Студопедия — Методические замечания для логоритмиста
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методические замечания для логоритмиста






Музыкальный ритм формируется у ребенка в ранние пери­оды онтогенеза. Освоение основных ритмов является одним из основных условий овладения ритмом речи. С 0 до 1,5 лет жиз‑

ни ребенок наиболее чувствителен к простому ритму, в кото‑

ром сигналы одинаковы и много раз повторяется. Такой ритм носит название итеративного. Итеративные ритмы лежат в ос­нове работы многих внутренних органов (биение сердца, ды­хание, перистальтика кишечника, сокращений кровеносных сосудов и т.д.). Они же регулируют акты сосания, гуления, ле­пета, ползания, ходьбы. Итеративные ритмы раннего возраста

непроизвольны, практически безусловно и условно рефлек‑

торны. В их осуществлении участвует преимущественно под­корковый уровень мозга.

Несколько позже у ребенка «просыпается» чувство музы‑

кального ритма. Прежде всего, он реагирует на звуки колы­6елЬНых песен, на марш, польку, а несколько позже - вальс.

Эти ритмы реализуются при участии определенных участков

коры мезга правого полушария.

Ритм стихотворной речи прямо связан с чувством музы‑

кального ритма. Поэтому маленький ребенок любит стихи,

ритм которых идентичен основным музыкальным ритмам

(К.И.Чуковский, А. Барто и др.). Определенная степень владе­ния музыкальными стихотворным ритмом служит базой для перехода к усвоению ритма прозаической речи, который носит гораздо более сложный характер. Стимуляция его формирова­ния и коррекции в случае нарушения относятся к компетен­ции логопеда.

Музыкальный работник (логоритмист) занимается музы­кальным ритмом. Важное месТД в его работе занимает диагностика состояния музыкального ритма у каждого конкретного ребенка. Методы диагностики состоят в том, что ре6еЮ ая

1. Маршировать и бежать под соответствующу (марше- вую) музыку, которая исполняется в разном темпе - от мед‑

ленного до более быстрого.

2. Приседать в такт простой (двудольной) танцевальной

музыке

Раскачиваться или делать маятниковые движения рукой муз

в такт колыбельной музыке.

Методические замечания для психолога

Помимо стандартной психологической диагностики, сле‑

дует обратить внимание на следую ли у заикающегося ре-

1. Следить за тем, не формируется

бенка ощущение дискомфорта в момент речи, не появляются

ли признаки страха речи. Если да, то следует срочно принять псИХокорреКционные меры, и в первую очередь, создавать си­туации, когда ребенок вынужден говорить в группе. При этом обязательно помогать ему (говорить сопряженно или приме- очень х рошок казал Со бшать о6 этом р дителямТ воспита

мелям в его присутствии.

2. Следить, не появляется ли тенденция к гипо- или гипе‑

роценке своего ЭГО, Т.С. не выступают ли черты заниженной

самооценки или «мании велим».павы шаюшие или пони- левую терапию, давая ребенку роли,

жающие самооценку.

3. Замечать, активен ли ребенок в актах коммуникации:

а) с детьми; 6) со взрослыми; есть ли различия в этих ситуаци­ях. Соответственно результатам наблюдения делать привыч‑

ными те ситуации, которые ребенка «напрягают».

4. Обратить внимание на то, реагирует ли ребенок иеreта‑

тивным возбуждением на ситуации или речь окружающих, ок­рашенную тендерной темой, Т.С. темой половьlХ различий, а акже на то, с кем он охотнее общается - с детьми своего или противоположного пола и наоборот. Если тема противополож­ного пола оказывается провокационной, прорабатывать ее на картинном, литературном материале, организовывать обще­ние с представителями противоположного пола, максимально

комфортным для ребенка способом.

5. Выяснить, склонен ли ребенок к сопере ивша Ъиюрдте i Х

взрослым людям, животным, или в его характере

лодности, отстраненность. Если да, то проводить соответствую

гцую психокоррекцию с применением метра ролевой терапии. 12;

 

 

Приложение 2

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Состояние движений и действий

1. Кинестетический кистевой и пальцевый праксис вос‑

произведение отдельных кистевых и пальцевых поз. Комментарий: ошибки, поиски и отказы от воспроизведе­ния поз свидетельствуют о наличии кинестетической кистевой

и пальцевой апраксии и, следовательно, о неполноценности функционирования постцентральной (нижнеетеменной) области левого полушария.

2. Кинетический (динамический) праксис - воспроизведе‑

ние серии кистевых, пальцевых поз, симметричное и асиммет‑

ричное постукивание.

Комментарий: ошибки, поиски и отказы от воспроизведе­ния предъявляемой серии поз свидетельствуют о наличии ки­нетической кистевой и пальцевой апраксии и, следовательно, о

неполноценности функционирования премоторноц(прецент‑

ральной) области левого полушария.

3. Конструктивный праксис - конструирование из деталей или, если больному это доступно, кубики Кооса.

Комментарий: неспособность выполнять здангя по конструированию свидетельствует о наличии констругсивной апраксии и соответственно неполноценности функционирования теменной доли левого полушария.

Примечание: потеря способности рисовать не схематиче‑

ски, если она бьиа преморбидно, свидетельствует с неполно­ценности функционирования теменно-затьиочной дели справа.

4. Реципрокная координация (проба Озерецкого)

Комментарий: неспособность к выполнению дааной про­бы свидетельствует о нарушении межполушарных хвигатель‑

ных координации и соответственно о плохой проюдимости

или повреждении мозолистого тела и других межпо1ушарных проводящих путей.

 

Рис. 1. КиСТСВЬге и пальцевъге позъг

Исследование гнозиса

1. зрительный гнозис

1.1. Предметный гнозис - узнавание реалистических, пе­речеркнутых и нanоженных предметных изображений (ис­пользуются предметные картинки, в Т. Ч. перечеркнутые и на­ложенные друг на друга).

Комментарий:

• Затруднения в узнавании реалистических изображений

свидетельствуют о наличии предметной зрительной аг- нозии и, следовательно, о недостаточности функциони- 41 рования затьиочных долей обоих полушарий мозга. Двусторонняя заинтересованность объясняется тем, что полушария в функциональном отношении близки к эк‑

випотенциanьности и в случае сохранности одного из

полушарий функция осуществляется.

• Затруднения в узнавании перечеркнутых, наложенных,

теневых изображений свидетельствуют о недостаточ‑

ности функционирования левого полушария.

• Затруднения в понимании художественных изображе­ний свидетельствуют о недостаточности функциониро‑

вания правого полушария.

1.2. Оптико-пространствены й гнозис - ориентация в поме­щении, на улице; рисование плана хорошо знакомого пути; уз­навание времени по часам, нахождение заданных пунктов на географической карте и пр.

Комментарий:

• Неспособность к ориентации в знакомом помещении, в

хорошо известном ранее пути свидетельствует о нали­чии оптико-пространственной агнозии по су6доми­нантному типу и соответственно о неполноценности функционирования теменно-затьиочной области пра‑

вого полушария.

• Неспособность к определению времени на часах, к ори­ентации в географической карте и Т. п., или затруднения

в этих видах деятельности свидетельствуют о нanичии оптико-пространственной агнозии по доминантному

типу и соответственно о неполноценности функциони‑

рования теменно-затьиочной области левого полуша‑

рия.

1.3. Лицевой гнозис - узнавание хорошо знакомых лиги на портретах (можно использовать портреты известных больному людей, в Т.Ч. и семейный альбом).

Комментарий: Неспособность узнать хорошо знакомое ли‑

цо на портрете свидетельствует о наличии лицевой агнозии и соответственно неполноценности функционирования темен‑

но-затьиочной доли правого полушария.

1.4. Цветовой гнозис - а) узнавание цвета (используются

полоски бумаги, окрашенные в разные цвета или другие предметы); б) классификация по цвету (раскладывание зара­нее заготоВленных цветных полосок).

Комментарий:

• Неспособность узнать заданный цвет на предъявленных образцах (при отсутствии дальтонизма) свидетельствует о наличии цветовой агнозии по субдоминантному типу

и соответственно о неполноценности функционирова‑

ния затьиочной доли правого или обоих полушарий.

• Неспособность составить цветовую гамму, расположив по порядку оггенКИ цвета от темного к светлому и на­оборот, свидетельствует о наличии цветовой агнозии по

доминантному типу и соответственно о неполноцен‑

ности функционирования затьиочной доли левого по­лушария.

1.5. Лальцевый гнозис - показ заданного пальца: а) по о6- разцу; 6) по названию.

Комментарий:

• Неспособность показать заданный палец по образцу

свидетельствует о наличии пanьцевой агнозии и соот­ветственно о неполноценности функционирования те‑

менной доли левого полушария.

• Неспособность показать заданный палец по названию

может свидетельствовать о наличии пальцевой амнести­ческой афазии (непонимании названий пальцев при по­нимании названий предметов и других частей тела) и

соответственно о неполноценности функционирования

височно-теменной доли левого полушария.

2. Сдмато-сенсорньии гнозис (стереогноз) - определение

места прикосновения на теле (с закрытыми глазами); узнава­ние предметов на ощупь (мешочек с фигурками).

Комментарий:

• Неспособность указать место прикосновения к той или иной части тела свидетельствует о наличии аутотопоаг­нозии (ориентации в собственном теле) и соответствен‑

но о неполноценности функционирования теменных долей обоих полушарий (функциональная эКВипотен­циальность обеих сторон).

• Неспособность узнавания предметов на ощупь свиде­тельствует о наличии астереогноза и соответственно о неполноценности функционирования теменной доли

слева.

3. Акустический гнозис

3.1. Узнавание неречееыК шумов (природных, включая голо­са животных, и предметных) - можно использовать дикто­фюнные записи шумов. е

Комментарий: неспособность узнавать и дифф - р

енциро

мать неречевые шумы свидетельствует о наличии неречевой слуховой агнозии и соответственно о неполноценности функ‑

iнионирования височной доли правого полушария.

3.2. Узнавание знакомых мелодий

Комментарий: неспособность узнать знакомую мелодию

свидетельствует 0 Наличии амузии.

 

Тексты для логоритмических занятий

Лиса

У степной лисы бронхит,

И от кашля все болит, Грудь болит, болит спина, Стонет, бедная, она.

Пропишу ей: Не гулять! В день три раза принимать Бромгексин, бронхолитин И, конечно, витамин я.

Бельчонок

У бельчонка вывих ножки: Не допрыгнул он немножко,

С лету, глупый, он упал И, конечно, захромал. Потяну бельчонку ножку, Пусть потерпит он немножко.

Это нужно, чтоб опять По деревьям заскакать.

Еж

У ежа - инфекция,

Назначу ему инъекции: Кубик-два тетрациклина, По таблетке аспирина.

Ежик наш здоровым стал, Яблок вновь насобирал, Наколол их на иголки И унес для деток в норку.

Кошка

Рану рваную у кошки Промываю понемножку, Йодом быстро заливаю, Чистой марлей закрываю,

А потом бинтую бок.

Это будет ей урок,

Чтоб не лезла больше в драку, Ишь, какая забияка!

Волк

Бедолага волк осип,

Он схватил, должно быть, грипп. Хоть ты волк, открой-ка рот, Горло смажу - все пройдет.

Мокрица

Что ты морщишься, девица?

Я -обычная мокрица, Не кидаюсь, не кусаюсь, От всего сама спасаюсь,

И совсем не понимаю: Почему я всех пугаю?

Улитка

Пусть не так ловка и прытка

Я - тишайшая улитка,

У меня свои есть плюсы:

Я не делаю укусов,

Иногда съедаю тлю,

Ну, а чаще просто сплю. Прилеплюсь в саду на ветку,

И качаюсь - правда, детки!

Червяк

Дождевому червяку Потрудней, чем пауку! Должен он сверлить землицу, Добывать себе водицу, Даже если нет дождя. Это точно знаю я,

Потому что, как-никак, Я и есть такой червяк.

Приложение 3  

 

 

Паук

Кому-то враг, кому-то друг Такой, как я, пардон, паук, Плету я сети день и ночь,

И норовят все мухи - прочь!

А я их, кумушек, люблю, Их зазываю: «У-ЛЮ-Л10 >>.

Им, мухам, горе, спору нет,

Но людям - краше белый свет. Я избавляю их от мук,

Такой полезный я - паук.

Крокодил

Я, хотя и крокодил,

Вежлив, скромен, очень мил.

Иногда ж бываю грубым, Потому что ноют зубы,

Не всегда для них есть дело, Кто их столько мне наделал? Пусть за то несет ответ! Что, я прав? Или же нет?

Мальчишки, девчонки,

И тети, и дяди, Коты, собачонки, Артисты в помаде, Львы, тигры и зебры, Бараны, медведи,

Слоны В зоопарке

И наши соседи. Названия рыб, Пчелы, мухи, жуки,

Коровы и козы, Да их пастухи...

Ну, в общем, все те, догадайся, дружок!

Все те, про кого мы спросить можем...

кто?Пальто и шапки,

Домашние тапки, Картошка, конфеты, Тефтели, котлеты, Кино и билеты,

Мешки и пакеты,

Столы и диваны,

Машины, наганы, Дороги, дома

И цветная тесьма, Картинки и сказки, Бумага и краски, Веселые пляски, Компьютеры, кисти,

И снег серебристый.

Ну, в общем, все то,

О чем спросим с тобою мы: ЧТО?

Кто книги читает, конечно же, знает Явление - то, что природа являет, И прежде всего -это буря и ветер, Метель, стужа, вьюга, гроза, ураган.

Булку большую бабушка съела,

От булки той бабушка заболела.

К ней АйболиТ, славный доктор, спешит, Есть бабушке булок совсем не велит.

Везде, где свежий воздух, Веселый ждет вас отдых Воздух свежий вам вдыхать, А несвежий - выдыхать.

Гости гуляли в горах,

Долго гуляли. Их ноги

Сами шагали. Вдруг - бах! ‑

Сбились случайно с дороги.

Бродили, как гуси, они по лугам, Но солнце взошло, слава богу! Они отьаскали дорогу!

Карлсон - добрый, но хитрюга, Вспомни, как он езаболел», Крикнув: «Друг спасает друга», Все варенье быстро съел.

жаба жила в самой жиже болота,

9Кук прохсузкнсал: как тут жить ей охота?! Жидкое, зкуткое месиво тут,

Как тут красотки-лягушки живут?

Зоя забыла почистить зубы. Зина на Зою надула губы:

«ТЬа, Зоя, за это ругаешь меня, А вот и забыла про зубы сама!»

У Кати котенок - кусачий ребенок, Катину руку кусает от скуки.

Катя котенку катушку дала,

Полкомнаты в нитках теперь -вот дела!

Ласточка летела,

На скалу присела,

Там себе гнездо лепила, Малых деток выводила.

Папка у папы

На полке стоит. В папке подарок Для Поли лежит

**

Тигры бродят по дороге,

Звери все вокруг в тревоге -Прячутся от тигров в чаще,

Тигр - он очень-очень страшный.

**

Тихо, тихо, тихий час, Спят ребята все у нас, Тихо их сопят носы, Тихо тикают часы.

* * *

Фу-фу-фуг, наш филин зол,

Из гнезда малыш ушел, Фраки галстук потерял, Замарашкой сразу стал.

к**

В цирке смех не понарошку: Дети хлопают в ладошки И хохочут, и хохочут,

Уходить никто не хочет.

**

Мутны воды многих рек, Замутил их человек,

Разный мусор накидал... Кто 6 милицию позвал?!

* * *

Нина, Нюра и Наташа, Пели песню Наде нашей.

 

13б

 

Цапля цапнула лягушку,

А лягушка — цап подружку! И такая вот цепочка зацепилась вдруг за кочку.

Читайте, читайте, Поменьше болтайте, Кто много читает, Тот ум получает, А тот, кто совсем Ничего не читает... Но нет, я не верю —Таких не бывает!

Арбуз, альбом, автобус, Аня, Слова на А ношу в кармане, забуду — выну, посмотрю,

Я букву А боготворю.

Колесо, колесо

Побежало во лесок,

От коляски отвалилось И под горку покатилось.

* * Х

Утка с утятами, что на пруду, знакома с ребятами в нашем саду, Она отпускает утят поиграть, Пусть утки немного потешат ребят.

Идем, играем и поем,

Я и моя подружка Инна, Мыв гости к Игорю идем, Идем к нему на именины.

И 1 ьи+ п п юге купили юлу,

11 1<1.ПS4 крутила ее до упаду.

гтчи п. сама Юля, как будто юла, 111лит и юлит, никакого с ней сладу.

ь. еда у ежа,

4~ 4ч.т без ложки и ножа.

i irt и и ёжится в тумане,

11 ь ь ьиьт ёлочка видна,

11ььд исч. наш ёжик встанет —ь1ьt 4ггит его она.

i1 ьь яблоко, и яшма, 11

и ясли, я — и ясень, п пЧневая каша,

п яма, я — и Яша.

Йо 1 Ч н 44 ках Рома тrnь,тст4 дома.

4„ у Ромы

милнии-громы: '4ьгу.iпс же, Роман, 1ооо р иГи балаган!

юпн ис1 люди играли на лире,

1Ч р44уки лиры прекрасной любили...

i, ь,44 44 д оме мири лад,

1', п и tгюй и м очень рад.

41h,`µ,iп грl9i4ди4,пi+ни1NYgVgIPVkplgiмММ,n iIgШ1iIiViV

 

 

Завелись у кошки блохи, Знать, дела у бедный плохи.

Очень тощий был Кощей, Никогда не ел он щей. Кашу тоже не любил Целый день голодным был. Покудеть и я решил, Два часа не ел, не пил. Тут. пришел ко мне Сашок Закадычный мой дружок,

гллМ,М, тчлптпм1,Т1Мпп:..-

 

Летом - трава, Осенью - листва, зимой снег летит И льдинка блестит. Липа растет, Летом цветет. Липовый цвет! Его лучше нет!

Это была моя ошибка ‑

Пообещал я кошке рыбку.

Для этого ловкость нужна,

Ведь рыбка у самого дна.

Вот рыбка уже с червячком,

А что же с моим поплавком?

Клюет ведь, клюет!

В результате в ладошке ‑

Отличная рыбка на ужин для кошки.

На цепи сидит щенок,

Что такое сделать мог? Целый день пищит щенок, Сгрыз он щетку и чулок,

А

Он сказал мне: аНе худей. Ты ж мальчишка, не Кощей, Таки ешь побольше щей!

Жила на свете Фекла, Она любила свеклу,

И стали щечки Феклы, Как две большие свеклы.

Тетя читает,

Тема мечтает, Тина качает

В коляске котят. Тихо в квартире Тридцать четыре:. Там тетя читает, Тема мечтает, Тина качает

В коляске котят.

Читает тихо ученик,

УЧИТель в гневе: аЧто ты сник? Ты полагаешь, что опять

Свой слух должны мы напрягать?

F k К

Мы поехали на бал, Боря с лошади упал. Рома с Лерой подбежали Борю бережно подняли.

Галя топила углями камин,

А рядом озябший сидел господин. Он Гале сказал: <<Как уютно, тепло,

С камином, Галина, мне так повезло!»

Кот и галка

Пошли к гадалке.

Сказала гадалка:

«Кот слопает галку».

А галка сказала: «Чем в зубы коту, уж лучше в живот залечу я к киту».

Приложение 4

Дневник наблюдений за Диной

Наблюдения сделаны в условиях пребывания девочки лама.

Условия жизни -- высоко комфортные, родители - интел­лигентные спокойнЬre люди, внутрисемейные отношения -самые благоприятньхе. Таким образом, какие-либо привходя­щие, дополнительно осложняющие терапию факты отсутство­вали.

Коррекционное воздействие проходило на фоне медика‑

ментозноro лечения, казначеиного опьпным врачом-неврологом.

День первый

Девочка адекватна в поведении. Со мной улыбчива, при­ветлива. Мальчика-подростка Гришу, специально приглашен‑

ного в семью (в диагностичесКИХ и терапевтических целях),

сторонится: поза и Мимика стеснения.

Настроение в целом ровное. Подвижна, активна.

Похоже все-таки, что физической нагрузки Диночке не хватает. Чтобы исправить это, пытались попасть в школу тан­цев, но оказалось, что в этот день она закрыта. В понедельник попытка будет повторена.

Высказывания ке обильны. В основном речь представлена отдельными словами или короткими фразами. Запинки еди­ничны, но мама и няня говорят, что с утра их гораздо больше.

Песенный и речевой материал, который использовался мной в прошлый приезд, помнит. При воспроизведении его мной улыбается. С мальчиком Гришей (13 лет) говорить отка­зывается, забивается в угол и смотрит на него оттуда, правда, с неподдельным интересом.

День второй

Первая половинд дмя

С утра девочка вела себя ровно, без каких-либо значимых особенностей. На пляже, куда мы пошли все вместе, настро­ение у Диночки заМечательное. Принимает предложенные иг­ры, веселится. Однако провокационная попытка приблизить ее к Грише кончается тем, что она убегает в сторону Детьми, находящимися на пляже, не интересуется. Вполне удовлетво­рена обществом Гриши.

С утра за завтраком, отмечались запинки, в основном кло­нического типа и бьии связаны с присутствием Гриши, которога она продолжает стесняться. Вместе с тем речь ребенка бо­лее развернута, она охотнее включается в игру Запинки в речи отсутствуют совсем.

Дома речь несколько хуже, причем, намечается фиксаиил на определенных ситуациях, а именно:

• опасность фиаско собственного «Я»;

• одежда (обсуждение того, что надеть, и бурные возраже­ния, если намерения взрослых не совпадают с ее жела­НИЯМИ);

• противоположный пол в реальных ситуациях и на вер­бальном уровне.

• возбуждение от новьпс со6ытий и предметов (людей, иг­рушек, книг, фильмов и тп.).

Необходимо сделать эти ситуации и темы привычными, не вызывающими эмоционального возбуждения.

День третий

Первая половина дня

Настроение остается ровным, поведение адекватное, одна­ко завтракать в нашем присутствии отказалась. Пришлось увести ее в другое место. Гришей стала интересоваться. Спро­сила меня, пойдет ли он на море. Когда я попробовала уточ­нить, кто он, ответила: «Ну, - он!» - и снова дала мимику

стеснения.

На море ситуация поменялась в лучшую сторону Заслуга в этом в основном Гриши. Диночку удалось так приобщить к иг­ре, что она сама, не заметив, дотронулась до руки Гриши. Стро­или вместе замок из песка. Дина внесла свою лепту и даже от­ветила на вопрос Гриши о том, где будет ее комната, указав на самый пик башни (символично!).

Я пыталась привлечь детей на пляже для совместной игры с ДИНой. Дети оказались еще менее контактными, чем она, причем по сравнению с ней казались психически отсталыми. Где брать детей? Ведь они так нужны сейчас.

Рgчь:

Утренняя речь с отдельными запинками, однако число ИХ гораздо меньше, чем вчера. Безоговорочно прео6ладает кло‑

нус. Во время дневного сна провела аутотернинг, формулы ко‑

торого рассчитаны на непроизвольное запоминание: «Тьг очень

хорошая девочка, тебя все любят - и мама, и папа, и сестра, и брат, и бабушка, и дедушка, НЯНИ - Лида и Лена, и я, и Гри­ша, и все-все! Ты очень красиво говоришь, плавно и понятно, тебя очень приятно слушать, губки, язычок, голосок у тебя свободные, легкие, они движутся незаметно и точно и т.п.».

Вторая половина дня

Бьии гости. Диночка, встав после дневного сна, спусти‑

пь4сь вниз и, увидев их, осталась в своем игровом уголке. Выхо­iiигь к столу, стоявшему в саду, не стала. Вместе с тем она на­пиа фату и корону, приладила это все на себя и крутилась в до­ме так, чтобы ее всем 6ьио видно. Через некоторое время все жс вышла и даже покружилась по просьбе брата, показывая, как развевается юбочка платья, но говорить не стала. Ушла с iiяней на море. Поскольку я 6ьиа за столом, речи ее не слы‑

иiала.

После моря Дина с удовольствием и долго ужинала, съела довольно много разной еды. Бьиа в хорошем настроении. Лида пожаловалась на то, что на пляже трудно уследить за вещами, могут украсть. Я рассказала, как у меняв Москве сорвали с шеи мобильный телефон, когда я шла из одного больничного корпуса в другой. Руки 6ьии заняты историями 6олезнй, и ка- кой-то мальчишка воспользовался этим, подбежал и, потянув за телефон, оборвал веревку Она осталась сиротливо висеть на шее. Этот рассказ Диночка тут же «примерила» на себя. Она стала рассказывать, как у нее какая-то девчонка сорвала с шеи бусы. В речи тут же появились запинки. Почему? У меня пока три версии: 1) ее взволновала, а может быть, и испугала ситу­ация возможной кражи чего-либо у нее; 2) в рассказе, неиз­бежно носящем монологический характер, необходимо 6ьио строить более длинные и сложные фразы, чем те, которыми она обходится в обычной диалогической речи; 3) сказалось по­зднее время (6ьио около 10 часов вечера) и, следовательно, ус­талость. Вполне вероятно, что причина другая. Необходимы дополнительные наблюдения. На всякий случай завтра начнем отрабатывать монологическую речь по серии сюжетных карти­нок. В качестве внешней опоры и в целях «обратной связи» по­пробуем подключить диктофон.

День четвертый

Первая половина дня

Завтрак - запинки 6ьии, ситуативная фиксация та же. Море. Все без изменений, Т.С. на море минимум речи и со­ответственно запинок.

Вторая половина дня

Впервые поход в танцевальную школу Я там не присутст­вовanа, но, по словам мамы, Дина пошла на урок охотно, дала ручку незнакомой девочке. По окончании занятия сказала, что оно ей не понравилось, потому что другие дети начали зани­маться раньше, и Диночка не все понимала из того, что тре6о

валось сделать. Педагогом бьиа оценена как способная. (Еще 6ы! Пластичности и музыкальности ей не занимать!) На удив­ление школа не возбудила Дину Неудачи в речи 6ьии связаны с прежними ситуациями..

День пятый

Первая половина дня

С утра пришла дочка одной из работниц в доме. Девочка очень спокойная, приятная, приветливая, даже солнечная. Ди­не она сразу понравилась. Она с удовольствием стала с ней иг­рать. Говорила очень хорошо. Похоже, Наташа (новая девочка) действует на нее релаксирутоще.

По случаю дня рождения другой работницы поставили

диск с выступлением Гриши. Вначале на диске 6ьиа запись ор­кестра. Дина с удовольствием смотрела. Очень внимательно, однако как только на экране появился Гриша, засмущалась, опустила головку, несколько раз внимательно взглянула и убе‑

жала.

На море все бьио отлично. Но как Гриша ни старался, руку ему все-таки не дала. Долго играла с Наташей на берегу: стро­ила замок, во всем подражая старшей девочке.

Во второй половине дня бьио импровизированное психоте­рапевтическое занятие. Дети пошли вместе в бассейн, и я ор­ганизовала «игру», направленную на их контакты между собой. Гриша, по моей просьбе, стал кидаться шариками, «мишенью» для которых служила Наташа. Она стала отвечать ему тем же. Завязалась веселая возня, в которую Диночка включилась до­вольно быстро. Особенно ей понравилось «подкинутое» мной словечко «нахал» (под ним имелся в виду Гриша). Уперев ручку в бок, она стала кричать: «Этот нахал опять нападает!» Тогда Гриша получил указание заняться именно Диной и, надо от­дать ему должное, сумел сделать так, что она тоже стала кидать в Гришу шарики и даже пару раз позволила ему поднять себя за бока и опустить в воду Очень весело и много смеялась, но не перевозбужденно. Руку при этом так Грише и не дала. Речь бы­ла отличной. Несколько участилось движение — брать себя за нос рукой. Пока его можно расценивать как защитное (пере­нос мышечного напряжения с оральной сферы на лицевую). Следует не обращать внимания на этот жест (он вместо запинки).

Еще позже мы втроем (Дина, Лена и я) совершили даль­нюю прогулку — к реке. Диночка взяла с собой почти всех сво­их кукол в коляске, но очень скоро потребовала, чтобы их от­туда вынули, и села в коляску сама. Мы не стали возражать, Т.К. понимали, что в бассейне она действительно устала.

В этот вечер произошло знаменательное событие. Диночка пжазала, что осознает, зачем я рядом. Мои постоянные дейст­иия по «пере6ивке» даже намека на запинку стали ее раздра­жать. Глядя в мою сторону, она кривилась и махала рукой, как i н i прогоняя. Однако преддагаемые веселые игры заставляли ч о6 этом забыть, и мое присутствие становилось не раздра­мающим. Придется придумывать что-ни6удь очень завлекаю­игее, Т.К. «пере6ивки» запинок абсолютно необходимы (пато­,огический рефлекс долен погаснуть).

Продолжаем отрабатывать «Я» (делать его привычным и не i и пероценочным), а также тему половых различий. Использую

псе возможные жизненные и книжные си Ц - Им очень весе Видишь, идут девочка и мальчик. Они дружат

Но и интересно друг с другом». В «Мультике» танцуют девочка и мальчик на фигурны коньках: «Видишь, как они красиво танцуют. Мальчик поднимает девочку на ручках, а потом дер­,кит ее за руку, чтобы она не упала». Пока реакции на эти iiробные камешки» почти никакой.

Перед сном зашла к Диночке в комнату. Вначале она стала махать рукой, прогоняя меня, но тот же прием с интересным

рассказом сработал, и она не стала сопротивляться сеансу

аутотренинга. Бьиа очень хорошо релаксирована мышечно, говорила прекрасно, заснула быстро.

День шестой

Первая половина дня

Утро. Диночка спокойна, говорит хорошо. Не сопротивля­ясь, поехала на занятия в «школу». Вернулась в достаточно «хо‑

рошей форме», но мама сказала, что на о6Пет ее Внапрягает. Ут - iic она заикалась. Значит, занятие в труп

Пiает, правда, то, что ремиссия наступает довольно быстро.

На пляже, где в этот раз присутствовала мама, Диночка вiгачале веселилась, затем стала капризничать. Заметно 6ьио, ч го она зорко следит за мамой и очень боится, что она уйдет. Вместе с тем на удивление спокойно отнеслась к присутствию нгакомой девочки — Катрин, которая проявила полную ин‑

цифферентность и к Дине, и ко всем другим «действующим

Л и цам» (взрослым).

Во время дневного сна я провела длительный аутотренинг

I I охоже, он дал хороший результат, потому что в течение вто­рой половины для девочка бьиа активна и говорила сочень ред­кими запинками, в основном в словах, содержащих звук «р». ()чевИДно, этот звук еще недостаточно «обкатан», и определен­iiые позиции его в слове служат провоцирующим фактором.

$ один из моментов нашего общения Дина спросила: «А 011

придет?» Я сделала вид, что не понимаю, кто он. Пыталась вы­манить из ее уст имя «Гриша» разными способами, но так и не добилась успеха. Тогда я назвала это имя сама. Дина скорчила кокетливо-стеснительную мину и сказала: «Ну да, он».

Перед сном охотно рассказала мне все знакомые сказки, перелистывая страницы своих любимых книжек, чем значи­тельно облегчила мне задачу занятия с ней.

День седьмой

Первая половина дня прошла без особенностей. Пляж, иг­ра. Речь с легкими запинками, легко корригируется при вКЛю‑

чении ритмизирующих приемов.

Вторая половина дня. Второе посещение балетной группы. Вначале Дина идти туда отказы вanась, и пришлось купить ей красивую пачку, которая и решила проблему Занималась очень хорошо и долго. На обратном пути, по словам мамы, не 6ьиа возбужденной. Физически устала. Заснула достаточно легко.

День восьмой

В первой половине дня с утра в речи были негрубые запин­ки. Их удалось купировать с помощью специальных приемов ритмизации и синхронизации механизмов творения, в кото­рых существенную роль сыграли диски с записями детских пе­сенок, стихов и сказок.

Позже, но еще до дневного сна, произошио знаменатель‑

ное событие. Родители взяли Диночку с собой в аэропорт,

встречать американских бабушку и дедушку Вначале девочка

их стеснялась, Т.К. видела год назад и не помнила, кто они та­кие. Но дедушка оказался «добрым феем» и подарил Диночке

два сногсшибательных платья и потрясающую Бар6и. Радости не было предела. Дома Дина, наряженная в новое розовое платье, настолько осмелела, что стала общаться с Гришей. Рас­сказала ему, что ей поцарили еще одно, голубое платье, позво­лила нести шлейф и дала ручку Вот оно! Потребовалась неделя и мощный допинг, чтобы это произошло! До обеда очень охот­но играла с Гришей и Наташей. Запинки, как заметили дети, бьии, но очень легкие и редкие. Гриша отметил, что в основ­ном они касались темы «мanьчик -девочка».

Приходится сделать вывод о том, что установка на краси­вые наряды играет положительную роль в коррекции плавнос­ти речи (устранении запинок). Вопреки всем ожиданиям, ре­бенок не возбуждается, получив заветное, а приходит в хоро­шее расположение духа, веселится без невротического флера.

I 10СКОЛЫСУ в настоящий период времени самое главное - из­О;ИЩТься от запинок, можно «играть» на ее идее-фикс по на‑

иваггием «красивая одежда». Видимо, артистическое начало на‑

°Голько органично природе ребенка и настолько сильно, что 1пiроться с темой одеждъг пока не следует. Напротив, ее следует

использовать ддя создания благоприятного эмоционального

фона. Поистине, велика роль индивидуanьных особенностей характера, и никакие готовые рецепты здесь не годятся.

День девятый

В первой половине дня с утра речь ухудшилась. Возможно,

сказались вчерашние сильные впечатления, а, возможно, от­рицательную съгграла смена няни (упиа Лена, пришла Лида)•

Несмотря на это, на пляже гораздо охотнее и естестве,ераз- щаласъ с мальчиком-ровесником: вместе с ним купanась

говаривала. Ответила на мой вопения. Играла с Гришей ии даже тон» - без запинок и мины смущ

назвала его «Гришка-дурак». Осмелившись, пошла с ним (без

взрослых) в воду, правда, недалеко.

Солнце сегодня очень активное («кусачее»), несмотря на

облачность. Может быть, это тоже явилось причиной запинок. Помогла их смягчить опять-таки ритмизация. Необходимо каждое утро начинать с речевок, песенок или стихов. Прежде,

чем встать с постельки, вместе с няней нужно «исполнить»

что-нибудь из детского репертуара, содержащегося на дикто­фоне или на кассетах.

Вторая половина дня - после дневного сна.

В доме гости - американские и юрмальские родственники

(7 человек). Вместе с родителями Диночки и намиТмно Й2 Гри- шей, 11 человек. Если же добавить няню Лиду,о

большое испытание, тем более что Диночке неоеннь еав деть новые (по-настоящему бальные) платья, привез подарок из Америки, и показаться в них.еВ В нно на <Нприхода

гостей бьии небольшиеКоа орь хг никто не заметил. К тому же

пример, родной брат), речь у ре

они быстро купировались и практически весь вечер р -

6енка 6ьиа гладкой. Спасибо, Диночка, не подвела! Но... по­смотрим, чем это испътание обернется завтра...

День десятый

В первой половине дня с утра дома запинки бьии, 'но на

ПЛяже она спокойно общалась с незнакомой девочкой из Том­ска. Девочка эта с грубым синдромом гипердинамии вела себя провокационно. Я всячески пьггалась наладить Их общение.

Это в общем удавалось. В один из фрагментов сеанса я стала загадывать девочкам загадки. Когда я дошла до слов: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает!», Дина очень быстро, буквально без секунды промедления сказала: «Охранник». Прямо класси­ка, обязательно опубликую этот ответ. Пусть другие тоже порадуЮТСЯ.

Дина показала девочке из Томска пример воспитанности и хорошего тона. Правда, когда она уж совсем разошлась со своими приставаниями, Дина весьма резко поставила ее на место: «Не лезь ко мне, я тебе что сказала!» (сказала гладко, без запинок).

Во второй половине дня 6ьии в гостях. Там Диночка играла с детьми: девочкой восьми лет - Дашей, Гришей и маленькой Катриной. В общем, компания не маленькая и благодаря Даше и Катрине шумная. Против ожидания, Дина держалась замеча­тельно. Хотела участвовать в играх. Вначале несколько опаса­лась и стояла чуть в сторонке, а потом осмелела и веселилась на равных. Не захотела даже уходить домой. Хвала богу, все идет вперед, не так быстро, как хотелось 6ы, но идет!

День одиннадцатый - двенадцатый

День прошел достаточно хорошо. Во второй половине дня Дина очень весело играла с пришедшей в гости девочкой восьми лети Гришей, но, похоже, перевозбудилась, т к. засы­пала долг, а в пять утра проснулась мокрая. Этот рецидив ночного энуреза в сочетании с утренней явно ухудшившейся речью на следующий день, следует расценить как рецидив. По моим расчетам, он должен быть быстро купирован. Приму ме­ры - посмотрим! Утром ездили в Ригу к психологу Специ­алист - Валентина - вела себя достаточно психотерапевтично

и предложила пятидневный психотренинг по программе

«Мост радости». Я согласилась, но, проанализировав ситу­ацию, думаю, что следует подождать до сентября. Необходимо «прикрыты» утомительные для ребенка поездки в Ригу медика‑

ментозно, поэтому окончательное решение будет принято,

когда привлеку Фридман, Парцалис, а возможно, и Альперо­вича к консилиуму по медикаметозной терапии.

Вечером 6ьии гости с детьми. Диночка на удивление 6ьиа спо







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 3218. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия