Andante cantabile С. Рахманинов. Музыкальный момент op. 16, № 3
IV11 Прибавление к ундецимаккорду сверху еще одной терции обра зует еще более сложную — семизвучную — гармонию, которая называется терцдецимаккордом (обозначается цифрой 13): 205 Название этого звукового комплекса определяется интервалом терцдецимы, возникающим между крайними звуками. Однако тот факт, что в терцдецимаккорде содержатся все семь диатонических ступеней лада, практически «размывает» гармонию как таковую, с одной стороны уменьшая яркость и характерность ее звучания, а с другой — делая менее острыми и определенными заключенные в ней ладовые тяготения, притупляя их и тем самым затушевывая функциональное значение аккорда. Скорее всего, именно это обстоятельство и обусловило весьма ограниченное применение терцдецимаккордов в музыкальной практике, которые если и используются, то скорее в качестве полифункциональных созвучий, а не как самостоятельная гармония. По сути дела, терцдецимаккорд представляет собой сочетание двух слитно расположенных септаккордов. 206 и т.д. Известно, что существует семь разных видов септаккордов, следовательно, используя их в разнообразных комбинациях, можно получить свыше тридцати различных по звучанию вариантов терцдецимаккордов (разумеется, без повторений — в иной записи — энгармонически равных звуков):
208 [Andante assai] Росо rit. С. Прокофьев. Соната № 4, ч. II Б.13
|