Интеллектуальный потенциал.
ПОТЕНЦИАЛ (от лат. potentia - сила) - источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (напр., экономический потенциал). Большой Энциклопедический словарь. 2000. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/241690 Острота ума может колебаться в значительных пределах в течение непродолжительного промежутка времени, в зависимости от того насколько страстно или бесстрастно человек подходит к решению стоящих перед ним задач. То есть работают три из перечисленных факторов: наличие смирения, баланс благодати и греховного вещества и самооценка. Изменение этих факторов отражается на величине интеллекта очень быстро. Но в определенных пределах. У каждого человека есть предельная величина интеллекта, то есть такое значение интеллекта, которое становится явью при идеальном стечении обстоятельств. Например, человек крайне смирился, давно не грешил по крупному, любовь к Богу и людям живет в его сердце и самооценка его находится в оптимальном состоянии. Появляется результат, но это предел. Такое предельное значение человеческого интеллекта я назвал интеллектуальным потенциалом человека. Это величина стабильная и чрезвычайно медленно и с большим трудом изменяемая в течение жизни, так как напрямую связанна как нетрудно догадаться с последним и самым важным фактором – состоянием структуры человеческой души. У большинства людей структура души, получив задатки при рождении и развившись до определенного уровня в процессе воспитания до зрелого возраста после этого значительным изменениям в течение жизни не подвергается. Но это не значит, что её нельзя изменить вовсе. По учению святых отцов православной церкви ум человека очищается и просветляется в процессе искоренения страстей, который побуждается тщательным исполнением заповедей евангелия. Приводит к личностному росту. "Ум, освободившийся от страстей, делается световидным, будучи непрестанно осияваем созерцаниями всего сущего" [2, 293] (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.293). Дело искоренения страстей требует напряженного труда духа и воли человека, постоянного понуждения себя к поступанию против страстей, тщательному исполнению заповедей Божиих, с понуждением себя к новым творческим завоеваниям и подвигам. Разумеется, сделать это своими силами человеку невозможно. Изменение устоявшейся, взрослой, стабильной структуры души требует привлечения огромного количества энергии. У человека ее нет. Это под силу только Богу, источнику бесконечной неограниченной энергии. Сам Господь, желая добра своим ученикам, призывал их: Непрестанно молитесь и бодрствуйте. [ ]Без постоянных молитвенных направленных к Богу просьб о помощи человек победить в этой борьбе не в состоянии. «Кто от всего сердца не возымеет ненависти к тому, что свойственно вещественной и земной плоти, и ко всем ее движениям и действиям, – и ума своего не восторгнет горе к Отцу всех, тот не может получить спасения. Кто же сделает это, над трудами того умилосердится Господь наш, и дарует ему невидимый и невещественный огонь, который попалит все находящиеся в нем страсти и совершенно очистит ум его.»[ 1, 30] (Антоний Великий Пар. 30, 1 том. Добротолюбие).
Поясню идею об интеллекте и интеллектуальном потенциале с помощью аллегории. Представьте себе двигатель автомобиля мощностью 100 лошадиных сил. Эту мощность он развивает, когда находится в идеальном состоянии. Его детали не стерты, он полон свежего качественного масла, заправлен всеми необходимыми и возможными присадками, отлично отрегулирован, хорошо охлажден и работает на высококачественном бензине. Но стоит только пропустить техосмотр, как какие-то части разбалтываются, загрязняются, истираются или нагреваются выше нормы и его мощность падает. Например, он может выдать лишь 40-65 лошадиных сил из ста возможных. Эти 40-65 лошадиных сил и есть наш реальный текущий интеллект. Прямо сейчас, в данный момент. А 100 лошадиных сил это наш интеллектуальный потенциал, требующий реализации. По мере очищения от страстей, в силу покаяния, у нас растет не только интеллект. Количество лошадиных сил приближается к максимально возможной отметке, но и сам двигатель увеличивается в объеме и конструктивно становится все более совершенным. Напомню, что сам процесс борьбы со страстями или как любили говорить святые отцы, труд искоренения страстей, а лучше сказать процесс восстановления, выздоровления, уврачевания души называется покаянием. Статичный человек, не ведущий борьбы со своими страстями, не пребывающий в покаянии, ленящийся развивать заложенные в нем таланты, закономерно деградирует и теряет даже то, что получено им от Бога при рождении. Интеллектуальный потенциал может, как возрастать в течение жизни, так и сходить на нет. Но, повторюсь, происходит это намного медленнее, чем колебания самого интеллекта. Как писалось выше добродетели нашей души, эти богоподобные ее черты нужно рассматривать как вместилище даров и талантов и одновременно как почву, на которой эти таланты могут корениться. Суть достаточно проста, Бог существо, обладающее всей полнотой созидающей потенции, по мере проникновения в человеческую душу выстраивает ее подобно себе, образую в ней богоподобные черты – добродетели. Как просто для Божества творить новое и прекрасное из ничто, так же в подражание Творцу просто душе богоподобной порождать на свет божий прекрасные творения в любой области человеческой жизни. По словам преподобного Максима Исповедника, "ум действует по естеству своему, когда содержит страсти в покорности, созерцает значение всего сущего и пребывает с Богом" [2, 220] (Добр. Т.3. С.220). Безусловно, интеллект это один из многих талантов, которыми наделяет Творец душу подобную Ему. Все без исключения святые подвижники божии были людьми чрезвычайно талантливыми. И каждый человек приложивший усилие на пути спасения обязательно стяжает награду и преумножит дары данные ему от рождения, в том числе и интеллект.
|