Человек как объект социализации
В настоящем пособии сущность социализации представлена как сочетание приспособления и обособления человека в обществе. Приспособление происходит главным образом благодаря тому, что человек является объектом социализации (хотя он может приспособиться и сознательно, т.е. проявляет себя субъектом). Как отмечалось ранее, Э. Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. То есть утверждая приоритет общества в процессе социализации человека, Дюркгейм рассматривал последнего как объект социализирующих воздействий общества. Т. Парсонс (и об этом тоже уже шла речь ранее) определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации — сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Человек является объектом социализации постольку, поскольку содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая, тендерная, социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (т.е. гражданская и профессиональная социализация). Любое общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были законопослушными, т.е. действовали в соответствии с установленными государственной властью правовыми нормами (правовая социализация). Важнейшим условием уважительного отношения к государству является развитие политической культуры, т.е. соответствующих ценностных установок (политическая социализация). Исследования показывают, что доверие к институтам государственной власти, политические установки, ориентации и взгляды формируются в довольно раннем возрасте. Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, «модальной» (термин статистики «мода» обозначает величину, наиболее часто встречающуюся в ряду параметров объекта), т.е. наиболее часто встречающийся тип личности, который обладает некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом, т.е. воплощающий в себе средние общепринятые черты («средний американец»). Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в процессе социализации. В каждом обществе формируется несколько модальных типов личностей. Такое понимание содержания социализации предполагает, что в первую очередь имеются в виду социализирующие влияния не только на самого индивида, но, главным образом, на его реальные взаимосвязи и взаимоотношения с социальным миром, многообразием социальных объектов, образующих структуру общества, в котором человек живет (В. Б.Голофаст). Кроме того, следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляет не только и не столько общество в целом, сколько конкретные группы и организации, особенности и функции которых, во-первых, обусловливают специфический и неидентичный характер этих требований, а во-вторых, содержание требований зависит также от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются. Как образно выразился французский психолог Анри Пьерон, «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми».
|