Лаульям
жадность
лово лаулья означает исступление, жадность и желание. Исступление бывает двух видов: ума и разума. Ум, или четта, склонен следовать за чувствами. Когда ум по зову чувств погружается в определенный предмет, возникает привязанность или отвращение. Поэтому исступленное ума к чему бы то ни было возникает либо вследствие привязанности, либо в следствие отвращения. В Бхагавад-гите (2.67) сказано:
индрийанам хи чаратам йан мано ’нувидхийате тад асйа харати праджнам вайур навам ивамхаси Как сильный порыв ветра уносит лодку, так и одно-единственное чувство, завладевшее человеком, способно лишить его разума.
Также в другом месте Бхагавад-гиты (3.34) есть слова:
Индрийасйенгдрийасйртхе рага-двешау вйавастхитау Тайор на вашам агаччхет тау хй асйа парипантхинау Привязанность и неприязнь, возникающие в результате взаимодействия чувств с объектами восприятия, можно научиться регулировать, соблюдая определенные правила. Не следует идти на поводу у симпатий и отвращения, ибо они являются препятствием на духовном пути. Без бхакти обуздать ум едва ли возможно. Ум выходит из-под контроля, когда мы во всем потакаем ему и чувствам. Жадность до чувственного счастья овладевает умом, и он снова и снова толкает нас на дурные поступки. Жадность – главное препятствие на пути преданного служения. Деятельность чувств должна быть подчинена служению Господу, а привязанность к удовлетворению чувств – преобразована в привязанность к Нему. Тогда ум, найдя прибежище в этой привязанности, утвердится в преданном служении. Зрение, слух, обоняние, вкус и чувство осязания называются познающими чувствами. Руки, ноги, язык, анус и гениталии - это действующие органы. Когда соприкосновение с объектами этих чувств происходит в умонастроении преданности, ум сосредотачивается на Господе. Вкус, форма, запах, прикосновение и звук – это объекты чувств. Если человек относится к объектам чувств с благодарностью и видит в них собственность Господа, его преданное служение совершенствуется. От наслаждения, вредного для преданного служения, лучше отказаться, а ко всему, что способствует его развитию, нужно воспитывать привязанность. Но как сдерживать жадность ума, пока не побеждена неистовая жадность разума? Ведь именно силой разума ум может регулировать привязанность и отвращение к объектам чувств. Функция разума – проводить различие между хорошим и дурным. Следовательно, разум должен быть обучен принимать правильные решения. Разум бывает непоколебимым и многоветвистым. Вйавасайатмика буддхир экуха куру-нандана Баху-шакха хй ананташ ча буддхайо ‘вйавасайинам
|