Тяглые разряды Московского государства
Тяглое население Московского царства. Тяглые слои согласно своему ratio составляли обыкновенную разновидность служилого населения. Тяглые люди посадские\уездные: 1. Гости 2. Гостинная сотня 3. Суконная сотня 4. Черные слободы и сотни московские a. Посадские городовые чины включают в себя: i. Лучшие люди ii. Средние люди iii. Молодшие люди 1. Крестьяне черные и дворцовые: a. Крестьяне b. Бобыли (безвытные) c. Крепостные Городское население – посадское, посаженное и сельское тягловое население. Что такое тягло вообще? Все юридически свободное население (включая крепостное население до отмены Юрьева дня) русского государства этого времени можно считать тяглым. Тягло – строго личный вид службы; тягло низших классов – это финансовая служба населения, а если учитывать особую роль крепостных, то эта служба состоит в услужении слугам Государя. Тягло несет каждый совершеннолетний мужчина в государстве. В городах тяглые единицы – посадские дворы, субъект тягла – домохозяин. Было 1 исключение: муж царской кормилицы из посадских освобождался от тягла. Тягло как понятие государственной службы окончательно развилось к эпохе Уложения. К этому периоду мы можем различать широкий и узкий смысл тягла: в широком смысле – это служба вообще, прежде всего государству, в узком смысле – служба конкретная, прежде всего финансовая, как городского населения, там и сельского (черных людей). Непременное условие тяглых отношений – проживание тяглеца на государственной земле. Крепостные несли тягло, если сидели на поместной и вотчинной земле, то есть ни вотчина, ни поместье не являлись частной собственностью. Если вотчина или поместье были населены обельными или кабальными холопами, то мы видим суррогат частной собственности, т.к. налогов с такой земли помещик и вотчинник не платит. Гости. Наиболее привилегированный слой городского населения. Честь их защищалась штрафом в 50 рублей со времен Судебника 1550 года (статья 26). Основное отличие гостя Московского периода от гостя древней Руси состоит в том, что первый уже перестал быть иноземцем, это туземный купец. Само звание гостя теперь дается правительством за особые заслуги в области торговли, оказание помощи в организации финансового управления. Количество гостей определялось теми же правилами, что и прохождение служилым населением боярской службы. Гости, согласно Уложению, главе 18 статье 8 пользовались следующими льготами: им даны жалованные грамоты. Они могли до 1666 года покупать вотчины, судились они вместе со всем городским тягловым населением. Гости имели право свободно разъезжать по селам для торга, купцы же – нет. Посадские. Средний слой городского населения нес основное финансовое бремя. В 1649 году нужно отметить стремление правительства уничтожить частные вотчины в городах, частные слободы и села впредь отписывались на государя, т.е. становились черными, тяглыми. Сами посадские получили право виндицировать (вспомнить РП) своих беглых тяглецов, откуда бы то ни было, (статьи 1-5 глава 19 Уложения). – Это такое своеобразное проявление заботы правительства о посадских людях, т.к. они составляли основной костяк промышленно-ремесленного населения, что для военного государства было очень важно. Посадский мог дослужиться до звания гостя. Городское население организовывалось в сотни и слободы. Органами управления которых были головы, целовальники – должностные лица, выбиравшиеся самим населением на срок в 1 год. Своих судов у посадских не было, поэтому можно предположить, что подобная организация городского населения служила для централизации управления, прежде всего в области финансов. Десяцкие, которых выбирало тягловое городское население, смотрели за соблюдением государственной винной монополии и за запретом курить табак.(Статья 11, 20 25 главы Уложения). Сельское тяглое население. Состояло из достаточно большого количества разрядов: половники, серебряники, складники, бобыли, соседи, захребетники, старожильцы. Далеко не все из них входили в состав «черных людей» (несущих государственное тягло). Основное отличие здесь – проживание на государственной земле. Крестьянин. Его отношение с государством. Отношения крестьянина с государством выражалось в его отношении с землей. Землю представляла община-мир. Эти отношения регулировались «порядной записью». Заключив такую запись, крестьянин становился вытным, от слова «выть» - податной участок земли, с которого он нес черное тягло. Были и полувытники, они несли только половину тягла. Переход крестьян из общины в общину подчинялся нескольким общим правилам: 1. Для черных тяглецов, как и для крепостных, действовало правило Юрьева дня (статья 88 Судебника 1550 года). 2. Переход ограничен был согласием общины принять к себе нового члена. (Либо порядная, либо оброчная запись). 3. При выходе нужно было выплачивать окуп, не путать с «пожилым».
В гражданско-правовом отношении черно-тягловые несильно отличались от служилых. Статья 12 Судебника 1497 года приравнивает показания на суде черного крестьянина к показаниям дворянина. Статья 5 Судебника 1550 года изменяет это отношение как 2 к 3 в пользу детей боярских.
|