Коррекционные приемы устранения подкорковой итеративной дизритмии
При этой форме нарушения плавнос речи приемущественно нарушается итеративный ритм, чтопроявляется в недостаточности восприятия и воспроизведения элементарного ритма, в Т.Ч. и слогового. —Основная задача коррекционного обучения сводится к выработке чувства итеративного ритма. Исходя из гредставлений Н.А. Бернштейна, можно утверждать что-базовым компонентом слогового ритма являетq элементарный невер6альный ритм. Его сохранносъ -обязательное условие формирования слогового ритма речи. Если ребенок не в состоянии марширогать, равномерно отстукивать простой двухдольный размер рукой, воспроизводить ритм на барабане, бубне и т д, то формированию слогового ритма должна предществовать специальная работа по развитию элементарного невербального ритма. Выработка чувства эгементарного ритма требует Использоания внешних опор в виде: разметки следов на полу, метронома, механических игрушек (к примеру, зайцев, играющихца барабане, и пр.). Большое место занимают музыкальные занятия, вначале с идеомоторным, а затем и, вербальным подкреплением ударных долей такта с пптогцью вокализаций и звукоподражаний. На последуицЩХ этапах проводятся упражнения по ритмическонуделению слов на слоги, опять-таки с моторным, таюидьньхм и аудиовизульным подкреплением. Важно, чтобы «тренинговы е» слова подбирались в порядке усложнения их лингвистических моделей и усиленно ~акреплялись в памяти"От повторения слов следует перейти к ритмизированному воспроизведению фраз с опорой на хлопки, ритмичную ходьбу, отбивание ритма на барабане, ксилофоне и пр. Речь не должна быть скандированной, Т.С. переход от одного слога к другому должен осуществлять плавно, без «нажима» голосом. Первые три-4етыре дня слоговой ритм отрабаты -вается сопряженно, затем отраженно, а затем задания вьшагп потся детьми самостоятельно по схеме: Тексты -отдельные слова - короткие бытовые сказки. В связи с тем, что при дизритмическом итеративном нарушении гц[авно4сти речи нередко наблюдаетсяизменение тонуса мышц артикуляционного аппарата, полезной является отработка артикуляционных движений по методике преодоления нарушений речи при дизартрии: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, коррекция интонационных параметров высказывания.Для каждого вида упражнений следует подбирать наиболее естественный для данного ребенка темп речи и виды деятельности, значимые для него мотивационно.При всех видах работы по выработке плавностифразовой речи ее темп, предлагаемый ребенку, должен быть нормативным и в то же время учитывать ИНДивидуальные особенности скорости говорения. Таким образом, основные задачи коррекционной работы при этой форме нарушения плавности речи следующие: 1. Выработать чувство итеративного ритма в Невербальных движениях. 2. Добиться легкого и непроизвольного ритмичного послогового произнесение слови фраз. Ритмическая и логоритмическая коррекция при этой форме дизритмии являются первостепенными, поэтому их приемы излагаются нами перед собственно логопедическими. Ритмическая и логоритмическая коррекция 1. Упражнение на чередование ходьбы и бега под бубен Дети двигаются по залу в соответствии с ударами бубна: редкие удары - спокойная ходьба, частые удары - легкий бег 2. Ходьба под маршевую музыку 3. Ритмическая игра «Капли» Детям предлагается «ритмическая схема» с изобра‑ жением больших и маленьких капель дождя. В зависимости от ряда капель, на которые показывает ведущий, дети поочередно ударяют руками по коленям с «четвертыми длительностями», говоря «Кап —кап — кап» (крупные капли) или тихо и быстро стучат указательными пальцами по ладошке, говоря: «Кала капа — кала — капа»(мелкие капли). 4. Ритмическая игра «Овощи» Детям предлагается схема, на которой ритмические рисунки изображены в виде больших и маленьких морковок и помидоров. Условно она обозначена нами как ритмо-схема. Предварительно прочитывается и обсуждается стихотворение об овощах. Обращается внимание на размер грядок и растущих на них помидоров и моркови. В зависимости от размера показанных ведущим овощей дети хлопают в ладоши по данному о6разцу: большие грядки — редкие копки, маленькие грядки —частые хлопки. 5. Ритмическая игра «Репка»» На тематическом занятии ведущий с детьми разыгрывает фрагменты сказки «Репка». Ведущий начинает рассказывать сказку, делая паузы В ОПРеЛеЛеННЬIХ местах повествования, а дети заканчивают данный отрывок словами и предложенными действиями. Например: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Решил дед ее вытянуть. Подошел к неге нё спеша. Дети изображают деда, идущего медленной ходьбой вразвалочку, со словами топ-топ -топ. Тянет-потянет... Вытянуть не может. Позвал дед бабку. Она спешит к нему на помощь. Дети изображают бабку, идущую более быстрой ходьбой, со словами mon-mon-mon, топ-топ-топ. Аналогичным образом сказка обыгрывается до конца.
6. Ритмическое упражнение «Постучи в ворота» Дети изображают стук в ворота соответствующим движением кулачка и одновременным проговариванием слогов типа: ПА — пА — ПА по-по-по ПУ—ПУ—ПУ пы-пъl-Пы Пэ-Пэ-Пэ 7. Ритмическая игра «Снежинки»» Детям предлагается ритмо-схема с изображением больших и маленьких снежинок. Оговаривается, что большие снежинки падают медленно, со звуком «П», маленькие — быстро со звуком «П». Ведущий показывает ряд падающих снежинок (больших или маленьких), а дети выполняют редкие, либо частые ШЛепки по коленям со звуком «П». 8. Ритмическое упражнение «Молотки» Дети изображают кулачками удары молотков —большого и маленького — с одновременным прогова‑ риванием стихотворения: Вот большой молоток: Ток — ток, ток — ток (попеременные удары кулачками друг о друга) Вот и крошка — молоточек: Тачек — точек, точек — точек (попеременные удары кулачками друг о друга) Раздается громко стук: Тук —тук —тук —тук (попеременные удары кулачками друг о друга) 9. Ритмическая игра «Падают листья»» Детям предлагается ритмо-схема из зелены и красных листьев. Объясняется, что зеленые листья падают быстрее, красные — медленнее. При этом листья поют песенку: «П — п — п». Ведущий показывает ряд падающих листьев (красных или зеленых), а дети выполняют редкие либо частые шлепки по коленям, произнося звук «п».
10. Ритмическое упражнение «Туча» Детям предлагается изображение большой тучи и маленькой тучки. Ведущий объясняет, что тучи «очень расстроены и сейчас начнут плакать». Дети должны изобразить, как плачут тучки. Ведущий проговаривает слова стихотворения, дети заканчивают каждый отрывок хлопками по коленям или в ладоши. Плакала большая туча: - До чего я невезуча! Кап - кап - кап - кап - кап. (поочередные хлопки ладонями по коленям) Горевала на крылечке маленькая тучка: - Кап - кап - кап - кап - кап. (одновременные хлопки ладонями по коленям) Тучки плакали у леса, А потом совсем исчезли: - Кап - кап - кап - кап. (хлопки в ладоши) 11. Ритмическое упражнение «Курочки» Детям предлагается изобразить (с помощью дере‑ вянных палочек) курочек, клюющих зернышки. Ведущий проговаривает стихотворный текст, а де‑ ти отстукивают палочками каждый отрывок: Наши курочки гуляли, вкусны зернышки клевали: клюю - клюю -клюю ‑ клюю - клюю - клюю - клюю! клюю - клюю - клюю ‑ клюю - клюю -клюю - клюю. А потом нашли орех. Он большой, один на всех: клюю - клюю - клюю - клюю ‑ клюю -клюю -клюю! отсТуКИвание ритма де‑ клюю - клюю - клюю - клюю - ревянными палочками клюю - клюю - клюю! 12. Ритмическая игра «Цапки» Детям предлагается изобразить кошечек, играющих со своими лапками.
Ведущий проговаривает стихотворный текст, а дети отхлопывают ладонями конец данного стИхотворе‑ НИЯ: Киска лапками играла, Киска лапками стучала: поочередные хлопки Цапа - цапа - цапа - цапа, по коленям Цапа - цапа - цапа -цап! Дети прячут руки-лапки за спину 13. Ритмическая игра «Сосульки» Ведущий предлагает детям изобразить весеннюю капель. Каждый ребенок хлопками в ладоши показывает, как тает его сосулька. Затем все дети одновременно отхлопывают ритмический рисунок капели, говоря: «Кап, кап, кап, кап, кап, кап» (/ / / / / / / /) 14. Ритмическое упражнение «Мишка» Детям предлагается рассказать совместно с ведущим стихотворение «Мишка» с одновременным отхлопыванием по коленям: Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. поочередные хлопки Все равно его не брошу, по коленям Лотому что он хороший! 15. Ритмическая игра «Считалочка» Дети сидят в кругу. Выбирается первый ведущий, который ходит по кругу, проговаривая считалку: «НА - ПА - ПА - ПА - ЛО / ТА - ТА- ТА- ТА- ТО». Ребенок, которому вьшало произнесения слогов ПО / ТО, становится новым ведущим. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сыграют роль веду‑ щего. В качестве дополнительного материала для отра‑ ботки слогового ритма можно использовать и простые
отстукивание ритма деревянными палочками стихотворные тексты (ТГ ВИзель), ОбразцЫ которых проводятся ниже: Ру-6им-ру-6им-мы-дро-ва/ Раз-и-два-и-раз-и-два./ Ку-роч-ка-по-зер-ныш-ку/ Клю-ет-КЛю-ет,/ Зер-ныш-ко-за-зер-ныш-ком/ Клю-ви-ком-6е-рет./ Е-дет-е-дет-по-езд-быстро/ F.-дут-внем-е-жи-и-кис-ки,/ Е-дут-мишки-е-дут-зайки,/ А-е-ще-кто-у-га-дай-ка!/ Кап-кап-дож-дик-кап-ли-кап ли/ У-бе-га-ют-да-же-цап-ли,/ Быст-ро-де-ти-у-бе-га-ют,/ А-цве-точ-ки-рас-цве-та-ют./ Примечание: разметки в текстах сделаны соответ‑ ственно видам работы по коррекции слогового или словесного ритма.
Музыкально ритмическое занятие в группе
Индивидуальное музыкально-ритмическое занятие Логоритмические и музыкальные упражнения позво‑ ляют руководить темпом и динамическими особенностями речи. Определенная степень владения музыкальным и стихотворным ритмом служит базой для перехода к усвоению ритма прозаической речи. Стимуляция и коррекция музыкального ритма осущесТВЛяется в два этапа: Цель I этапа: Совершенствование ритмических механизмов подкоркового и коркового (правополушарного) уровней. Цель этапа: Приближение музыкального ритма к речевому (стихотворному). Приемы логопедической коррекции Логопедическая коррекция проводится в форме индивидуальных и групповых занятий. Ниже представлены конспекты групповых логопедических занятий по коррекции речи при нарушении ее плавности. Конспект 1. Этап отработки подкоркового (слогового и словесного) ритма Тема: нормализация плавности речи и развитие речи на основе лексической и фразеологической темы «Дикие животные». Цели работы по выработке плавности речи: 1. Автоматизация ритмичного послогового произнесения слови фраз. 2. Воспроизведение слоговой структуры слова в сочетании с выделением ударного слога. 3. Автоматизация словесного ритма. Цели работы по развитию речи: 1. Расширение, активизация словаря. 2. Закрепление навыка образования сложных прилагательных. 3. Закрепление навыка согласования прилагательного и существительного. 4. Упражнение детей в правильном употреблении окончаний существительных в творительном падеже. Оборудование: метроном, игрушка - ежик, макеты деревьев, изображение сороки, карточки с изображениями диких животныХ, фигурки животных. Ход занятия. I. Организационный момент Логопед: Сегодня мы отправимся в лёс на прогулку/ (Звучит аудиозапись «Звуки леса».) Логопед: А кто это шуршйт здёсь в листвё?/ Дети: ёто ёжик./ Логопед: Ёжик,/ почему ты такой печальный?/ Еж: Мы играли с друзьями в прятки./ Они так спрятались,/ что я не могу ИХ найтй./ Логопед: Не печалься, ёжик,/ мы с ребятами тебё поможем./ Только как же мы йХ найдём,/ ёсли не знаем, какйе онй!/ Еж: А у меня ёсть ИХ фотографии./ (Детям раздаются картинки с изображениями животных.) II. Основная часть. Упражнение 1. Логопед: Внимательно рассмотрйте картйнки/ и отвётьте на мой вопросы./ ПРИМЕЧАНИЕ: При речи ребенка с заиканием ответ отрабатывается в сопряженной и отраженной речи. Косая черта обозначает конец синтагмы. Логопед - У зайца короткий хвост./ Какой заяц?/ - У лисы ддйнный хвост./ Какая лиса?/ - У лисы тонкие лапы./ Какая лиса?/ - У ежа короткие лапы./ Какой ёж?/ - У медвёдя толстые лапы./ Какой меааёаь?/ - У зайца ддйнные уши./ Какой заяц?/ - У лисы острые уши./ Какая лиса?/ - У лисы рыЖНЙ хвост./ Какая лиса?/ Упражнение 2. Логопед: Прёжде чём отправиться/ на поиски друзёй ёжика/, давайте вспомним стихотворёние «Бёлочка-резвушка»/. А метроном поможет нам рассказать его красйво./ ПРИМЕЧАНИЕ: Каждый удар метронома приходится на очередной слог Под сос-ною, на о-пуш-ке/ Скачет 6ёлоч-ка - рез-вуш-ка./ дёл не-мало у не-ё:/ По-дыс-Кать се-бё Жиль-ё,/ И по-ка в ле-су теп-ло/ Выбрать на зи-му дуп-ло./ зас-те-лйть дуп-ло ков-ром -/ Мяг-ким пухом йли мхом,/ Нё спе-ша за-дёлать щёли,/ чтб6ы снёж-ны-е ме-тёли/ В дом зи-мой не за-ле-тёли./ Дети - Ко-рот-ко-хаос-тый./ - Длин-но-хаос-та-я./ - Тон-ко-ла-па-я./ - Ко-рот-ко-ла-пый./ - Тол-сто-ла-пы й./ - Длин-но-ухай./ - О-стро-уха-я./ - Ры-же-хаос-та-я./ Упражнение 3. Логопед: А стихотворёние «Лось»/ нам помогут рассказать наши ладошки./ ПРИМЕЧАНИЕ: При произнесении слов стИХотворения дети совершают легкие хлопки по столу или коленям реципрокно (поочередно) каждой рукой. На поляне лось стойт/ Хйтрый волк за ним следит / Нё боится лось врага,/ Вёдь даны ему рога./ Упражнение 4. Физкультминутка. Дети двигаются под музыку, изображая движения ЖИВОТНЫХ. Упражнение 5. Логопед: Посмотрйте, ребята,/ а кто это сидйт на вёТке дёрева?/ Дети: Это сорока./ Логопед: Я думаю,/ что ёсли мы пойдём за сорокой,/ то обязательно найдём друзёй ёжика./ (Логопед с детьми садятся за стол, где находятся макеты деревьев и фигурки животных.) Логопед: Долго мы с вами шли/ и вышли на опушку лёса./ Посмотрйте,/ кто это спрятался под дерёвьями?/ Дети: Это друзья ёжика./ Логопед: Давайте йх назовём./ ПРИМЕЧАНИЕ: При произнесении СЛОВ во фразе дети совершают легкие хлопки по столу (поочередно каждой рукой). Логопед Дети - Кто стойт под дубом?/ - Под дубом стойт медвёдь./ - Кто стойт под клёном?/ - Под клёном стойт лиса./ - Кто сидйт под берёзой?/ - Под берёзой сидйт заяц./ - Кто стойт под осйной?/ - Под осйной стойт лось./ - Кто сидйт под ёлкой?/ - Под ёлкой сидйт бёлочка./
Упражнение б. Логопед: А вы знаете,/ гдё живут эти животные?/ Дети: ёТи животные живут В лёсу / Логопед: А как называются йк жилйща?/ ПРИМЕЧАНИЕ: При произнесении слов во фразе дети совершают легкие хлопки по столу реципроино (поочередно) каждой рукой. Логопед Дети - Гдё живёт бёлка?/ - Бёлка живёт в дуплё./ - Гдё живёт лиса? / - Лиса живёт в норё./ - Есть Ли у зайца домик?/ - У зайца Нёт домика./ Он живёт под кустиком./ -- Медвёдь зимует в берлбге./ - Гдё зимует медвёдь?/ - Волк живёт в логове./ - Гдё живёт волк?/ - Ежик живёт в норё./ - Гдё живёт ёжик?/ Логопед: Вот, ёжик,/ мы и нашлй твоих друзёй./ Пора нам домой./ Ежик: Спасйбо вам, ребята./ Идйте за сорокой,% она вам дорогу до дётского сада покажет./ До сви‑ дания./ III. Итог занятия: Логопед: Скажйте, пожалуйста,/ гдё мы сегодня были? /Кого вйдели?/ Предполагаемый ответ ребенка: Мй 6ьии В лесу / Мы видели там животных./ Логопед: Как называются эти животные?/ Предполагаемый ответ ребенка: Jти животные на‑ зываются дйкими./ Логопед: Почему онй называются дйкими?/ Предполагаемый ответ ребенка: Онй называются дйкими,/ потому что они живут в лесу, /сами добывают пищу, /сами строят се6ё жилйще./ Логопед Сегодня мы с вами совершйли удивйтельНое путешёствие/ и сдёлали доброе дёло./ Тепёрь ёжику не будет одиноко./
Конспект 2. Этап отработки подкоркового (слогового и словесного) ритма и подготовки к этапу выработки ритмико-смысловой координации Тема: нормализация высказываний детей на основе лексической и фразеологической темы «Овощи, фрукты». Цели по выработке плавности речи: 1. Автоматизация ритмичного послогового произнесения слови фраз. 2. Отработка «совмещения» слоговой структуры слова с его ударным слогом при его целостном произнесении. 3. Формирование способности смыслового программирования разных по синтаксической и семантической структуре фраз. (На примере речи логопеда.) Цели по развитию речи: 1. Обогащение и активизация словаря. 2. Закрепление обобщающих понятии «овощи», «фрукты». 3. Закрепление навыка согласования прилагательного и существительного. Оборудование: дидактические игры: «Угадай, что это» - мешочек с фигурками овощей и фруктов, тарелка, ваза; «В саду - на огороде» - фланелеграф, контур дерева, полоска черной бумаги, картинки с изображением овощей и фруктов. Ход занятия. I. Организационный момент.
Оконкание табл.
ПРИМЕЧАНИЕ: 1. При запинках в речи ребенка ответ отрабатывается в сопряженной и отраженной речи. 2. Косая черта обозначает конец синтагмы. II. Основная часть 1. Дидактическая игра «Угадай, что это».
Окончание табл.
2. Физкультминутка. Цель: Совмещение ритмического рисунка стИХо‑ творения с ритмическими реципрокными движенИЯми (ходьбой). Логопед Дети - А сейчас/ я приглашаю вас Речевка: на прогулку/ в сад и огород./ Пойдем с тобою в огород. Посмотрим, как у нас растет Морковка и петрушка, Полна ль воды кадушка Большая для полива В углу под старой сливой. 3. Дидактическая игра «В саду - на огороде». Цель: Отработка навыка синтагмирования (деле‑ ния фразы на части).
3-1255и 65
Окончание табл.
III. Итог занятия: Логопед: Молодцьн, ребята./ Вы много знаете ово‑ щёй и фруктов./ ВьI правильно запомнили:/ овощи растут в огороде на грядке,/ а фрукты растут в саду /ГЛАВА 5 КОРРЕКЦИОННЬЕ ПРИЕМЫ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПЛАВНОСТИ РЕЧИ ПРИ ПРАВОПОЛУШАРНОЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ ДИЗРИТМИИ (РЕЧЕВОЙ АМУЗИИ) В связи с тем, что при этой форме нарушения речи имеются трудности усвоения периодического ритма, характерного для стихотворной речи, основной целью логопедической работы является выработка чувства ритма. На начальных этапах работы целесообразна стимуляция чувства метра, т.е. улавливания, запоминания и воспроизведения ритмических групп. Их предъявление должно проводиться по принципу постепенного усложнения: от элементарных до относительно сложных. Модальность, к которой адресован тот или иной ритмический стимул, может быть слуховой, слуха-зрительной, «двигательной». Особенно эффективны ритмика, танец, пантомимика, аэробика и пр. На «вербальном» этапе проводится отработка стихотворной речи, тоже постепенно усложняющейся по содержанию и форме. Целесообразна утрированная ритмизация стихотворной речи. Причем ее восприятие ребенком не менее важно, чем воспроизведение в собственной речи, поскольку во время слушания у него откладываются нормативные модели (схемы) разных стихотворньIХ размеров, а следовательно, - Способов организации ритма слова и повторяющихся, тождественных друг другу синтагм. Без овладения 3. Ритмическая игра «Имена» Дети сидят в кругу на полу / на стульях перед ведущим. Ведущий предлагает поприветствовать друг друга, назвав каждого присутствующего по имени. При этом каждый ребенок сначала называет себя своим обычным именем, а затем - ласкательным именем с одновременным отхлопыванием ритма. Например, Маша - Машенька (// - ///) Катя - Катенька (// - ///) Варя - Варенька (// - ///) и т д. 4. Ритмическая игра «Кто в гостях у Маши?» Проводится по аналогии с игрой «Имена». 5. Ритмическое упражнение «Верблюд» Дети разучивают четверостишие. Затем ведущий предлагает рассказать стихотворение «с помощью рук» с постепенным ускорением темпа. На каждую строку дети ритмично хлопают в ладоши, вьщеляя шлепком по колену (правому или левому, в зависимости от задания ведущего) последнее слово в данной строке. Бедный маленький верблюд. Есть ребенку не дают. Ох сегодня съел с утра Только два больших ведра. 6. Ритмическое упражнение «Воробьи-воробышкш> Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает детям рассказать стихотворение, сопровождая его шлепками о6 пол. Воробьи-воробышки (2 удара справа, 2 - слева) Скачут под окном, (3 удара перед собой) Воробьи-воробышки (2 удара справа, 2 - слева) Кормятся зерном. (3 удара перед собой) Мы зимой холодною (2 удара справа, 2 - слева) За ними приглядим, (3 удара перед собой) Воробьям-воробышкам (2 удара справа, 2 - слева) Зернышек дадим. (3 удара перед собой)
этим ритмом невозможен переход к разноритмичеСКИМ синтагмам в прозаической фразовой речи. Таким образом, основными задачами коррекции речи при данной форме дизритмии являются: 1. Отработка умения совмещать воспроизведение слоговой структуры слова с акцентным вьщелением ударного слога. 2. Отработка произнесения фраз в определенном словесном ритме (выделяя голосом ударный слог в каждом слове). Рекомендуемый практический материал: 1. Ритмическая игра «Котенок и щенок» Детям предлагается пропеть песенку котенка и щенка. Предварительно ведущий разучивает слова песенки с детьми. Я котик музыкальный, Я музыку люблю. Послушайте, ребята, Как нежно я пою: Мяу - мяу, мур - мур - мур! 1 2 шлепка по коленям, Мяу - мяу, мур - мур -мур! f 3 хлопка в ладоши А я щенок веселый, Люблю я петь, друзья. Послушайте, ребята, Как громко лаю я: Тяф - тяф, гав - гав - гав! l 2 шлепка по коленям, Тяф - пигф, гав - гав - гав! Г 3 хлопка в ладоши 2. Ритмическая игра «Дятел» Детям показывают изображение дятла, сидящего на дереве. Ведущий предлагает послушать, как птица может по-разному стучать по дереву, и повторить ус‑ лышанный ритмический рисунок: // // // // // // // /// /// /// /// /// /// ///////////// // /// // /// // /// // 7. Ритмическое упражнение «Пры жкш> Детям предлагается своеобразная двигательная разминка с проговариванием слогов. Дети расходятся по залу и занимают места произвольно. Движения выполняются по показу ведущего с одновременным проговариванием слогов ПА - ПО - НУ 1. Три прыжка на месте со слогами ПА - ПА - ПА, затем прыжок вправо со слогом ПО. 2. Три прыжка на месте со слогами ПА - ПА - ПА, затем прыжок влево со слогом ПО. 3. Три прыжка на месте со слогами ПА - ПА - ПА, затем прыжок вперед со слогом ПУ. 8. Ритмическая игра «Оркестр» Дети делятся на две группы: одни играют на ложках, другие - на бубнах. Ведущий разучивает с детьми слова стихотворе‑ ния. Затем дети озвучивают текст игрой на музыкальных инструментах: Тук -тук -тук, тук -тук - тук. Ложки застучали. Тук -тук - тук, тук -тук -тук! Детки заиграли. Там - там -там, там - там -там! Бубен веселится. Там - там -там, там - там - там! Не надо торопиться! 9. Ритмическое упражнение с пением «Петушок» Дети образуют круг Вместе с ведущим дети пропевают стихотворные строки, выполняя необходимые действия: Петушок, петушок, ходьба хороводным шагом Золотой гребешок! хлопки в ладоши на каждую строку Масляна головушка, с вьи[елением последнего слога по‑ следнем слова шлепком по коЛеням Шелкова бородушка! Уто ты рано встаешь? Деткам спать не даешь? притопывание одной ногой Ку-ка-ре-ку! ] О. Ритмическая игра «Передача платочка» (с музы -кальным сопровождением). Дети стоят в кругу. Под музыку (вальс) необходимо передать платочек своему соседу, стоящему справа. Сначала в игре используется 1 платок. На счет «1-3» - ребенок выполняет взмаХИ пла‑ точком вперед - назад - вперед. На счет «4» - ребенок передает платочек соседу 11. Ритмическая игра «Повтори, дружок, за мной» (с музыкальным сопровождением) Ведущий пропевает зачин: «Повтори, дружок, за мной...» и предлагает любой ритмический рисунок. // // // // // // // /// /// /// /// /// /// ///////////// // /// // /// // /// // 12. Ритмическое упражнение «Напевая песенку» (с музы кальны м сопровождением) Дети стоят по кругу: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Вытягивают вперед правую ногу, выпрямив ее в колене и вытянув носок. На 1-2-й такты дети 3 раза прикасаются кончиком носка к полу впереди себя. На 3-й такт - повторяют то же движение еще два раза. На 4-й такт - приставляют правую ногу к левой. Затем те же движения выполняются левой ногой. 13. Ритмическое упражнение с кубиками (с музы‑ кальным сопровождением) 1-я часть музыки. 1-4-й такт: дети стоят врассыпную, держав руках по 2 кубика. 5-20-й такты дети двигаются по залу пружинящим бегом, с окончанием музыки - останавливаЮТСЯ. 2-я часть музыки. 1-4-й такты: слушают музыку 5-8-й такты: поднимают кубики вверх и, ударяя ими, воспроизводят ритмический рисунок. 9-12-й такты: слушают музыку 13-16-й такты: отстукивают кубиками ритмический рисунок, держа их перед собой. Приемы лоеоритмической ц иузыкалькой коррекции Приведем пример конспектов логоритмического занятия. КОНСПЕКТ 1 (на 1-ом этапе работы) Цели: 1. Пробуждение чувства элементарного ритма, в Т.Я. и музыкального. 2. Совершенствование ритмических механизмов подкоркового уровня и коркового (правополушарного). Задачи и методы состоят в том, чтобы обучить ребенка: 1. Слушать колыбельную, маршевую и простую танцевальную музыку для этого необходимо исполнять музыкальнъге отрывки, делая акценты на сильных долях, пропевать некоторые из них со словами, также выделяя голосом ударные фрагменты, подчеркивать характер музыки, ее настроение. 2. Выделять сильные доли ударами по барабану, бубну и пр. Приседать под музыку и выполнять танцевальные движения. 4. Пропевать хорошо знакомые мелодии. 5. Отхлопывать ритмы (без музыкального сопровождения), вначале симметричные, а затем асимметричные: сопряженно, отраженно. 6. Переключаться с подкоркового (итеративного) ритма на корковый правополушарный. для этого следует хлопать под музыку: а) равномерно (/ / / /....); б) ритмическими группками (// // // // // //; /// //) и т.п• 7. Переключаться с двудольного и четы реХдольного ритма на ваАЬСОВЫй (трехдольный), Т.С. переходить с марша и плясовых движений иа вальсовые (кружиться). Занятия проводятся и фронтально и индивидуально, поскольку не все дети могут усвоить задания в группе. На II этапе делается попытка сблизить музыкальный и речевой ритмы. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 1 Цель: Приблизить музыкальный ритм к речевому (стихотворному). Задачи и методы: 1. Пропевать песни для прослушивания детьми, подчеркивая ритм их мелодий. 2. Вовлекать ребенка в пение песен со словами, с выделением ритма их мелодий. 3. Проговаривать под музыку слова в режиме речитатива (мелодекламация), предъявляя воспроизводимые отрывки для многократного прослушивания. 4. Вовлекать ребенка в «сопряженный речетатив». Ход занятия
.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 2
Окончание табл.
|