Человек как жертва процесса социализации
Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что, как уже отмечалось ранее, процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Имеется в виду противоречие между степенью приспособленности человека к обществу и степенью обособления его в обществе. Человек, полностью приспособившийся к обществу и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не приспособившийся к обществу, также становится жертвой социализации — диссидентом, правонарушителем, или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни. Любое модернизированное общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуцирует жертвы социализации в основном вопреки своим целевым установкам, в то время как тоталитарное общество, даже декларируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное неизбежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко жертвами социализации, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как личности. Величина, острота и проявленность описанного конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особенностями самого человека. Так, в частности, большую роль может сыграть то, какой тип ответственности сформировался у конкретного человека в процессе его социализации или на конкретном ее этапе. Иначе говоря, какой локус контроля характерен для человека. Понятие локус контроля было введено американским психологом Дж. Роттером. Говоря о локусе контроля, имеют в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе. Выделяют два типа локуса контроля: интернальный и экстер-нальный. При интерналъном (внутреннем) локусе контроля человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями. При экстернальном (внешнем) локусе контроля человек склонен приписывать ответственность за все внешним факторам (другим людям, судьбе, случайности и т.п.). Люди с ярко выраженными экстернальностью и интернально-стью встречаются не так часто. Основная масса людей располагается между этими крайними «точками». Как показывает ряд исследований, интерналы более уверены в себе, более спокойны и благожелательны. Исследование К. Муздыбаева показало, что существует положительная корреляция между интернальностью и наличием смысла жизни: чем больше человек верит в то, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели. Экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, а главное — конформность. В заключение заметим, что независимо от объективных условий социализации и личностных особенностей человек всегда в той или иной мере сам становится автором сценария своей жизни. В связи с этим полезно вспомнить слова Ф.М.Достоевского из повести «Записки из мертвого дома» (что в данном случае немаловажно): «Пора бы нам перестать апатически жаловаться на среду, что она многое в нас заедает, да не все же, и часто иной хитрый и понимающий дело плут преловко прикрывает и оправдывает влиянием этой среды не одну свою слабость, а нередко и просто подлость, особенно если умеет красиво говорить и писать».
|