Структура души. Совокупность страстей и добродетелей.
Наличие смирения. Смирение великое качество, сутью которого является наличие у человека желания поступать согласно Воле Божией. Человек, обладающий смирением, духовно возвышен, мирен, психически очень уравновешен и спокоен. Важной чертой смирения является порождаемые им благодарность Богу за все и осознание человеком своей немощности и беспомощности без источника силы и всякого блага Бога. «Сила моя в немощи совершается» говорит Господь об этом состоянии. Осознание своей не автономности. В тоже время смирение порождает в человеке мужество и дерзновение, как говорил отец Паисий Святогорец «удальство», с Богом мне все по плечу. Апостол Павел в своем послании пишет: «Если Бог за нас, то кто против нас». Главная заповедь Господа нашего Иисуса Христа, это заповедь любви, поэтому любовь к Богу и людям главный признак смирения души. Утверждаю вслед за всеми святыми отцами вселенской православной церкви, что человек, не обладающий смирением, не может быть назван умным. Противоположность смирения-гордыня не совместима с интеллектом. Жизнь доставляет достаточно примеров того, как люди образованные и эрудированные совершали большие глупости, став жертвами своей гордости. Смирение очень сильно роднит человека с Богом, существом обладающим абсолютным смирением и интеллектом. Именно в силу этой способности, роднить человека с Богом, смирение резко повышает интеллектуальные возможности человека.
Структура души. Совокупность страстей и добродетелей.
«И так, душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая этому [телу] жизнь и приращение, и чувствование, и производительную силу, имеющая ум не иной по сравнению с нею самой, но чистейшую часть ея, ибо как глаз в теле, так ум в душе.»[4, 153] Так определяет душу святой Иоанн Дамаскин. Рассмотрим душу как энергетическую сущность в структуре которой как на информационном носителе записаны все ее свойства. В лоне души располагаются чудесные добродетели, роднящие ее с Богом и мерзкие страсти, уподобляющие последнюю врагу человеческому и божию дьяволу. Добродетелями называются богоподобные черты нашей души. Страсти же имеют место там, где душа теряет сродство с Богом, это разрушенные места души, порождающие деструктивные склонности. Можно еще сказать, что страсти это испорченные добродетели. Целая невредимая душа вся добродетельна. Таковыми были души Адама и Евы до грехопадения. Разумеется, набор добродетелей и страстей индивидуален у каждого человека. Добродетели роднят человека с Богом и делают его умным, а страсти, разъединяющие его с Творцом и соединяющие с источником хаоса, муки и глупости дьяволом, притупляют ум. Добродетели можно назвать вместилищем даров. Необходимым условием одаренности. Руководит формированием будущей души Творец, но рискну предположить, что на основе душ отца и матери, которые обладают некоторыми постоянными характеристиками. Кроме этого людские души могут принимать различные состояния в процессе жизни, в них могут возбуждаться те или иные добродетели и страсти, чувства и эмоции. С одной стороны у Господа есть планы на каждую конкретную душу и в соответствии с ними он ее формирует. С другой стороны, так как души родителей являются основанием для творчества божия и их состояние при зачатии одного ребенка может отличаться от их состояния при зачатии другого ребенка, это сказывается на будущих качествах души ребенка и дети от одних родителей получаются наделенными различными дарованиями и качествами. Так же предельно важным периодом развития души, уже получившей под божественным руководством некоторые первоначальные свойства от отца с матерью в момент зачатия, является период вынашивания младенца. На будущего человека огромное влияние оказывает образ жизни матери в этот период, чем больше в ней покоя, благодушия, добродетельности в эти дни, тем лучшую душу унаследует ее ребенок. Помимо поведения матери на качества маленького не родившегося человека огромное влияние могут оказать молитвенные обращения к Богу ее родителей или других людей. Родители могут взять на себя какой-нибудь молитвенный и телесный подвиг, совершаемый ради ниспослания ребенку многих дарований. И это окажет огромное положительное влияние на его душу. Резюмирую вышесказанное следует заключить, что уровень интеллекта в значительной мере качество наследственное. Тот или иной набор добродетелей и страстей, складывающийся к сознательному возрасту, безусловно, также зависит от воспитания личности ребенка родителями. Посредством правильного воспитания можно максимально способствовать искоренению или, если сказать точнее, уврачевыванию, исцелению в человеке пагубных страстей и развитию у человека различных добродетелей, а, следовательно, и высокого интеллекта. Но следует заметить, что врожденные, доставшиеся в результате духовной наследственности от отца с матерью качества души в первую очередь определяют будущие свойства человека. Безусловно, существует и генетическая наследственность, но ее я рассматривать не буду, так как считаю фактор духовной наследственности превалирующим.
3. Баланс благодати и «греховного вещества». Количество того и другого. Сущность и значение покаяния и раскаяния. Каждый совершенный человеком грех имеет последствия. Грех есть нарушение естественных законов мироздания, нарушение воли Божией. Нарушает волю Божию человек в результате потакания какой-нибудь своей страсти. Потакая страсти, человек в какой-то степени уподобляется дьяволу, который в своем существе весь страсть. Приобретает сродство с ним, а лукавый в свою очередь приобретает права оказывать на человека влияние. Лукавый бессилен против безгрешного человека. В результате греха в человеке происходит накопление так называемого «греховного вещества». Термин «греховное вещество» содержится в тексте последования ко святому причащению в девятой песне канона ко святому причащению: «Якоже огнь да будет ми, и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего меня просвещая покланятися Божеству Твоему.» Приобретая сродство с дьяволом, накапливая «греховное вещество» человек закономерно теряет сродство с Богом, отпадает от него и глупеет.
Сущность «греховного вещества». Что касается сущности «греховного вещества» имею два предположения. Либо «греховное вещество» это и есть бесы, входящие в тело человека, после совершения им греха, что логично и чему есть подтверждение в святоотеческой литературе. Например, в писаниях Антония Великого есть такие слова: «Бог благ и бесстрастен и неизменен, если кто признает за благословленным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однако же, как он будучи таков: о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются являются милостив к ним, то на это надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, что Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым, а мы когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по не сходству с Ним. Живя добродетельно мы бываем божиими, а делаясь злыми становимся отверженными от Него. А это не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать божию благость. Так что сказать: Бог отвращается от злых есть тоже, что сказать, солнце скрывается от лишенных зрения» [1, 99-91] (Антоний Великий Пар. 150, 1 том. Добротолюбие). Есть еще одна цитата. «Всякий человек, который услаждается греховными помыслами, падает произвольно, когда рад бывает (сочувствует) тому, что в него влагаемо бывает от врагов (от автора: демонов) и когда думает оправдать себя только видимо совершаемыми делами, будучи внутри жилищем злого духа, который научает его всякому злу. Тело такого наполнится постыдными срамотами – ибо кто таков, тем овладевают страсти демонские, которых он не отгоняет от себя. Демоны не суть видимые тела; но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темные; ибо, принявши сии помышления, мы принимаем самих демонов, и явными их делаем в теле.»[ 1, 32] (Антоний Великий Пар. 32, 1 том. Добротолюбие). Либо «греховное вещество» это действительно какая-то грязная сатанинская энергия, которую нельзя отождествлять с самими демонами. Впрочем, первоначально я придерживался исключительно первой точки зрения, так как она предельно логична, но многие святые отцы считали, что бесы могут оказывать воздействие на человека со стороны не входя в его тело.
Значение покаяния: Покаянием святые отцы называют процесс возненавидения греха и возлюбление добродетели. Святые отцы говорили, что в результате покаяния в человеке происходит «изменение» и «очищение» ума. Покаявшийся человек не способен больше совершать грехи в которых он покаялся. Нельзя путать покаяние и раскаяние, которое есть лишь акт сожаления о содеяном и просьба о прощении. Покаяние начинается с раскаяния и может долго сопровождаться им, до тех пор, пока не изгладятся все последствия совершенных грехов, но по мере очищения человеческой души от страстей и пресечения греха оно сменяется светлой, смиренной, безмятежной радостью. Это состояние святые отцы называли «ликование по Бозе». Совершенное покаяние течёт в радости. О таком состоянии апостол Павел писал в послании…: -Непрестанно молитесь и радуйтесь, ибо такова о вас Воля Господа нашего Иисуса Христа. Покаянием человек, совершивший грех и тем самым нарушивший сродство с Богом, расторгнувший с Ним связь, снова уподобляется Божеству, соединяется с Творцом, становиться доступным его живительной энергии благодати. С одной стороны благодать, проникая в человека, нейтрализует «греховное вещество» в результате чего имеющиеся у человека способности «восстанавливаются», становятся реализуемыми, проявляются ярче и человек становиться умнее. А с другой стороны, обретая в покаянии ненависть ко греху и прикладывая собственное волевое усилие по противодействию страстям, человек делает структуру своей души доступной для изменения, уврачевания со стороны Божества и она меняется на фундаментальном уровне. Происходит, как написано выше, указанное святыми отцами «изменение ума», его «очищение». «Кто от всего сердца не возымеет ненависти к тому, что свойственно вещественной и земной плоти, и ко всем ее движениям и действиям, – и ума своего не восторгнет горе к Отцу всех, тот же может получить спасения. Кто же сделает это, над трудами того умилосердится Господь наш, и дарует ему невидимый и невещественный огонь, который попалит все находящиеся в нем страсти и совершенно очистит ум его.»[ 1, 30] (Антоний Великий Пар. 30, 1 том. Добротолюбие).
|