Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Поиск единой идеи человека в философии М. Шелера





При всем единодушии сторонников "антропологизации" и "гуманизации" современной философии в рамках названных нами направлений обнаруживаются весьма существенные расхождения в понимании характера и предмета "философской антропологии". Во многих случаях предмет исследования оказывается неопределенным: остается невыясненным, что же именно подразумевается под "философией человека" и каковы те черты и признаки, которые отличают и характеризуют данную философию.

В современной философской литературе термин "философская антропология" употребляется как в узком, специальном, так и в самом широком смысле. Он используется для обозначения различных, нередко противоположных по своим основоположениям философских концепций человека. Этими терминами называются, во-первых, философские учения, ориентированные на проблему человека, – персонализм, прагматизм, протестантская религиозная философия; во-вторых, концепции человека различных онтологических и объективно-идеалистических систем – англо-американский абсолютный идеализм, неотомизм, новая онтология Николая Гартмана, феноменология Э. Гуссерля, трансцендентальный идеализм и, наконец, специальные философские учения о человеке, какими признаны экзистенциализм и так называемая философская антропология, сложившаяся в русле современной немецкой философии и берущая свое начало у Макса Шелера (1874-1928).

Основные идеи философской антропологии выдвинуты М. Шелером в его работе "Место человека в Космосе". В этой работе он начертал заманчивую программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Он предполагал соединить онтологическое, предметное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Человек для Шелера есть начало бытия. Кризис общественной жизни он связывает с кризисом личности. Никогда еще, отмечает Шелер, человек не был столь проблематичен, как в ХХ веке. Одна из причин этого – абсолютизация "знаний контроля", то есть естествознания, недооценка "знаний культуры", то есть антропологии, и пренебрежение "к знаниям спасения", то есть знаниям о восхождении человека к богу. Шелер упрекает европейскую философию в забвении кантовского вопроса "Что есть человек?" У него самого этот вопрос становится главным объектом философствования. Специальные науки, занимающиеся человеком, скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают ее. Именно это обстоятельство, отсутствие синтетического учения о человеке, по мнению Шелера, и определяет неустойчивость человеческого бытия.

В своих теоретических построениях Шелер отталкивался от отдельного индивида как носителя теоретической беспристрастности, философской убежденности и религиозной веры. Главная характеристика человека – устремленность к богу, представление о котором сопряжено с переживанием высшей, абсолютной ценности. Но сами эти переживания – и Шелер не мог не отметить этот факт – возникают у человека лишь в ходе общественной жизни, в ходе приобщения индивида к культурным формам, выработанным человечеством. Из этих форм наиболее существенной для человека Шелер считает религию. Антагонизм между обществом и человеком возникает потому, что он содержит в себе два начала – "порыв", жизненное, биологическое ядро и "дух", идущий от бога. "Порыв", оказывается сродни ницшеанской "воле к власти", на которую "наслаивается" дух", "то, что делает человека человеком".

Содержание "духа" превращается в достояние индивида благодаря слову. Слово происходит от бога. Слово есть первичный феномен. Это есть смысловая предпосылка и одновременно основное средство всего познания, считает Шелер. Личный дух индивида это "окно в абсолют", "логос", согласно которому образовался мир.

Шелер заявлял, что настала пора рождения синтетической антропологии, способной стать мировоззренческой основой для всего знания о мире, ибо тайна мира – в человеке. "Задача философской антропологии – точно показать, как из основной структуры человеческого бытия... вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, руководство, изобразительные функции искусства, миф, религия, наука, историчность и общественность" (91. С.156). Антропология – наука о "сущности и структуре сущности человека". Поэтому она содержит в себе начало иных наук. Так Шелер приходит к философскому антропоцентризму. Даже объясняя причины войн, Шелер находит ее корни в естественном, биологическом процессе. Истинный корень всякой войны состоит в том, что всякой жизни свойственна тенденция к возвышению, росту, развертыванию.

Таким образом, шелеровская программа, представляющая собой попытку построения специального философского учения о человеке на основе конкретных антропологических исследований, оказалась невыполненной. Философская антропология не смогла стать целостным учением о человеке. Более того, она в значительной мере помешала объективному конкретно-антропологическому исследованию, поскольку его данные она использовала для обоснования априорных философских принципов. И тем не менее в системе рассуждений Шелера важен обоснованный им принцип, согласно которому человек и становится человеком. Этот принцип находится вне всего того, что мы можем назвать жизнью. Он вообще противоположен жизни. Шелер называет его "дух"; разум человека оценивается как его составная часть. "Дух", кроме того, означает и разнообразные человеческие переживания: доброту, любовь, раскаяние, благоговение. Носителем переживаний и духовных актов выступает личность. С точки зрения Шелера, философская антропология должна обнаружить "базисную структуру" человеческого бытия. Конечная цель такого исследования – выявление специфических свойств и характеристик человека.

В работах последователей М. Шелера – Г. Плеснера, А. Гелена, Э. Ротаккера, М. Ландмана и др. – философская антропология вылилась в отдельные философски осмысленные региональные антропологии – биологическую, психологическую, культурную, религиозную.

Так, Плеснер полагал, что антропология "должна развиваться в направлении самопознания". Человек становится человеком постольку, поскольку он обретает дух, а следовательно, способность иметь дистанцию относительно мира, жизни, самого себя. Поэтому личность должна различать в себе индивидуальное и всеобщее "Я". Подоплека этой позиции состоит в постижении природной сферы человека, не ограниченной только духовным творчеством и моральной ответственностью. Плеснер фиксирует внимание на эксцентричности человека, который утратил свою самость и потому вынужден постоянно пребывать в ситуации поиска и самосовершенствования.

Индивидуальность человеческого существования, его самоценность, свобода и творчество – важные принципы в понимании человека и для Макса Шелера, и его последователей. В этой связи сторонники немецкой философской антропологии разделяют экзистенциалистскую критику современного философского сциентизма. Как и экзистенциалисты, они считают, что философия не должна дать загипнотизировать себя верой в науку и ее всесилие, и ищут исключительно философский подход к бытию, выходящий за рамки науки. Вместе с тем, в отличие от экзистенциалистов, они предполагают, что эти философские принципы вполне совместимы с предметным познанием человека, в том числе и с познанием его свободной и творческой природы. Например, Гротуайзен и М.Ландман, сравнивая представляемую ими философскую антропологию с экзистенциализмом, видят преимущества своей концепции в том, что она рассматривает человека наряду с другим сущим, но в качестве особого бытия, занимающего особое положение в космическом целом. В то время как экзистенциалистская философия рассматривает человека лишь изнутри, здесь он исследуется, кроме того, и извне, со стороны. Вращаясь вокруг загадки собственного "Я", экзистенциализм тем самым примыкает к христианской концепции человека, сосредоточившей свои усилия вокруг отдельной человеческой души; его объяснения человеческой природы близки тем, которые давала спиритуалистическая философия прошлого.

Философские антропологи правильно указывают на узость экзистенциалистской концепции человека, на то, что экзистенциалисты в своих суждениях совершенно не учитывают полученные наукой знания и основанные на них представления о человеке, более того, считают науку препятствием для философского постижения его природы. Но при этом Гротуайзен и Ландман совершенно отвлекаются от принципиальной общности их собственного и экзистенциалистского понимания природы человека. А между тем имеющая для них определяющее значение концепция Макса Шелера сама сложилась под сильным влиянием августинианской философии, и он также в центр своего мышления ставит духовное существо человеческой личности.

Точно так же и экзистенциалисты, критикуя философских антропологов за их неудачную попытку предметного рассмотрения человека, забывают о том, что те своими неудачами обязаны, по существу, экзистенциалистскому философскому принципу.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 619. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия