Студопедия — Менталитет и стихийная социализация
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Менталитет и стихийная социализация






Влияние менталитета этноса на стихийную социализацию осуществляется главнымтобразом благодаря традиционному механизму социализации, в рамках которого действует ряд психологических механизмов (им-принтинг, подражание, экзистенциальный нажим — в первую очередь).

Кардинальную роль в усвоении и воспроизведении менталите­та этноса играет язык, который человек усваивает с детства. Это связано с рядом обстоятельств.

В о-п е р в ы х, язык отражает историю этноса, его жизнедея­тельность, восприятие мира, канон человека, мировоззрение, культуру и пр., влияет на склад мышления человека, на его цен­ности. Как писал американский лингвист Дж.Теодорсон, язык — это повозка традиций, сохранившихся и передающихся из поко­ления в поколение чувств, символов, эмоциональных ассоциа­ций и мифов.

Во-вторых, согласно гипотезе американских ученых Э.Се­пира и Б.Уорфа, восприятие и мышление человека обусловлены структурами его родного языка. Языковые навыки и нормы бес­сознательно определяют образы, «картины» мира, присущие но­сителям того или иного языка, поскольку его грамматический строй «навязывает» человеку способ членения и описания окру­жающей действительности.

Форма построения фразы — это способ отражения внешнего мира. Словарный запас также отражает особенности психологии данного этноса и той природной среды, в которой он живет. Ска жем, у эскимосов есть более десятка наименований снега (снег сухой, с настом и т.д.), но нет слова, выражающего общее поня­тие «снег». У абхазов, как выяснилось при изучении их долгожите­лей, нет наших терминов для определения возраста, зато есть спе­циальные слова, обозначающие подростка, способного сесть в седло; юношу, имеющего право носить оружие, вступать в брак; зрелого мужчину; старика, руководящего родом.

В-т р е т ь и х, как отмечал французский историк Мишель Фуко, речь, слова — не просто выражение наших чувств и мыслей, но формы социального контроля. Так, во вьетнамской культуре, как показали в своих исследованиях X. Р. Викер и X. К. Шох, подчине­ние и приспособление к строгой иерархии являются важными элементами в контексте жизни семьи и школы. Какое-либо лицо не может быть независимым, оно всегда в зависимости от партне­ра по беседе. Вследствие этого во вьетнамском языке абстрактные личные местоимения, такие как «я», «ты», «он», практически не существуют. Индивидуализированное в европейской культуре «я» имеет определенно отрицательную ценность во вьетнамском язы­ке и вьетнамском обществе.

Влияние менталитета этноса значительно во всех направлени­ях социализации человека. Остановимся лишь на наиболее суще­ственных.

Велико влияние менталитета этноса на семейную социализацию. Это можно проиллюстрировать на таких примерах. В Узбекистане родительская семья в значительно большей мере, чем в России и в странах Балтии, служит образцом для молодежи — особенно в том, что касается воспитания детей. Различия особенно велики в брачных установках. Поданным исследований 70-х — 80-х гг. про­шлого века, до 80 % узбеков считали согласие родителей на брак обязательным, а развод при наличии детей недопустимым. В то же время около 80 % эстонцев не считали согласие родителей обяза­тельным, а 50 % вполне допускали развод и при наличии детей. Вряд ли эти установки существенно изменились к началу нынеш­него столетия.

В Центральной Азии с ее благодатным климатом и исламской культурой традиции поощряют высокую рождаемость, осуждают женщин, не рожающих детей. Поэтому до сих пор счастье семьи в первую очередь — в ее многодетности. И неслучайно уровень рож­даемости в этом регионе в два с лишним раза выше, чем в Рос­сии, и в три с лишним раза выше, чем в странах Балтии.

В то же время у грузинских горцев, столетиями живущих в су­ровых природных условиях, в постоянной борьбе за выживание и пропитание, обычаи и общественное мнение, отражающие тра­диции этноса, наоборот, порицают плодовитость женщин.

В процессе полоролевой (гендерной) социализации влияние мен­талитета этноса происходит благодаря характерным для него эталонам мужественности и женственности. Они подразумевают оп­ределенный набор черт характера, особенностей поведения, эмо­циональных реакций, установок и т.д. Эти эталоны относитель­ны, т.е. их содержание не совпадает в культурах разных этносов. Крайние варианты расхождения эталонов «мужественности» и «женственности» показала М.Мид на примере трех племен Новой Гвинеи. У Арапешей оба пола кооперативны и не агрессивны — т.е. феминизированы по нормам западной культуры. У Мундугу-моров оба пола грубы и некооперативны — т.е. маскулинизирова­ны. У Чамбула картина, обратная западной культуре: женщины доминантны и директивны, а мужчины эмоционально зависимы.

Влияние менталитета этноса очень выпукло проявляется в сфе­ре межличностных отношений.

Так, пунктуальность, высоко ценимая в Германии или Гол­ландии, сравнительно мало значима в Испании и еще меньше в Латинской Америке. Другой пример: североамериканцы запрос­то зовут друг друга по имени, что вовсе не означает наличия дружбы между ними, которая обусловливает подобное обраще­ние в Европе.

Этнические нормы в большой мере определяют стиль общения младших со старшими, величину возрастной дистанции, специ­фику восприятия ими друг друга вообще и как партнеров по об­щению в частности. В Японии, например, при общении людей разного возраста старший практически сразу присваивает себе форму общения в виде монолога, и младший это принимает как само собой разумеющееся, просто внимая говорящему.

Исследования показывают, какую роль играют этнические тра­диции в формировании у детей норм, определяющих отношение к приятелям, друзьям и другим партнерам по общению. По зару­бежным данным, например, дети, выросшие в этнических общ­ностях, где преобладают малые семьи — как это на первый взгляд ни странно выглядит, — кажутся более дружественно-теплыми и менее авторитарными в отношениях с людьми, чем дети, вырос­шие в среде, где малая семья не является идеалом (И.С.Кон).

В европейских культурах подростки и юноши в достаточно боль­шой мере эмансипируются от взрослых, могут по-разному прояв­лять свое отношение к ним, вплоть до грубости и неуважения, а в Азии и на Кавказе дело до сих пор обстоит во многом иначе. Здесь по-прежнему сильны традиции уважения и почтительности к стар­шим, даже и не очень близко знакомым.

Прекрасной иллюстрацией может служить эпизод из фильма «Листопад» известного грузинского режиссера Отара Иоселиани. Дело происходит в Тбилиси. Два юноши-соперника встречаются у подъезда дома, в котором живет «предмет» соперничества. Между ними происходит напряженный диалог, который уже вот-вот дол­жен перейти в драку, но... зрители видят, как «зверское» выраже ние лица сильнейшего из соперников неожиданно сменяется веж­ливо-почтительной улыбкой. В чем дело? Камера смещается вле­во, и мы видим старушку — соседку этого юноши, которая обра­щается к нему с вопросами о здоровье папы, мамы, сестры и т.д. И молодой человек терпеливо и почтительно удовлетворяет ее любопытство, хотя, воспользовавшись этим, более слабый физи­чески соперник попадает в «заветный» подъезд. Естественно, что это типично именно для общения в тех этносах, где почтительное отношение к старшим — норма.

Этнические традиции диктуют не только стиль общения, но даже пространственную дистанцию между партнерами в процессе общения. Исследователи, специально занимающиеся изучением этого вопроса, выделяют четыре дистанции. Во-первых, пуб­личную. Она характерна для общения между людьми в процессе различных мероприятий и составляет расстояние от 3,5 м и более. Во-вторых, социальную — от 120 см до 360 см. На этой дистанции обычно общаются люди, занятые каким-нибудь совместным де­лом. Затем идет личная дистанция (от 45 см до 120 см), в пределах которой общаются те, кто связан между собой достаточно тесным эмоциональным контактом — приятели, друзья. Наконец, интим­ная дистанция предполагает непосредственный контакт или об­щение на расстоянии не более 45 см людей, находящихся в наи­более близких, интимных отношениях (влюбленные, супруги, родители и дети).

Все дистанции имеют явные этнические различия. Например, социальная дистанция в общении латиноамериканцев нередко совпадает с той, которая североамериканцами рассматривается как личная. Или другой факт: многие из характеристик североаме­риканской интимной дистанции соответствуют русской социаль­ной дистанции, т.е. общение русских больше ориентировано на близкий пространственный контакт между партнерами, чем об­щение американцев.

Все названные выше аспекты влияния менталитета этноса на стихийную социализацию человека, а также и многие не назван­ные здесь в конечном счете ведут к тому, что у человека формиру­ется этническое самосознание, основы которого закладываются уже в детстве на неосознаваемом человеком уровне. Именно в дет­стве и в юности начинается осознание человеком совокупности своих этнических связей и складывается его отношение к этим связям. В чем это проявляется?

Во-первых, в этнической идентификации, т.е. осознании сво­ей принадлежности к определенной этнической группе. Во-вто­рых, в формировании (преимущественно неосознанном) пред­ставления о типичных чертах своей этнической общности, о свой­ствах ее как целого. Затем постепенно, с возрастом появляется осознание общности исторического прошлого своего народа (в одних этносах более обостренное, в других — почти «смазанное»). И наконец, появляется представление о родной земле.

Этническое самосознание (как и любое групповое), чувство «мы», обязательно предполагает соотнесение (и в этом смысле — противопоставление) этого «мы» какому-то или каким-то «они», т.е. другим этническим группам.

Осознание особенностей своей этнической группы не содер­жит в себе предубеждения против других этносов, но лишь до тех пор, пока идет констатация тех или иных свойств своей группы. Однако констатацией дело никогда не ограничивается, ибо она идет в сравнении с кем-то и требует оценки своего и других этно­сов.

Естественно, что сравнение и следующая из него оценка, как правило, не бывают объективными. Уже в детстве происходит ис­кажение образа своего этноса (в позитивную сторону) и других этносов (как правило, в негативном плане). Вследствие этого уже в раннем возрасте нередко возникает явление, которое психологи называют этноцентризмом. Этноцентризм — склонность воспри­нимать все жизненные явления с позиции своей этнической груп­пы, рассматриваемой как эталон. В крайней форме этноцентризм проявляется в убежденности в превосходстве своей группы, в неприятии других этнических групп с допущением по отноше­нию к ним агрессивного поведения.

Формирование этнических установок тесно связано со стилем социализации, типичным для того или иного этноса, характер­ным для тех или иных регионов, социокультурных слоев, конк­ретных семей. Этнические установки связаны также с уровнем образованности человека (хотя определяются содержательно все-таки не этим обстоятельством). Л.С.Выготский отмечал, что осо­знание сходства вообще требует более развитой способности к обобщению и концептуализации, чем осознание различий. Осо­знание сходства чего-либо с чем-либо или кого-либо с кем-либо требует наличия у человека способности к обобщению, владения понятиями, охватывающими сходные признаки ряда объектов, т.е. достаточно развитого интеллекта. А осознание различия воз­можно всего лишь на эмоциональном уровне. Поэтому осознать различия представителей двух этносов можно на уровне «они мне противны», а обнаружение сходства — дело значительно более трудное и «умственное».

Межэтнические установки могут быть весьма устойчивыми, превращаясь в стереотипы. Тем не менее они способны меняться в процессе исторического развития.

Например, в начале XVIII в. считалось, что англичане склонны к революциям и вообще к переменам в своей жизни, а французы, наоборот, весьма консервативны. Основанием этого, очевидно, служили английская революция, активная заморская торговля британцев, смена королевских династий в Англии на рубеже XVII и XVIII вв. Прошло столетие и Великая французская революция, а также последовавшие за ней события изменили названные сте­реотипы на противоположные. Другой пример: в начале XIX в. немцев считали непрактичным народом, склонным к философии, музыке, поэзии, но мало способным к технике и предпринима­тельству. Но промышленный переворот в Германии и ее объеди­нение сделали этот стереотип безнадежным анахронизмом.

В заключение отметим еще раз: менталитет этноса, усваивае­мый человеком через родной язык, а также под влиянием соци­альной практики ближайшего окружения, проявляется во всех аспектах социализации.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1103. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия