмом. Богородские игрушки не рас­крашивались и выполнялись из брусков древесины треуголь­ного сечения (получавшихся при раскалывании полена ради-ально) в уникальной национальной технике смашной (махо­вой) резьбы, то есть быстрой, без предварительных эскизов, превосходно передающей оперение птиц, шерсть домашних животных. Эти игрушки отражали окружавшую резчика жизнь:

охоту, полевые работы, лавки с купцами, гулянья и крестьян, а также сказочные сюжеты. Характерными для богородского промысла являются игрушки с движением (механические):

«Клюющие куры», «Кузнецы - молотобойцы» и др.

В Сергиевом Посаде 17-18 вв. в большом количе­стве производились деревянные раскрашенные фигурки купцов, боярынь («дур»), франтов, гусаров, монахов, которыми можно было играть как куклами и использовать для украше­ния домашнего интерьера. Сергиев-Посадский промысел ос­воил производство матрешек, китайской мелочи - ярко рас­крашенных резных миниатюрных (от 3 до 10 см. высотой) фигурок франтов, модниц, почтальонов, танцовщиков и дру­гих бытовых персонажей, напоминавших восточную фарфо­ровую миниатюру.

Села Нижегородской губернии, расположенные на реке Узоле, с 60-х годов XIX в. прославились резными и столяр­ными игрушками, детской мебелью, нарядно расписанными красным, желтым, зеленым и черными цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта. Вырабо­танная здесь роспись масляными красками по текстуре древе­сины (лиственных и хвойных пород) и по цветному фону из­делий получила название городецкой. Этот промысел широ­ко известен крутошеими коньками, козлами, бычками (с. Городец), щепнымн фигурками (с. Лысково), токарной игруш­кой, в том числе матрешками (с. Семенове).

Одним из древнейших видов русской народной игруш­ки является текстильная кукла, которая изготавливалась из ткани как взрослыми, так и детьми. Повсеместно бытовали куклы-закрутки, выполненные методом скручивания и завя­зывания лоскутков ткани, куклы с остовом из полена и сшитые куклы (с набитыми ватой или куделью головкой, туловищем, ручками и ножками). Согласно традиционным представлениям крестьянства текстильные куклы изготавли­вались безликими10, так как, по поверью, в кукол с лицом могла вселиться какая-нибудь душа и так или иначе навре­дить ребенку. Все крестьянские куклы изготавливались с на­битой ватой или куделью грудью и воплощали эстетические представления народа о красоте русской женщины.

10 Иногда на лице куклы весьма условно вышивали крестиком чер­ты лица. Рисовать и более или менее реалистично вышивать черты лица у текстильных кукол крестьяне стали на рубеже XIX и XX вв. под влиянием фабричных кукол.

 

Изготовление кукол и игры с ними детей и даже взрос­лых девушек всячески поощрялись взрослыми, потому что воспринимались как залог женского плодородия. Изготовле­ние кукол и игра с ними выступали действенными средства­ми обучения девочек рукоделию, освоения ими традиций костюма родного края, а также умений и навыков предстоя­щего им ухода за детьми, приобщения детей и подростков к обрядовой стороне жизни". Будучи одетой в традиционный национальный костюм, крестьянская тряпичная кукла пре­вращается в «куклу - произведение искусства», прикладное значение которой заключается в большом объеме этнокуль-турологической и этнохудожественной информации и в воз­можности не только выступать объектом созерцания, но и быть включенной в сферу игры и воображения, для которых ее безликость и условность фигуры не являются препятстви­ем, а, наоборот, дают простор воображению,

Эстетический и дидактический потенциал традицион­ной крестьянской куклы был высоко оценен передовыми ху­дожниками - педагогами, по инициативе которых в Москве в мастерских «Детское воспитание», принадлежавших А.Мамонтову, в середине 80-х годов XIX в. были изготовле­ны очаровательные «обучающие» куколки с головками из неглазурованного фарфора, с ручками и ножками из дерева и мастики, одетые в русские народные костюмы. Костюмы для этих кукол искусно изготавливались из традиционных для русского народного костюма материалов как домашнего, так и промышленного производства, с тщательным воспроизве­дением многих художественно-стилистических местных осо­бенностей русской национальной одежды. После закрытия этих мастерских по инициативе Кустарного музея выпуск этих кукол успешно освоили игрушечники-промысловики Сергиева Посада Московской области. Мастерицы-надомницы одевали кукол в русские народные костюмы раз­личных губерний и уездов России, пользуясь рисунками художников и подлинными образцами костюмов из коллекций этнографического отдела Московского Румянцевского музея, музеев Абрамцево, Мураново, Петербурга.

'' Тряпичные куклы широко использовались, например, при дет­ских и юношеских играх «в свадьбу».

К 1900 г. в Сергиевом Посаде насчитывалось 144 наименования кукол в эт­нографических костюмах, имевших большое познавательное и эстетическое значение и использовавшихся для домашнего и школьного обучения.'

На рубеже XIX и XX вв. происходит усложнение про­цесса кустарного производства игрушки, который становится капиталистическим по всем присущим ему особенностям:

появляются заведения типа капиталистических мануфактур, товарное и детальное разделение труда, конкуренция и пред­ставители торгового капитала - скупщики. Меняется круг потребителей промысловой игрушки, который начинает включать мещан, купечество, чиновников и лишь отчасти крестьянство. В связи с этим определяющим фактором разви­тия игрушки становится специфика жизнедеятельности го­родского ребенка. Он гораздо позднее вовлекался в трудо­вую деятельность, дольше осваивал социальные отношения в форме игры, рос более изолированным от природы, нежели крестьянские дети. На рубеже Х1Х-ХХ вв. преобладающая роль городского потребителя, воздействие фабричной и зару­бежной продукции, профессиональной художественно-педагогической деятельности обусловили существенное рас­ширение архаичного круга образов, тем и сюжетов промы­словой игрушки, усиление ее эстетической функции, игровой динамики, информативных и дидактических качеств. Таким образом, промысловая игрушка обретает свойства, активизи­рующие эмоциональное восприятие и интеллект ребенка, развивает его ориентацию в усложняющихся социально-бытовых условиях.

Обогащение художественно-выразительных средств игрушки происходит путем использования помимо традици­онных материалов папье-маше, мастики, жести, фарфора, бумаги, шкур и шерсти животных, а также их разнооб­разных сочетаний.

' В 1892 г. эти куклы получили Почетный диплом на выставке в Чикаго.

Для игрушки русских кустарей этого пе­риода становятся характерными детальная пластическая и колористическая конкретность, правдоподобие, разнообразие цветовых сочетаний, прикладная или автономная роль цвета и его свойств в зависимости от особенностей используемых материалов. Конструктивная подвижность, театральность жестикуляции фигурок, многократность повторения дейст­вий, его логическая связь с жизненной ситуацией, возмож­ность изменять ритм и темп движения игрушки в процессе игры, — все эти новые свойства игрушки обеспечивали ак­тивную реакцию ребенка на игрушку с движением. Весьма распространенное звуковое сопровождение промысловой иг­рушки подчинялось ее тематике и пластике.

Прекрасным образцом промысловой игрушки рубежа веков является матрешка - вкладывающаяся одна в другую многочастная игрушка, выточенная на токарном станке. Она возникла в 1890-х гг. на основе традиционной японской то­карной игрушки («гоко да грума») и русской складной посу­ды в московской мастерской А.И.Мамонтова «Детское вос­питание». Авторы этой национальной формы игрушки - сергиево-посадский токарь В.П.Звездочкин и художник С.В.Малютин, создавшие в игрушке образ русской девушки, названной «Матреной» (или «Матрешей»). Производство матрешки началось в конце XIX — начале XX вв. в Сергие-вом Посаде, где их создавали как в учебно-показательной иг­рушечной мастерской Московского губернского земства, так и в Промышленной игрушечной артели (ныне Фабрика художественных изделий и игрушек) и в частных мастерских. В 1920-х годах матрешечное производство было перенесено в Нижегородскую губ.. Семеновский уезд (позже - Полховский Майдан и Крутец). Матрешка стала всемирно знаменитым русским сувениром, выражающим русский национальный тип и характер. При этом она сохранила свое большое дидак­тическое значение и широко используется в детских играх и в настоящее время.

Во второй половине XIX в. начали проводится исследо­вания русской народной игрушки. Большой вклад в ее изуче­ние внесли такие ученые, как А.А.Бакушинский, Н.Д.Бартрам, А.Бенуа, Г.М.Блинов, И.Я.Богуславская, В.М.Василенко, В.С.Воронов, Г.Л.Дайн, А.Деньшин, М.А.Некрасова, Н.Церетелли и ряд других. Наиболее круп­ные и ценные коллекции русской народной игрушки хранятся в Художественно-педагогическом музее игрушки Российской академии образования (Сергиев Посад Московской обл.), Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Государственном историческом музее (Москва), Музее народного искусства НИИХП (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).

В настоящее время русская народная игрушка утрачи­вает свою игровую функцию и все чаще используется как де­коративная скульптура или сувенир. В современной культуре и педагогике народная игрушка воспринимается как дейст­венное средство развития и этнохудожественного воспитания детей, активизации процесса их этнокультурного самосозна­ния.

Литература

Бардина Р. А. Изделия народно-художественных промыслов и сувениров.-М, 1990.

Бартрам Н.Д. Игрушка - радость детей.- М., 1912.

Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народ­ной игрушке.-М., 1977.

Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка: Альбом.-Л., 1976.

Бусева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца.- М., 1991.

Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву ХУП-ХХ вв.- М., 1960.

Дайн Г.Л. Русская народная игрушка.- М., 1981.

Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М.,1994.

Дайн Г.Л. Русская игрушка: Альбом. - М., 1987.

Деньшин А. Вятские старинные глиняные игрушки. - Вятка, 1926.

Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея/Сост. И.Я.Богуславская.-Л., 1976.

Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л., 1986.

Дурасов Г.П. Игрушка, ее история и значение. - М., 1912.

Миловский А.С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. - М., 1994.

Можаева Е.М. Русские игрушечныекони. - М., 1976.

Можаева Е., Хейфец А. Матрешка. - М., 1969.

Народное искусство Горьковской области. Выставка: Каталог. -М.,1966.

Народные мастера. Традиции, школы. - Вып. 1: Сб. ст.// Под ред. М.А.Некрасовой, — М., 1985.

Некрасова М.А. Народное искусство России: Народное творче­ство как мир целостности. - М., 1983. Русская деревянная игрушка: Альбом - Текст Н.В.Тарановской.-Л.,1968.

Сорокина А.И. Игры с народными дидактическими игрушками-М.,1950.

Церетели Н. Русская крестьянская игрушка, - М., 1933.

Чкалов А. Плотницкая игрушка // ДИ СССР. - 1961. — № 8.-С.31-33.

 

 

А. С. КАРГИН

 

НАРОДНАЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

КУЛЬТУРА

 

Курс лекций рекомендован

Министерством культуры Российской Федерации

в качестве учебного пособия

для студентов высших и средних учебных заведений

культуры и искусств

 

 

Москва 1997


Введение. ПРЕДМЕТ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

 

Народная художественная культура – широко используемое понятие, но при всей кажущейся простоте определить его грани­цы, перечислить хотя бы основные его слагаемые и дать им харак­теристику сложно даже для специалистов. Причин тому несколь­ко.

Во-первых, народная художественная культура имеет сложную и подвижную иерархическую структуру с тенденцией к постоян­ной смене составляющих ее элементов, включает явления как ма­териального, так и духовного порядка, которые предстают в ней одновременно и эстетической, и утилитарной сторонами. Во-вторых, народная художественная культура полисоциальна, имеет конкретно-исторические формы бытования, изменяется вместе с образом жизни народа, связывается с разными социальными группами и понять роль каждой из них в культурно-творческом процессе задача также не из легких. В-третьих, народная художе­ственная культура – понятие собирательное, объединяющее раз­нопорядковые явления, каждое из которых нередко требует опре­деления его границ и сущности. Это касается таких основопола­гающих категорий, как декоративно-прикладное искусство фольклор, художественная самодеятельность, современное люби­тельское творчество. До сих пор понимание предметного поля ка­ждого из этих образований народной культуры остается весьма дискуссионным. В-четвертых, фольклористика, теория народного искусства, теория художественной самодеятельности долгое время изучали проблемы своего предмета, но не смогли выйти на уро­вень исследования общих вопросов народной художественной культуры как целостного явления или как подсистемы художест­венной культуры, хотя такие попытки известны. (Алексеев Э.Е. Музыкальный фольклор в структуре культуры. М., 1981; Не­красова М.А. Народное искусство как часть кульгуры. М., 1983; Гусев BE. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. СПб., 1993.) Тем более, что ряд наук (филология, история, этнография, искусствоведение) претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении народной культуры, преувеличивая значение для последней своих проблем. Нельзя не сказать и о том, что в России ситуация усугубляется за счет потерянных народной художественной культу­рой ориентиров развития в XX в., когда насильственно отторга­лись по идеологическим причинам национальные традиции, праздники и обряды, различные формы традиционной творческой деятельности широких слоев народа.

Народная художественная культура – реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы в современном мире. Многие за­рубежные специалисты рассматривают ее как одно из эффектив­ных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам со­временной массовой культуры (Культурное наследие и традиционная культура народов Европы в становле­нии общеевропейского дома": Материалы II Европейской конференции по народ-Кому творчеству. Новгород. 1990.), "суверенизации" национальных ценностей, унификации и американизации культуры разных наро­дов. Не случайно ЮНЕСКО, авторитетная международная орга­низация по вопросам науки, образования и культуры при ООН, предприняла ряд шагов, направленных на поддержку традицион­ной народной культуры. Было выработано определение фольклора и в 1989 г. предложено правительствам всех государств содейство­вать распространению традиционных ценностей. ЮНЕСКО на­правила в свои национальные советы соответствующие "Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольк­лора". (Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. С. 495-499.) При ЮНЕСКО созданы и успешно действуют специальные международные комитеты по народной музыке и ассоциации по вопросам фольклора и народного искусства – СИОФФ, ИОФ, ИНСИТА, которые вносят заметный вклад в координацию меж­дународных акций: проведение фестивалей фольклора, выставок, конференций и т.д. (Современный фестиваль фольклора: Опыт, проблемы, перспективы. М.,1995.)

Обращение к прошлому, в частности к глубинным пластам тра­диционной художественной культуры, на современном этапе раз­вития России объективная потребность, обусловленная необходи­мостью переосмысления и обновления общественной жизни.

Без восстановления полнокровной народной художественной культуры, ее нравственных основ не может возродиться нацио­нальный духовный менталитет. В то же время нельзя не учиты­вать, что в понимании и оценке роли фольклора не обходится без 'перегибов". Слово "фольклор" стало едва ли не одним из наибо­лее употребительных. Им часто и с легкостью оперируют не только этнографы, историки, филологи, искусствоведы и педагоги, но и политики, средства массовой информации. Происходит усилен­ная и искусственная фольклоризация самосознания значительного слоя людей. Можно говорить о положительных и негативных сто­ронах этого процесса, его идеологической и откровенно конъюнк­турной подоплеке.(Каргин А.С. Обращение к читателям//Народное творчество. 1996.№ 1. С.3-4.)

Последнее десятилетие XX в. с особой ясностью высветило во­прос об отношении к историческому прошлому, к культурному наследию, национальным традициям России. Впервые во всем объеме открылись масштабы потерь, понесенных народной худо­жественной культурой в XX в. Потери эти не всегда можно пред­ставить в конкретно-зримых очертаниях, назвать и перечислить их. Тем не менее даже то, что "лежит на поверхности", потрясает нас своими негативными последствиями для духовной жизни на­рода. Утрачены многие народные праздники, обряды, обычаи, иг­ры; растеряны традиции народного хорового пения и массового музицирования; приходится возрождать многие исконные народ­ные художественные ремесла; разрушены механизмы передачи и функционирования национальных ценностей. Русской народной художественной культуре нанесен ущерб искусственным выталки­ванием ее на обочину духовной жизни, размыванием националь­ных черт, отказом в праве на существование и утверждение своей самобытности, подавлением веками сложившихся традиций фор­мами политизированной самодеятельности. Безусловно, многие из потерь обусловлены объективными причинами: урбанизацией, мигра­цией, войной, раскрестьяниванием. Но немалая их часть была инспи­рирована государственной культурной политикой, в которой культур­ный плюрализм, многообразие региональных форм были принесены в жертву культурной монополии, насаждению единых эстетических ка­нонов в творчестве. В нормальный, естественный, культурно-созида­тельный процесс вторгались директивы партийно-государственных структур управления. (Каргин А.С, Хренов Н.А. Фольклор и кри,зис общества. М., 1993. С. 3-17.)Не случайно, выдающийся русский дирижер В.Н.Минин, выступая на Всесоюзном совещании по развитию на­родного творчества в апреле 1988 г., просил органы культуры "не мешать фольклору самостоятельно развиваться; ибо создание му­зыкального фольклора – дело тонкое, и не нужно представления работников органов культуры о жизни народа натягивать на эту жизнь, и уж тем паче делать ее формой отчетности, от которой гибнет множество хороших начинаний". (Творчество народа - обновлению страны: Материалы Всесоюзного совещания по развитию народного творчества. 4-5 апреля 1988 г. Москва. М., 1988. С. 68.)

Народная художественная культура в современном мире имеет широкий спектр взаимодействий с элитарным искусством, а также с массовыми формами культуры. В течение длительного времени массовую культуру, народную культуру оценивали весьма негатив­но и противопоставляли им искусство элитарное. Однако очевид­но, что элитарное искусство, массовая культура не могут выпол­нить те задачи и функции, которые выполняет народная культура, ибо это не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые явления. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет ду­ховные устои жизни. Без определенного уровня народной художе­ственной культуры не может быть полноценной почвы для разви­тия элитарного искусства, она – те врата, через которые каждый человек может делать первый шаг в красочный мир эстетических ценностей. Благодаря в первую очередь народной художественной культуре, национальным традициям, человек ощущает свое место в исторической преемственности поколений, определяет свою эт­ническую и национальную самобытность.

Отношение к народной художественной культуре сегодня – ос­новополагающий фактор в культурной политике России. В разные периоды это отношение складывалось по-разному: от полной под­держки до полного отрицания отдельных ее пластов. Начиная с 20-х годов XX в. традиционные формы культуры нередко нивели­ровались по причине отказа от их региональных особенностей, делились на более и менее "ценные" формы и жанры во имя ут­верждения идей социализма, а также из-за несоответствия их формируемому "новому" менталитету народа. Концепции пролет­культовского характера, борьба с которыми якобы завершилась в конце 20-х годов, нередко проявлялись, в частности, по отноше­нию к фольклору в государственной культурной политике до кон­ца 60-х годов. Традиционная вековая народная культура, благода­ря которой получило бурное развитие не только элитарное искус­ство, но и русская культура в целом обрела яркую духовную само­бытность, была урезана в правах, исключалась из сферы интересов государства и общества. Она подвергалась насильственному упро­щению, отторжению, а порой и "революционному очищению".

С позиции исторического опыта необходима справедливая оценка традиционной художественной культуры и ее особой роли в жизни народов России. Без этого останутся не осознанными до конца ни огромные масштабы потерь, понесенные народной культурой, ни зна­чение сохраненных ею, несмотря на неблагоприятные условия, живи­тельных корней, ни мощь народных традиций.

Чтобы понятьсегодняшнее состояние народной художествен­ной культуры, необходимо обратиться к ее истории, осмыслить критически весь комплекс проблемее функционирования и раз­вития. Толькона этой основе можно выстраиватьконструктивную стратегиювозрождения традиций,не превращая эту деятельность в пропагандистскую кампанию.

Нельзя выбросить из истории народной культуры трагические ее страницы, но неверно ограничиться только постоянным перелистыванием этих страниц. Она продолжала сохранять и сохранила вплоть до настоящего времени многие свои традиции и вопреки сложным условиям развивалась в своеобразно огосударствленных формах художественной самодеятельности, ремесел и промыслов, в бытовом исполнительст­ве. Способность к выживанию в неблагоприятных условиях подтверждаег открытую испанским фольклористом Р.М.Пидалем закономерность о скрытых, или латентных, способах развития и существования народной художественной культуры.(Пидаль Р. Избранные произведения/Пер. с исп. М., 1961. С. 102.) Однако сохранившиеся ее формы требуют умного и чуткого обращения, специальной под­держки со стороны общества и государства, профессионально подготовленных кад­ров.

Формы народной художественной культуры исторически изменяются. Она тако­ва, каков человек, его образ жизни, философия, мироощущение, менталитет. В част­ности, "структура фольклора любого социального коллектива, - по мысли Б.Н.Пу­тилова, - на данном историческом этапе соответствует структуре его быта". (Путилов Б.П. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976. С. 181.) Струк­туру, характер фольклора, других форм художественного творчества определяет культурно-историческая, бытовая и социальная практика человека. Поэтому кажутся бессмысленными споры о том, жив ли фольклор, жива ли традиция, жива ли народ­ная культура. (Гусев В.В. Жив ли фольклор?//Живая старина. 199 5. №2.) В фольклоре, как и в целом в жизни, постепенно отходит в прошлое то, что перестает соответствовать парадигме народной жизни, но нарождается и раз­вивается то, что ей соответствует. Естественно, что изменяются не только формы народной культуры, но и стилевые, социальные, эстетические черты ее существова­ния. Она не означает отмену роли традиций в народной культуре. Преемственность – глубокая, диалектичная, историческая закономерность эволюции народной художест­венной культуры. Это дает возможность, с одной стороны, достаточно точно судить о принадлежности образцов народной культуры к конкретной эпохе, с другой видеть неразрывность и диалектику в ее движении.

Нельзя понимать народную художественную культуру как уста­новленную однажды заданность, развивающуюся только в кресть­янской среде. Об особой роли крестьянства, деревни в истории народной культуры в дальнейшем повествовании придется много говорить, но народная культура – результат творчества всего на­рода, а не одной только его части. Народную культуру можно представить как процесс творчества разных социальных групп и одновременно постоянного накопления, фиксации, обогащения, отторжения, видоизменения ее разнообразных форм, жанров, элементов и как результат длительного исторического развития, наложения, наслоения пластов разных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное и письменное. В народную художественную культуру можно включить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей (творчество), результаты этого процесса (материализованные, вещественные и духовные) и бытование, распространение; функционирование произведений культуры в обществе.

С одной стороны, народная художественная культура входит в общую систему народной культуры (наряду с народной медициной, народной метрологией, народной кухней, народной моралью и др.); с другой–она является одной из подсистем более глобальной системы художественной культуры общества, включается в ее структуру, взаимодействует со всеми ее образованиями. Очевидно, народная ху­дожественная культура предстает в этих связях как многомерное яв­ление, имеющее сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством.

Отсюда задачи изучения народной художественной культуры не сводятся лишь к изучению народного изобразительного искусства или фольклора, прикладного творчества или современных форм любительского самодеятельного искусства.

Перечисленные явления предстают как составные части народ­ной культуры, но одновременно через них выявляются её осново­полагающие системообразующие элементы, которые образует ар­хитектонику этого типа культуры.

Народная художественная культура не рассматривается ни как низший этап культурного развития человечества, ни как определен­ная ступень в развитии культуры, а как самостоятельный историче­ски обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, социальную стратификацию и т.д. Предложенный подход к народ­ной культуре уже выводит за пределы традиционных методов ее изучения, сложившихся в этнографии, искусствознании и фольк­лористике. В поле внимания оказываются не столько такие вопро­сы, как образ, стиль, художественная система, орнамент, язык, выразительные и изобразительные средства или жанрово-видовая система народного искусства и ее историческая трансформация, но сущность, исторические формы, морфология и структура на­родной культуры, статус ее творцов и потребителей, ее социаль­ные функции, связь с этническим и социально-психологическим менталитетом этноса.

Для подобного историко-культурологического подхода сегодня есть определенные историко-теоретические основания. В XX в. при изучении народного искусства, фольклора, любительского творчества были опробованы самые разные подходы и методы: социально-психологические, педагогические, философские, этно­графические, социологические, культурологические, эстетические, психологические. В центре внимания оказывались проблемы, во­все не сводимые к произведениям народного искусства, фолькло­ра. Затрагивался широкий круг вопросов, связанных с социальным функционированием различных частей народной художественной культуры, ее трансляцией и коммуникацией, воздействием на ду­ховный мир человека. Сделаны попытки выявить космологиче­ские, мифологические, религиозные, нравственные, магические, этнические, психологические, социально-психологические, социо­логические и исторические закономерности народной культуры.

Современный этап изучения народной художественной культу­ры требует ее соотнесения с универсальными, стабильными или динамичными картинами жизни общества, находящимися в зави­симости от того или иного исторического состояния государства. При этом в поле внимания должны оказываться и начальные эта­пы развития народной культуры, и ее функционирование на позд­них этапах истории. Не менее важно при изучении предмета, сущности, границ народной художественной культуры выявление ее места в структуре культуры на любом этапе истории того или иного народа. Своеобразие народной художественной культуры станет очевидным лишь в случае, если ее соотнести с другими слоями культур, существующими в тот или иной период истории.

В науке существует стремление анатомировать структуру на­родной культуры, выделить в ней наиболее мощные пласты. Из­вестна попытка вычленить слагаемые языческой, дохристианской, средневековой народной культуры, а также народной культуры нового и новейшего времени. Если исходить из безусловного по­ложения о том, что каждый социальный слой или группа общест­ва выступает творцом и носителем определенного типа субкульту­ры (крестьянство – крестьянской, духовенство – религиозной, рыцарство – рыцарской, ремесленники, мещане, рабочие – го­родской и т. д.), то, очевидно, и слагаемые культуры будут весьма различаться в разные исторические периоды. Наличие перечис­ленных слоев в культуре приводит не к разрушению ее как цело­стного организма, а к постоянно меняющейся архитектонике и соподчиняемости слагаемых. Самостоятельность каждого из выде­ляемых слоев культуры не отрицает их внутренних взаимоотноше­ний и взаимовлияний. В реальности не существует жесткого раз­деления, например, крестьянской и религиозной культуры или культуры рабочих и мещан. Наоборот, религиозная культура не­редко проявляется в фольклорных формах, последние несут ее заданность, а народные представления отражаются в религиозном искусстве. Кроме того, из возникающей в этом случае картины мира, в которой переплетается языческое и религиозное, сакраль­ное и мирское, предстает культура не только мещан, рабочих, крестьянства, но в то же время дворянства, интеллигенции, купе­чества.

При все более дифференцирующейся социальной жизни, когда одни группы общества отделялись от других, ценности традици­онной культуры функционировали в каждой из них, несмотря на социальное расслоение. Можно также отметить, что основной бесписьменный механизм функционирования ценностей традици­онной культуры, сложившийся в древности и получивший всесто­роннее развитие в крестьянской среде, был задействован предста­вителями всех слоев, причем естественно изменялся с учетом осо­бенностей культурных традиций этих слоев.

Народная художественная культура, очевидно, единственная из всех типов культур, имеет такие механизмы функционирования, которые в том или ином виде заимствованы и трансформированы другими слоями культуры, в том числе элитарной и массовой.

В этой связи возникает проблема распространения и сфера функционирования народной художественной культуры. По на­шему мнению, если на стадии нового и новейшего времени народная художественная культура функционировала и функционирует в виде одного из пластов культуры, то на предшествующих этапах истории (язычество, средневековье) она оказывалась универсальным пластом культуры всего человеческого сообщества. "Подходя к делу истори­чески, – писал В.Пропп, – мы должны будем сказать, что для до­классовых народов фольклором мы назовем творчество всей сово­купности этих народов". (Пропп В.Я. Фольклор и действителъность//Избр. статьи. М, 1976. С. 18.)

То, что обычно подразумевается под народной традиционной культурой, оказывается наиболее древней культурной системой, имеющей на разных этапах истории разную степень распростра­нения и дошедшей до наших дней как один из пластов культуры общества.

В условиях социальной дифференциации народная культура со­храняет свое универсальное значение как общенациональная цен­ностная система. Поэтому в нашем понимании народная художе­ственная культура – целостная и самодостаточная система духов­ной жизни народа, результат и процесс бытовой, а также социаль­но-организованной творческой деятельности всех слоев общества (крестьянства, рабочих, мещан, интеллигенции, купечества, сту­денчества и множества других групп), осуществляемой ими в со­ответствии с архетипами народной философии, эстетики, морали, психологии, народной веры и менталитета.

В определении учтена мысль Б.Н.Путилова о двух – частью не­зависимых, частью пересекающихся и взаимодействующих – фольклорных системах. Одна из них принадлежит среде с господ­ствующим фольклорным сознанием и фольклорным способом со­хранения и передачи культурной традиции, другая функционирует в среде, культура которой определяется письменной, "ученой" традицией. (Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. С. 46-47.) Предлагаемое определение вытекает из логики совре­менного художественного процесса, состава его носителей и хра­нителей. Картина здесь весьма противоречивая. Сохранение рав­новесия в развитии народной художественной культуры сопряже­но сегодня с повсеместным разрушением патриархального уклада жизни, который обеспечивал один тип культурного производства, уже невозможны







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1442. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия