Компенсация.
Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Термин введен Зигмундом Фрейдом, а позднее, понятый как жизненная стратегия, стал одним из центральных понятий в индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности «компенсирующей» недостатки человека. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Таким образом, компенсация - это форма защиты, при которой чрезмерно развивается одна наиболее выраженная способность в ущерб другой. Например, физически слабый, но интеллектуально одарённый ребенок достигает большого мастерства в игре в шахматы. При этом он снимает остроту переживаний внутреннего недовольства собой, самоутверждаясь за счёт успеха в той области, где он может проявить свои способности, однако «платит» тем, что «запускает» другие области своего развития. Гиперкомпенсация (реактивное преобразование) Это психологическая защита, психофизиологический механизм которой, как и у регрессии, затрагивает мотивационную систему человека, определяя, прежде всего, изменение потребностей. Одним из способов разрешения внутреннего конфликта является реактивное образование, которое в этой ситуации преобразует невозможные для реализации импульсы в такие, которые имеют форму проявления потребности прямо противоположного толка, что в случае сексуального влечения выглядит как смена знака: любовь-ненависть. Этот интереснейший психологический феномен взаимозаменяемости и одновременного присутствия двух полярных чувств нашел адекватную литературную форму в виде многочисленных любовных романов и поэтических произведений. Реактивное образование регулирует паритетные отношения людей. Оно, в зависимости от развития событий, не имеет смены знака отношений с отрицательного на положительный. Таким образом, основными чертами личности, которые проявляются при интенсивном применении гиперкомпенсации, можно отметить демонстративное дружелюбие, способность к объединению с себе подобными, социабельность в сочетании с мотивационной неустойчивостью и противоречивостью в оценках и взглядах. Нестабильность оценочных суждений и мнений наиболее наглядна во внешних конфликтах, когда обладатель гиперкомпенсирующей защиты в предчувствии своего проигрыша резко меняет тактику поведения на прямо противоположную, отстаивая с эмоциональной убежденностью прямо противоположную точку зрения по сравнению с той, которую отстаивал ранее. Любопытно, что эта смена оценок и суждений, абсолютно неожиданно для партнера, часто служит началом продуктивного разрешения конфликтной ситуации, и все расстаются довольные друг другом и собой. Это свойство неожиданной смены оценок и установок позволяет говорить прежде всего, о достойной пластичности и подвижности эмоциональной сферы и системы установок человека. Поведенческие проявления специфических особенностей личности, стабилизация «эго» которая происходит на базе гиперкомпенсации, формирует характерный тип пуританина и, в наиболее неблагоприятном случае — тип ханжи. В более умеренном и более нормативном виде реактивное образование, действующее на бессознательном уровне психики, диктует личности неприязнь и страх перед любыми сценами насилия и секса, особенно в кинофильмах, страх перед обнажением своего тела и тревогу по поводу обнажения тела других людей. Реактивное образование является излюбленной защитой в тех случаях, когда в отношении к определённому объекту или ситуации преобладают враждебные чувства и агрессивные импульсы, и на опыте проверено, насколько опасно не уметь держать их в руках. По теории А. Адлера, при механизме гиперкомпенсации человек, испытывая комплекс неполноценности по поводу своих способностей в одной сфере, стремится утвердить себя в другой. Например, ребенок с плохим зрением становится впоследствии выдающимся художником. Другой великолепный пример – "модель Демосфена". Будучи шепелявым с детства, древнегреческий оратор Демосфен, исправляя дикцию, много тренировался, произнося речи с камнями во рту, и сумел добиться совершенства в речевой технике. По всей видимости, описывая механизм гиперкомпенсации, А.Адлер опирался на описание действия выявленного ранее З. Фрейдом механизма сублимации, суть которого заключается в том, что индивид, испытывающий какой-либо душевный конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на какое-либо занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.)
|