Студопедия — Менталитет и относительно социально контролируемая социализация— воспитание
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Менталитет и относительно социально контролируемая социализация— воспитание






Менталитет этноса влияет на воспитаниекак относительно социально контролируемую социализацию в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции личности и воспитания.

Имплицитные (т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) теории личности, присущие каждому этносу, есть совокуп­ность неких представлений, несущих в себе ответы на ряд вопросов: Каковы природа и возможности челове­ка? Чем он является, может и должен быть? И др. Ответы на эти вопросы образуют имплицитную концепцию личности (И. С. Кон).

На воспитание менталитет влияет и в связи с тем, что в этносе как естественное следствие наличия имплицитных концепций личности имеются имплицитные концепции воспитания. Именно они во многом определяют, чего взрослые добиваются от детей и каким образом они это делают, т.е. содержание взаимодействия старших и подрастающих поколений, его стиль.

В каждом этносе исторически складываются несколько импли­цитных теорий личности и воспитания. Во-первых, различаются представления о том, как следует воспитывать лиц мужского и женского полов в зависимости от канонов мужественности и жен­ственности, присущих этносу. Во-вторых, различаются имплицит­ные концепции личности и воспитания социально-культурных слоев одного и того же этноса.

Имплицитные концепции воспитания можно рассматривать как неосознаваемые ценностные ориентации представителей этноса и его отдельных слоев, которые во многом определяют цели, со­держание, стиль, средства относительно осмысленного взращива­ния (воспитания) членов этноса на различных возрастных этапах.

Именно имплицитные концепции воспитания во многом оп­ределяют то, каким образом реализуются все виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, диссоциальное, коррекци-онное), ибо на неосознанном уровне они влияют на реальное поведение субъектов воспитания (как старших, так и младших, которые довольно рано усваивают основные элементы этничес­ких имплицитных концепций воспитания) в процессе их участия в воспитательном взаимодействии. Это влияние нередко оказыва­ется более эффективным, чем систематическая педагогическая подготовка воспитателей или осознанно формулируемые ими са­мими принципы своей воспитательной деятельности.

О том, сколь существенны отличия имплицитных концепций воспитания в различных этносах, позволяет судить следующий пример. Европейцы считают, что в самом строгом и системати­ческом дисциплинировании нуждаются маленькие дети, а по мере взросления внешний контроль должен ослабевать, и ребенку сле­дует постепенно предоставлять самостоятельность. У японцев, малайцев, сингалов и ряда других народов маленьким детям пре­доставляют максимум свободы, практически не наказывают и почти не ограничивают их. Дисциплина, причем весьма строгая, появляется здесь позже, по мере взросления ребенка, усваиваю­щего нормы и правила поведения, принятые среди старших.

В целом содержание имплицитных концепций личности и вос­питания во многом определяет позицию человека как объекта социализации, а также ожидаемые и допускаемые в конкретном этносе меру и характер его субъектности и субъективности в про­цессе социализации. От имплицитных концепций личности и вос­питания в определенной мере зависит возможность сбалансиро­ванности приспособления и обособления человека в социуме, т.е. то, насколько он может стать жертвой социализации (о чем речь пойдет в последней главе пособия).

Имплицитные концепции личности и воспитания, так же как и менталитет, характеризуют оригинальность культуры того или иного этноса. Как писал французский этнолог К.Леви-Стросс: «Оригинальность каждой из культур заключается прежде всего в ее собственном решении проблем, перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Только значимость их ни­когда не бывает одинаковой в разных культурах».

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 677. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия