ПРАВОСОЗНАНИЯ
Многие ученые констатируют, что после распада СССР и в последующие годы в российском обществе наблюдается кризис правосознания, который обусловлен прежде всего переоценкой прежних идей, взглядов и представлений. «С одной стороны, падает вера в возможность быстрого построения правового социального государства, создания действенной правовой системы, способной защищать человека как от произвола и беззакония чиновничьего аппарата, так и от криминальных структур. С другой — в сегодняшнем правосознании велико влияние идеологии неразвитого, во многом «дикого» рынка.. Между тем для цивилизованного рыночного общества необходимо развитое индивидуальное правосознание, личностное осмысление роли права, способность индивида к самостоятельным действиям, к саморегуляции, основанной на правовой культуре»1. Наряду с новым осмыслением правосознания и правовой культуры в нашем обществе встает задача комплексного теоретического исследования проблемы индивидуального правосознания в демократическом обществе. По проблемам правосознания и правовой культуры вообще написано очень много, даже трудно подсчитать количество публикаций. А вот по современным аспектам этих проблем применительно к постсоциалистическому праву и государству издано работ совсем немного. В частности, некоторые теоретики права по-разному определяют само правосознание применительно к новым общественным реалиям2. 1 Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Нерсесянца. 2 См., например: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. III. Проблемы теории права Правовое сознание есть специфика форм отражения современного общественного бытия, форма общественного сознания, представляющая собой систему правовых целей, понятий, взглядов, представлений, чувств, настроений и т.п. Правовое сознание отражает, с одной стороны, объективную сегодняшнюю действительность, общественное бытие, общественные отношения, а с другой — специфическое правовое воздействие на эту действительность, правовые связи и отношения. Правосознание — сложное структурное образование, обусловленное сложностью отражаемого им объекта. Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Правосознание имеет своим объектом общественные отношения. Причем, отражая объективные условия современного общественного развития, правовое сознание является источником правотворческой инициативы. Оно оказывает влияние на процесс социального действия норм права и их эффективность. Направляя и регулируя социальную деятельность людей в сфере функционирования права, правосознание само преобразуется в ходе этой деятельности, наполняясь новым содержанием. Проблема правосознания — одна из ключевых проблем правовой науки, раскрывающая правовую деятельность людей, групп, индивидов, истоки и механизм их правомерного и противоправного поведения, определяющая пути и формы целенаправленного правового воспитания членов демократического общества, формирования правовой культуры. Связанное с правом правосознание не может быть соответственно только с ним одним. В основе правосознания как формы общественного сознания лежит общественное бытие, которое есть одновременно основа и права, политических и правовых институтов. Можно выделить два аспекта отражения в правосознании: 1) отражение существующих общественных отношений и 2) указание на способ воздействия на эти отношения, т.е. отражение правовых требований, позитивного права. Специфика правосознания в отличие от других форм сознания состоит в том, что, с одной стороны, предметом его отражения являются общественные отношения, требующие нормативно-правового регулирования, а с другой — действующее право, функционирует в виде закона и других нормативных предписаний. Ранее в определениях правосознания эти два аспекта не всегда учитывались. И тогда получалось, что правосознание в государстве представляло собой совокупность идей, понятий, представлений всех людей о праве и законности, а также эмоций и привычек этих людей, связанных с правовыми явлениями. И личность как бы забывалась. 19. Правосознание и правовая культура. Проблема индивидуального правосознания 337 На современном историческом этапе общественное бытие как предмет отражения и объект воздействия общественного и индивидуального правосознания представляет собой взаимодействие различных общественных отношений (и государственных, и частных и др.). Их совокупность находит свое отражение в общественном правосознании, которое отражает лишь наиболее общее, что соответствует интересам всех граждан, а не отдельных их представителей. В индивидуальном же правосознании отражаются отдельные стороны общественного бытия, те общественные отношения, которые входят в сферу личной жизни человека. Характер осознания действительности, степень адекватности ее отражения индивидуальным сознанием определяются и индивидуальными особенностями личности, ее мировоззрением, жизненным опытом, нравственными и другими установками, т.е. по содержанию отражение остается объективным на любом уровне, а по форме субъективно, так как связано с познающим субъектом1. В настоящее, как и в советское время, структура правоотношения представляется в основном в виде правовой идеологии и правовой психологии. При этом мало обращается внимания на другие компоненты и характеристики этой структуры, вызванных новым временем. Более интересной и предпочтительной выглядит позиция А. В. Полякова на структуру правосознания2. Применительно к постсоциалистическим реалиям он обосновывает, что основными видами отношений сознания в обществе является познание, ценностные отношения и практика. Соответственно в правовом сознании можно выделять познавательные, ценностные и волевые элементы, из которых и складывается как индивидуальное, так и общественное правосознание. Совокупность этих элементов в их взаимосвязи образует структуру правосознания. Эти элементы можно определить как правовую онтологию, правовую аксиологию и правовую праксиологию. Правовая онтология — это сознание (т.е. познание и знание) того, что есть право вообще и что есть право в отдельном обществе. Наиболее общие знания о праве как таковом называются теоретической правовой онтологией (теоретико-рациональный уровень правосознания). А сознание того, что предписывается субъектам общества в качестве общеобязательных правил поведения, как необходимо себя вести в той или иной правовой ситуации, называется практической правовой онтологией. Она представляет собой ре- 1 См.: Морозова Л.А. Указ. соч. С. 398—404. 2 См.: Поляков А.В. Указ. соч. С. 376—411. II. Проблемы теории права зультат нормативной интерпретации различных правовых текстов, облеченных в формы законов, подзаконных актов, обычаев договоров и т.д., и одновременно индивидуальная сфера правосознания, субъекты которой сознают себя носителями определенных прав и обязанностей, определяющих их поведение по отношению к другим субъектам. Правосознание включает в себя не только рациональное знание о правовой действительности, но и эмоциональное, ценностное отношение к праву, складывающееся в том или другом обществе, и которое лишь частично тематизируется и рационализируется сознанием индивида. Такое интеллектуально-эмоциональное восприятие права и составляет содержание правовой аксиологии. Правовая аксиология подразделяется на правовую идеологию и правовую психологию. В своей активной составляющей правовая идеология выполняет функцию средства, при помощи которого осуществляется легитимация правовых текстов, придающая им нормативно правовой смысл и значение. Легитимация осуществляется на уровне правовой психологии. Все многообразие правовых идеологий может сводиться к нескольким типам, которые определяются приоритетом тех или других ценностей, лежащих в их основе, и представляют собой ту или иную модель социальной коммуникации. Так, теории, сводящие право к правам и свободам человека, независимо от того, как конкретно понимаются эти права и обязанности, относятся к индивидуалистическому типу правовой идеологии (и правовой коммуникации соответственно). Те теории, в которых доминирующей ценностью и источником права признается бог, относятся к теоцентрическим правовым идеологиям. Если же основными правовыми ценностями признаются права каких-либо групп, классов, народов, общества, то такие взгляды относятся к коллективистскому типу правовой идеологии. Много говориться о либеральной правовой идеологии. Либерализм исходит из основополагающей ценности индивидуальной свободы, понимая ее как свободу от какого бы то ни было вмешательства в самоопределение поступков человека. Несистематизированное ценностное восприятие правовой действительности в виде правовых чувств, эмоций и переживаний называется правовой психологией. На иррациональном уровне правовой психологии происходит ценностная легитимация права, которая впоследствии может получить идеологическое оправдание и обоснование. Повседневная правовая жизнь воспринимается прежде всего на уровне правовой психологии. 19. Правосознание и правовая культура. Проблема индивидуального правосознания 339 Конечно, эту точку зрения на структуру правосознания можно признать за исходную. Она больше «преломляется» и учитывает сегодняшние условия бытия, характер рыночных отношений. Однако определения правовой идеологии и правовой психологии как важнейших частей правосознания все же нуждаются в уточнениях. Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных нормативных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового воздействия в демократическом обществе. Правовая наука создает теоретические концепции, которые отражают закономерности развития правовой системы: является базой для правовой политики и идеологии; содержит методологию изучения государства и права; формулирует предложения о путях совершенствования правового регулирования. Правовая психология выражает психологическое отношение к праву и правовым институтам. Она включает следующие элементы: общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, богатых, бедных, мужчин, женщин, вытекающие из их места в структуре общества; психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам; представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада; чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущее социальным группам; способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение. Правовая психология включает значительную область бессознательного — целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых индивид не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правомерного (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.) так и неправомерного поведения. Бессознательное может проявляться как интуиция, аффект. Структуру правосознания можно рассматривать и по субъективному составу. В этом случае выделяется правосознание индивидуальное, групповое, общественное, причем при характеристике субъектного состава правосознания обязательно надо иметь в виду те качественно своеобразные стороны, которые обусловливают уровень правовой идеологии и правовой психологии, присущей правосознанию тех или иных индивидов (групп, общества). Функциями II. Проблемы теории права правосознания, т.е. основными направлениями его воздействия на общественные отношения, будут познавательная, оценочная, регулятивная, ценностная. Уровни правового сознания зависят от степени знания права и подразделяются на обыденное, специализированное (его часто называют профессиональным) и научное (теоретическое). Правомерна также постановка вопроса об исследовании так называемой правовой праксиологии1. Она тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную коммуникативную сторону. Она касается совокупности представлений о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Она состоит из правовой политики и правовой установки. Правовая политика — совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу. Правовая политика может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной. Она может быть либеральной и авторитарной, национально ориентированной и космополитической, творческой и т.д. В конечном счете правовая политика связана с правовой идеологией и в значительной мере ею определяется. Основное требование, предъявляемое к правовой политике, — требование ее органичности. Она должна определяться не поверхностными, частными интересами и модными лозунгами, а интуицией творческого совершенствования социальной жизни. Способствовать созиданию человеческого духа — вот высшее предназначение одухотворенной правовой политики. Она не может быть групповой, классовой, грубой, но обязана быть научной политикой. Понятие правовой установки опирается на общее понятие установки, разработанное в психологии и философии. Установка означает состояние готовности к действию субъекта в определенной ситуации. Она аккумулируя прошлый опыт человека, опосредует стимулирующее воздействие внешних условий и уравновешивает отношения субъектов со средой. Правовая культура есть разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к «правовой материи». Правовая культура включает в себя и то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения человека. 19. Правосознание и правовая культура. Проблема индивидуального правосознания 341 Известно, что правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы, класса, элиты и индивида. Высший уровень правовой культуры индивида — это его правовая активность. Она проявляется в готовности личности к активным сознательным творческим действиям в сфере реализации права, а также законосообразности поведения, в основе чего лежит убеждение в необходимости служения правовому закону как социальной ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов. Правовая, или интеллектуально-правовая, активность имеет следующие уровни: • если индивид при добросовестной работе остается в рамках • если индивид, имея надежный способ решения своей задачи, • самый высокий уровень активности — творческий. Обнару В процессе профессионального отбора на работу в правоохранительные органы желательно ориентироваться на последние два уровня интеллектуальной активности как профессионально значимые1. Сознание каждого индивида определяется рамками тех отношений, в которых он живет, и его индивидуальностью. Правосознание личности определяется прежде всего условиями жизни той группы людей, слоя, класса, к которому принадлежит личность. Кроме того, правосознание индивида носит на себе следы и национальной принадлежности, определяется условиями жизни нации.
1 См.: Поляков А.В. Указ. соч. С. 420—421. 1 См.: Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. С. 164—165. II. Проблемы теории права Формирование и развитие индивидуального правосознания происходит в процессе жизни человека, является результатом взаимодействия личности и окружающей его среды, под которой понимается единство материальной и духовной стороны жизни. Определяясь общественным и индивидуальным бытием, а также правовой жизнью общества, индивидуальное правосознание приобретает личностную неповторимость, так как индивидуальное бытие представляет собой тесное соединение общего, особенного и единого. Правосознание личности следует рассматривать как целостное двуединство субъективного и объективного в человеке. Правосознание, с одной стороны, есть внутреннее субъективное качество психики, с другой — как и сознание, есть продукт общественной деятельности человека. Следовательно, в основе социализации лежит общественная детерминация, включающая в себя и условия быта, и воспитание в конкретной микросреде. Как политическое, этическое, религиозное и другие виды сознания отражают специфические только для них явления, так и правосознание отражает правовые явления общественного бытия. Индивидуальное правосознание — социально-психологическое качество личности, качественно определенная разновидность индивидуального сознания. Для индивидуального правосознания характерно то, что оно несводимо к отражению лишь действующего права. Оно отражает общественные отношения с точки зрения необходимости их правового регулирования. Разумеется, полнота и глубина такого отражения не всегда находится на желаемом уровне, но реальный факт отражения отрицать невозможно. Примером могут служить хотя бы те предложения, которые поступают от граждан в государственные органы, в которых обосновывается необходимость принятия новых нормативных правовых актов и изменения действующих. Разумеется, этот аспект индивидуального правосознания уступает подобному же аспекту общественного правосознания, в котором отражение общественных отношений под углом зрения необходимости их правового регулирования осуществляется более адекватно, поскольку в общественном правосознании фиксируются представления, более точно отражающие социальные интересы и перспективы общественного развития. В повседневной жизни, когда противоречия между законодательством и развивающимися общественными отношениями не носят массового характера, более значимым для реализации практических целей является другой аспект индивидуального правосознания, а именно отражение действующего права. Он играет большую роль в формировании правомерного поведения и социально-правовой активности личности. Он же 19. Правосознание и правовая культура. Проблема индивидуального правосознания 343 может оказать определенное влияние на формирование социально активного поведения, находящегося за пределами правовой регламентации. Большое значение приобретает проблема структуры индивидуального правосознания, значение которой позволит наметить практические пути повышения уровня правосознания граждан, конкретно решить вопрос о выборе наиболее целесообразных форм и методов правового воздействия на общественное бытие. Но если структура общественного и группового правосознания рассматривается в юридической науке широко, то структура индивидуального правосознания исследована не достаточно полно. Лишь в последние годы в связи с активным проведением социально-правовых исследований она стала привлекать внимание ученых. Индивидуальное правосознание стало рассматриваться как система ценностных ориентации в сфере права и социально правовых установок индивида на различных уровнях его включенности в реальную ситуацию деятельности. Эта система состоит из когнитивных, эмоциональных и волевых (поведенческой готовности) блоков. В структуру индивидуального правосознания включают три элемента: 1) правовые знания, 2) отношение к праву и 3) готовность действовать в соответствии с этими знаниями и отношением. Можно также рассматривать и четыре элемента индивидуального правосознания: 1) знание права, представления о нем; 2) отношение к действующему праву; 3) требования, предъявляемые к праву; 4) отношение к исполнению правовых предписаний1. Каждое структурное звено (знание, отношение, установка) связано не только с действующим, но и желаемым правом. Так, знание права охватывает как знание норм действующего права, так и правильное понимание назревшей или перспективной необходимости правового регулирования тех или иных социальных ситуаций. Развитию правосознания индивида способствует вся сфера общественных отношений, в которые включен человек. Находясь в рамках этих отношений, личность получает знания о праве двояким путем: 1) в результате наблюдения за практикой создания, применения и реализации норм права; 2) в процессе усвоения знаний о праве, целенаправленно передаваемых человеку различными источниками правовой информации. В первом случае увеличение запаса правовых знаний происходит стихийно, уровень правовых знаний человека зависит прежде всего от тех социальных условий, См.: Керимов ДА. Указ. соч. С. 81—86. II. Проблемы теории права в которых он находится, и от его индивидуальной познавательной активности. Чем шире система социальных отношений, в которые включен индивид, тем выше уровень его правовых знаний. Поскольку целый ряд отношений человека с социальной действительностью урегулирован правом, личность, вступающая в эти отношения, объективно ставится перед необходимостью познания их правовой природы. Вне такого познания реализация этих отношений существенно затрудняется, так как социально одобряемый способ осуществления общественных отношений устанавливается нормами права. Не случайно, знание действующих правовых норм является элементом не только правовой, но и общей культуры человека. Человек, включенный в широкую систему общественных отношений, обретает твердую почву для осмысления этих отношений с точки зрения необходимости их правового регулирования. Сопоставляя сложившиеся общественные отношения, рассматривая их в контексте повседневной практической деятельности, человек может прийти к выводу о необходимости их правового регулирования либо о целесообразности применения тех или иных правовых средств их реализации. Такие выводы он может сделать, даже не вступая в отношения, хотя, конечно, наиболее обоснованное суждение о необходимости правового регулирования общественных отношений формируется в условиях, когда человек непосредственно включен в эти отношения. Личный опыт гражданина способствует приращению знаний не только о желаемом, но и о действующем праве. Находясь в различных правовых ситуациях, человек в процессе своей деятельности познает те или иные правовые нормы, регулирующие ее. Качество, полнота и глубина правовых знаний человека в значительной мере зависят от тех или иных способов передачи правовой информации. В настоящее время в нашей стране функционирует широко разветвленная сеть источников правовой информации. Постоянное увеличение объема самой разной информации, которая ведется как общими, так и специальными средствами массовой коммуникации, свидетельствует о внимании, проявленном современным российским государством к информации и воспитанию граждан в духе уважения к нормам, закону, праву. Однако насколько эффективно это информирование и воспитание? Выборочные социологические исследования, которые проводились в 2002—2003 гг. в Москве, в Курской, Тамбовской и Орловской областях сотрудниками НИЧ Российской правовой академии Минюста России показывает, что примерно половина опрошенных (10 тыс. человек), несмотря на активное распространение самой разной правовой информации в обществе, вообще не ориентируют- 19. Правосознание и правовая культура. Проблема индивидуального правосознания 345 ся в новом законодательстве, 42,3% знают отдельные касающиеся их акты, но не верят никому, прежде всего законодателям, 6,5% респондентов заявили, что в обществе никто не соблюдает нормы права, а думает что «урвать» от других. Все это настораживает и требует принятия скорейших мер по созданию в России строгой и взаимосвязанной системы правового воспитания и правового просвещения каждого индивида, гражданина, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения. Опрошенные предложили разработать и принять указом Президента РФ федеральную программу развития правовой культуры, которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении; создать межведомственный совет по правовому воспитанию при Минюсте России, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, министерств и служб культуры, кино, образования, печати, радио- и телевидения, общественных объединений, научных и образовательных учреждений; возродить просветительскую работу общества «Знание»; обеспечить разработку и внедрение во всех образовательных учреждениях учебных программ самостоятельного курса по изучению основ российского законодательства; разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации широкой пропаганды законодательства и повышение уровня правового сознания населения; организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи малоимущим слоям населения по социальным вопросам, гражданскому законодательству; обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения. Отношение к праву, закону, правопорядку, своим правам и др. включает в себя прежде всего оценку правовых явлений и процессов. Она складывается как на теоретической, так и на эмпирической базе, в сознании каждого человека, Оценка — в известной мере практическое, рациональное, личное отношение к системе права, сведениям о праве и деятельности правоохранительных органов, получаемых из газет, по радио, из литературы и т.п. Следствием личностного отношения является оценка как своего поведения, так и окружающих институтов, государства и власти. Наиболее распространенным мотивом соблюдения законодательства большинство опрошенных граждан (61,2%) назвали соответствие закона интересам всего общества, а не каких-то групп людей, элиты и т.п. Аналогично складывается интерес человека к тем или иным правовым явлениям, направленность его влияния на социальные проблемы правового характера (ослабленная борьба с преступ- II. Проблемы теории права ностью, коррупцией, преодоление проявлений бюрократизма, воспитание несовершеннолетних и т.п.). Отношение к праву определяется прежде всего его социальной ценностью, т.е. тем, как точно оно отражает жизненно важные проблемы, насколько действенно защищаются интересы каждой отдельной личности. Это в решающей степени обусловливается социальной структурой общества, природой политического режима. Практические, рациональные оценки и интересы людей под влиянием практического опыта, активного участия в труде, общественной жизни дополняются опытом принятия решений, устойчивых мотивов поведения. В результате проверки опытом отношение людей к праву складывается в определенные убеждения, жизненную позицию человека; формируется определенное качество личности, основанные на правосознании. Социологические исследования показывают, что уровень отношения к праву как уровень правовых знаний у нас различный, от ситуационного неодобрения, безверия до некоторого уважения, так как отношение к праву, степень солидарности с его требованиями, уважение к закону зависят не только от знаний, но и от условий жизни, нравственной позиции человека, его отношения к гражданскому общественному долгу. Закономерное возрастание ценности цивилитарного права должно стать объективной предпосылкой повышения его престижа, но последнее не произойдет автоматически. Уважительное отношение к закону будет вырабатываться двояким путем: 1) в процессе личной реализации права и 2) под воздействием правового воспитания и просвещения. Уважение к праву следует рассматривать как предельно широкое понятие, в котором правовые, нравственные нормы и социальные ценности должны выступать во взаимосвязанном виде. Общее одобрительное отношение к действующему праву должно обеспечивать его последовательное соблюдение большинством граждан. Такое одобрительное отношение должно определяться тем, что право выражает интересы и волю всего народа. Нельзя не учитывать того, что человек последовательно сталкивается с множеством правовых предписаний, относится к ним по-разному. Одни из них он полностью или частично воспринимает, вторые отвергает как неприемлемые и чуждые, к третьим относится безразлично. Причем для демократического общества характерно все же пониманием большинством людей важности и необходимости средств правового регулирования, что и обеспечивает уважительное отношение людей к правовым предписаниям. 19. Правосознание и правовая культура. Проблема индивидуального правосознания 347 Это, однако, не означает, что работа по дальнейшему укреплению и развитию уважительного отношения людей к праву должен быть разовый, бессистемный. В связи с тем что, к сожалению, не всем свойственно безусловно положительное отношение к праву, возникает задача с помощью разнообразных средств способствовать росту положительной предрасположенности каждого человека ко всем адресуемым ему правовым актам. Одним из важнейших показателей прочности уважения к закону являются наличие у субъекта потребности в соблюдении юридических норм, внутренне осознанная необходимость сообразовать свое поведение, свои интересы и цели с нормами права. Уважение к праву в демократическом обществе должно означать признание социальной ценности права и включать в себя достаточную информированность о требованиях правовых норм и солидарность с принципами права. Оно должно характеризоваться стремлением не только неукоснительно выполнять предписания, согласовывать свое поведение с образцами, предполагаемыми нормами права, но и социально активными действиями способствовать укреплению законности и правопорядка. Поскольку уважение к праву является действительно одним из ведущих факторов правомерного и социально активного поведения, поскольку задача должна заключаться не только в теоретическом описании и объяснении регулятивных возможностей уважения к праву, но и в выяснении социально-психологического механизма его формирования. Уяснение закономерностей формирования уважения к праву позволит принять все необходимые меры к тому, чтобы неуклонно добиваться уважительного отношения к праву. Процесс формирования уважения к праву происходит не автоматически. Нужна эффективная система улучшения воздействия на жизнь людей, волю и сознание, на эмоции и представления, чтобы обеспечить позитивное отношение к праву, верную его оценку и адекватное поведение самой личности. Этот процесс не может быть эффективным, если рассчитывать на силу внешнего воздействия. Уважение к праву возможно лишь на началах глубокого личного убеждения человека в ценности провозглашаемых обществом политических и социально-правовых принципов. Следовательно, всякое внешнее воспитательное, просветительное и другое воздействие должно иметь в своей основе создание наиболее благоприятных условий для развития личной инициативы. Следующим структурным элементом индивидуального правосознания является волевой компонент. Он ближе всего стоит к пове- III. Проблемы теории права
дению, которое предваряется индивидуальным правосознанием. Волевой, или поведенческий, компонент индивидуального правосознания определяет выбор варианта поведения, принятие решения на совершение правомерного или противоправного поступка и представляет собой правовую установку. Последняя ориентирована не только на реализацию права, но и на правотворческую и правоохранительную деятельность. По широте охвата правовых явлений она может простираться от узкоситуативной готовности, направленной на какие-то конкретные нормы, до общей готовности, которая охватывает все право, его отдельн
|