ти факторная модель
В более поздних работах количество факторов, выделенных Р.Кэттелом, и их содержание начинают подвергаться сомнению. Так, используя тот же список свойств, к которому пришел Р.Кэттел в результате кластерного анализа, но расширяя группу экспертов, которые эти свойства оценивают, разные исследователи выделяют всего 5 факторов (John О.Р., 1990). К этому же результату приводит и семантический анализ первоначального списка черт, составленного Г.Олпортом и Г.Одбертом (Norman W.T., 1963). Содержание этих 5 факторов в значительной степени совпадает в работах разных авторов, независимо от того, какие методы многомерного анализа и какие варианты факторного анализа они используют и какой именно список черт берется за основу — исходный (Г.Олпорта и Г.Одберта) или модифицированный в более поздних работах.
1) Первый фактор, как правило, называют экстраверсией. Его положительный полюс образуют такие характеристики, как общительность, настойчивость, уверенность в себе, разговорчивость, активность, энергичность, доминантность. Отрицательный полюс — сдержанность, застенчивость, стремление быть одному, а не с людьми. По сравнению с экстраверсией—интроверсией, рассматриваемой Г.Айзенком, первый фактор является более общим, включает в себя более широкий круг личностных черт. Экстраверсия—интроверсия Ай-зенка входит в этот фактор как один из его показателей.
2) Второй фактор — альтруизм, склонность идти навстречу людям. Те, кто получают высокие оценки по этому личностному свойству, воспринимаются как люди отзывчивые, дружелюбные, готовые помочь, добрые, мягкосердечные, чувствительные, легко прощающие окружающих и вызывающие к себе доверие. Низкие оценки — свойственны людям холодным, недружелюбным, вздорным, злым и неблагодарным.
3) Третий фактор — сознательность, контроль импульсивности. На положительном полюсе он характеризуется организованностью, ответственностью, склонностью планировать свои действия и эффективностью этих действий, практичностью и зависимостью. На отрицательном полюсе — необязательностью, неаккуратностью, забывчивостью, неумением организовывать свои действия, фривольностью в отношениях с окружающими и независимостью.
4) Четвертый фактор — невротизм, негативные эмоции. Высокий невротизм (отрицательный полюс) связан с напряженностью, тревожностью, склонностью к плохому настроению, подверженностью различным беспокойствам и страхам. Положительный полюс соответствует эмоциональной стабильности, спокойствию и удовлетворенности.
5) Пятый фактор — открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность. Люди, характеризующиеся высокими оценками по этому фактору, имеют широкие интересы, развитое воображение. Они любознательны, артистичны и воспринимаются окружающими как умные, остроумные и логичные. Те, кто имеет низкие оценки по этому фактору, производят впечатление людей простоватых, серых и неинтересных.
Высокий уровень обобщенности этих 5 факторов (влияние их на разнообразные менее общие личностные черты) определил название этих факторов — Большая пятерка.
Термин большая пятерка относится к точке зрения, согласно которой основные параметры личности можно объяснить всего лишь пятью факторами и которую называют пятифакторной моделью (FFM). Большинство известных личностных опросников, включая опросники Кэттелла, Айзенка и MMPI, можно свести путем факторного анализа к пяти основным факторам или подмножеству этих факторов. Параметрам личности, составляющим большую пятерку, обычно дают названия в соответствии с одним из концов континуума, который они представляют: 1. Экстраверсия: общительность, контактность, доминирование, предприимчивость. 2. Социальное соответствие: нежность, сердечность, доброта, дружелюбие. 3. Совестливость: организованность, предусмотрительность, надежность. 4. Стабильность: выдержанность, невозмутимость, уравновешенность. 5. Открытость: оригинальность, проницательность, изобретательность, разносторонние интересы.
В целом ряде генетических исследований, проводившихся в рамках пятифакторной модели личности, показано, что все пять основных факторов личности имеют приблизительно сходный коэффициент наследуемости (около 0.5). Эти результаты говорят о том, что наследственность играет одинаковую роль для всех пяти факторов личности, хотя часть из них в данной модели относят к свойствам характера, а часть - к темпераменту. Например, Джон Лоелин (Loehlin, 1992) использовал данные исследований близнецов и исследований приемных детей для того, чтобы определить степень, с которой каждый из личностных факторов «Большой Пятерки» Коста и МакКрея (Costa, McCrae, 1992a) зависит от генетических факторов. Значения наследуемости для этих шкал варьируют от 0,3 до 0,5 (с самыми высокими показателями наследуемости для наиболее хорошо согласованных факторов экстраверсии и нейротицизма).
По обобщенным данным Дж. Лоэлина генотип обусловливает от 28% до 49% вариативности свойств Большой пятерки. В наибольшей степени с генотипом связаны показатели экстраверсии (36) и открытости новому опыту (46%), в наименьшей — альтруизма (28%) и сознательности (28%), однако различия между разными свойствами в их генетической обусловленности невелики
Закерман (Zuckerman, 1991) дал полезную сводку ранее опубликованной литературы, еще раз подтверждая, что • показатели наследуемости значительны; • влияние генетических факторов не исчезает в зрелом возрасте; • разделенная (семейная) среда действительно играет крайне незначительную роль в детерминации личности в любом возрасте, а неразделенная (индивидуальная) среда — значительно более мощный источник влияний на все личностные черты. Параметрические оценки пяти основных показателей личности
Роль общей среды оказывается невысока и определить ее трудно, поскольку используемые методы не позволяют надежно разделить влияние общей среды и эпистаза. Если влияние эпистаза действительно имеет место, то общая среда определяет от 2% до 11% вариативности показателей Большой пятерки. Если же неаддитивные генетические влияния отсутствуют, то общая среда определяет от 10% вариативности (для показателей открытости новому опыту) до 28% вариативности (для показателей альтруизма). Оставшаяся доля фенотипической вариативности определяется несистематическими средовыми влияниями — различающейся средой, генотип-средовыми взаимодействиями и ошибками измерения. Доля этой компоненты в фенотипической дисперсии всех без исключения свойств Большой пятерки оказывается очень большой — от 44% до 54% всей вариативности.
Работа, проведенная на разлученных и неразлученных близнецах, показывает также то, что свойства Большой пятерки нельзя исследовать близнецовым методом без специального анализа близнецовой среды: МЗ близнецы, живущие вместе, оказываются похожи больше, чем живущие врозь. У ДЗ близнецов фактор совместной жизни не оказывается столь значимым. Следовательно, в сходстве МЗ близнецов присутствует некоторый компонент негенетического сходства, обусловленный спецификой монозиготной среды. Если использовать данные неразлученных близнецов для подсчета показателей наследуемости, то эти показатели могут оказаться искаженными.
|