ЧТО ТАКОЕ СОЦИAЛИ3АЦИЯ.
Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насекомые рождаются уже взрослыми, т. е. готовыми нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожденный обучается и приспосабливается ко взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц он длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян - несколько лет. Чем выше по лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации. Период подготовки к взрослой жизни наиболее затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается, переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации. Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, которые сохранили традиционный уклад жизни (назовите такие страны), детство прекращается сравнительно рано. А вот в индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более продолжительна, чем в традиционных обществах, но и более сложна и дорогостояща. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в ХХ в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Общедоступное среднее образование - серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 2/3 своего национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения - школы, лицеи, гимназии, университеты. Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается: обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково лишь узкое значение данного термина. Социологи пользуются более широкой трактовкой. Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм. Дело в том, что школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершение он получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Однако обучение предмету и обучение жизни - вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не могут раз и навceгдa научить человека быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, писателем, настоящим профессионалом любого своего дела. Этому приходится обучаться всю жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальных условиях. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли создает окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незаметными социальными нитями - правами, обязанностями, отношениями - она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает на индивидуальном уровне о том, что происходило с обществом на уровне коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 млн лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить весь этот бесконечно долгий путь развития. Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от непосредственных предков – родителей и родителей родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли удалось бы его научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых. Степень биологически закрепляемой социальной готовности Человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Даже если все необходимое для социализации заложено в человеческих генах, тем не менее это лишь задатки, которые требуют для своей реализации определенных условий. Сказанное подтверждается встречами с так называемыми феральными людьми. Феральные люди - существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин ввел в ХУIII в. шведский ученый Карл Линней. Одичавших людей называют еще «маугли» и «детьми джунглей». Из социологов первым изучил их американец Кингсли Дэвис. В 1940 г. в Индии были обнаружены две девочки - восьмилетняя Камала и полуторагодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 г. на ферме в Пенсильвании (США) обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды. У них отсутствовали связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь кеде - мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. «Маугли» доказали, что оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых пробудиться, как только исчезнут культурные«оковы». Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованных от родителей. Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность к обучению. «Изолянты» так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.
|