Лидерство в больших группах
В отличие от лидерства в малых группах, лидерство в больших группах редко является предметом строгого научного изучения3. Основная тому причина - трудность организации исследовательской работы с большими группами, их крайне малая доступность для экспериментального вмешательства. И не случайно поэтому проблематика лидерства в больших группах - область преимущественного внимания представителей обществоведческих дисциплин (политологов, социологов, философов, историков и т. д.), а также историографов и 5. Напомню, что в литературе (например: [Андреева, 1988]) к большим группам относят, во-первых, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности типа толпы, аудитории, публики и, во-вторых, долговременные, устойчивые в своем существовании общности типа социальных классов, этнических, профессиональных, половозрастных и т. д. групп. Глава 4. ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВОЙ ПРОЦЕСС 4»'. Лидерство в больших группах
журналистов с их интересом к разного рода выдающимся личностям героического и злодейского типа. Впрочем, историографический и журналистский интерес тут вполне понятен. Ведь лидерство в больших устойчивых группах - это прежде всего политическое лидерство, персонифицированное весьма яркими фигурами прошлого и настоящего, жизнеописание которых всегда влекло к себе читателя. Причину такого интереса отчасти можно усмотреть в пафосе слов Т. Карлейля, адресованных героям его произведений: «Даже при самом поверхностном отношении к великому человеку, - писал знаменитый моралист, - мы все-таки кое-что выигрываем от соприкосновения с ним. Он - источник жизненного света, близость которого всегда действует на человека благодетельно и приятно. Это - свет, озаряющий мир, освещающий тьму мира; это - не просто возожженный светильник, а, скорее, природное светило, сияющее как дар неба; источник природной, оригинальной прозорливости, мужества и героического благородства, распространяющий всюду свои лучи, в сиянии которых всякая душа чувствует себя хорошо. Как бы там ни было, вы не станете роптать на то, что решились поблуждать некоторое время вблизи этого источника» [Карлейль, 1994. С. 6]. Что же касается моего собственного изложения, то, как и в предыдущих параграфах и главах, будет сохранена линия преобладающей научной подачи материала с использованием интересных жизненных примеров лишь в качестве иллюстрации к исследовательским данным. Итак, о чем же конкретно пойдет далее речь? Предметом обсуждения станут различные психологические аспекты именно политического лидерства. Поэтому вначале стоит сказать хотя бы несколько слов о специфике этого феномена. Дело в том, что политическое лидерство вряд ли может быть рассмотрено как собственно лидерство, имея в виду отечественную трактовку феномена (см. 1.2.2). Скорее политическое иик'рство во многом тождественно руководству, как оно понимается отечественными (да и зарубежными тоже) авторами. Но всяком случае и зарубежный, и теперь уже отечественный иных показывают, что процесс политического лидерства в значительной степени социально нормирован (т. е. подчинен определенной системе социальных и политических требований), обусловлен порою (и об этом свидетельствуют, в частности, события новейшей российской истории) не столько психологическими моментами, сколько факторами финансового и административного характера. Иными словами, влиятельность политических лидеров, особенно в странах с неустоявшимися еще демократическими институтами (как, например, в России), зачастую детерминирована не психологическим (личностным), а финансово-административным (и, как производное, информационным) ресурсом. К сказанному стоит добавить, что политические лидеры нередко являются главами исполнительной власти, т. е. фактически руководителями. Причем, по наблюдениям обществоведов |Кудряшова, 1996], с середины XX столетия в демократических странах исполнительная власть становится не столько орудием правительства, сколько (дополнительный штрих к характеристике политического лидерства) организующим центром всей политической системы как таковой. Другое дело, что, как мы увидим далее, психологический (т. е. собственно человеческий) фактор оказывает немалое влияние на процесс выдвижения политического лидера, и, между прочим, история, в том числе и отечественная, знает тому немало примеров. Именно о психологической стороне политического лидерства и пойдет речь в этом разделе главы. Будут представлены фрагменты психологических исследований отдельных аспектов политического лидерства. Один на таких аспектов - имидж политического лидера. Имидж политического лидера. Он рассматривался, в частности, в диссертационной работе Р. Ф. Фурса 11996]. На осно- Глава 4. ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВОЙ ПРОЦЕСС 4.2. Лидерство в больших группах
ве анализа научных данных исследователь определяет имидж как эмоционально окрашенный образ-представление, • во-первых, имеющий характер стереотипа; • во-вторых, посредством ассоциаций наделяющий объект В теоретической части работы автором были выделены ключевые свойства абстрактного образа имиджа политического лидера (целостность, вариабельность, реалистичность, эмоциональность и т. д.). Эмпирическое исследование, основывавшееся на экспертных оценках специалистов, позволило очертить ранговый профиль характеристик эффективного, «проходного» (среди избирателей) имиджа политического лидера. По степени влияния на имидж политика эти характеристики ранжировались следующим образом: • харизма (наибольшая степень влияния)6; • отношение к стране, народу, обществу; • лидерское поведение; • волевые качества; • поведение в экстремальных ситуациях; • личное обаяние; • интеллектуальные, коммуникативные, нравственные ка Кроме того, в работе были представлены экспертные оценки имиджа ведущих (на период середины 90-х годов) российских политиков. 6. Специальный анализ этимологии и значения термина «харизма», равно как и обсуждение теорий харизматического лидерства, проводится в гл. 9. Стоит заметить, что хотя в приведенной работе такие компоненты имиджа, как харизма и личное обаяние, разведены автором, во многих других исследованиях личное обаяние, как правило, рассматривается в качестве одного из оснований харизмы (подробнее о ней см. ниже и в гл. 9). И немалой степени имидж политического лидера связан со спецификой его коммуникативной активности. Причем такого рода связь, судя по данным исследований, может быть рассмотрена в разных ракурсах. Один ни них - восприятие политического лидера как «кредитной)» (т. с. заслуживающего доверие, надежного и компетентного) коммуникатора. Таким коммуникатором являлся, например, американский президент Дж. Кеннеди, слывший блестящим оратором. Известно [Майерс, 1997], что и отдельные моменты выступлений скорость его речи достигала.')()() слон и минуту. А для американцев быстрая речь - несомненное свидетельство компетентности [Майерс, 19971. Впрочем, влияние Дж. Кеннеди как коммуникатора во многом усиливалось его внешней привлекательностью, недаром президента намывали секс-символом Америки. Другой ракурс анализа обсуждаемого вопроса обращение к содержанию текстов выступлений политических лидеров. Так, используя методику многомерного контент анализа текстов речей ведущих российских политиков в период президентских выборов 1996 г., И. Г. Маланчук 1199Н| показала, что адресованное избирателям (электорату) речевое сообщение является по сути дела носителем имиджа коммуникатора. Текст позволяет автору (в данном случае политику) презен-тировать обществу выгодную для себя структуру личности с акцентировкой психологических моментов, важных, с его точки зрения, в избирательной компании. В качестве одного из значимых аспектов политического текста исследователь называет образ соперника (восходящий к традиционно разрабатываемому в теории политической пропаганды образу врага). Глава 4. ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВОЙ ПРОЦЕСС 4 '?. Лидерство в больших группах
Этот образ наделяется характеристиками (за счет, например, атрибутируемых мотивов политической деятельности), снижающими силу воздействия на электорат. В целом, по данным исследования, речевая деятельность публичного политика призвана формировать политическую картину мира электората, учитывая следующие моменты: • эта картина должна выстраиваться в желательном для • при ее построении необходимо, однако, исходить и из Последнее требование блокирует, по мнению исследователя, агрессивное, эмоционально доминантное речевое поведение политика и безадресные формы общения с аудиторией. Но при этом, на мой взгляд, политик вправе адресовать аудитории эмоционально окрашенные императивы, несущие мощный нравственный заряд. Вспомним хотя бы обращенные к американскому народу и ставшие знаменитыми слова из инаугура-ционной речи президента Дж. Кеннеди: «Не спрашивай, что может твоя страна сделать для тебя; спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны» [Высказывания знаменитых людей, 1995]. Не случайно, как будет показано далее, Дж. Кеннеди отнесен специалистами - экспертами в области политической истории к числу харизматических президентов США. Возвращаясь к исследованию И. Г. Маланчук, замечу, что в нем фактически идет речь о создании, или построении, имиджа (англоязычный термин гта§е ЬигШп§), представляющем собой одно из проявлений известного социально-психологического феномена «управления впечатлениями» (подробнее о нем см. 9.2, а также: [Кричевский, 2000; ЗсЫепкег, 1985; ЗсЫепкег еЪ а1., 1996]). Упомянутый выше метод контент-анализа текстов речей политических лидеров успешно используется, как мы увидим ниже, и при изучении других аспектов политического лидерства. Поведение и мотивация политических лидеров. Эмпирическое изучение этих характеристик политических лидеров (конкретно - американских президентов) предпринял сравнительно недавно известный исследователь организационного лидерства Р. Хаус с сотрудниками [ПесНег & Ноизе, 1988; 11оизе еЬ а1., 1991]. Суть работы состояла в следующем. Ученые попросили девять экспертов - специалистов в области политической истории расклассифицировать президентов США как обладающих или не обладающих харизмой в отношении членов своих правительств. При этом харизматический лидер определялся как человек, способный возбудить в своих последователях: • высокую степень лояльности и привязанности к лидеру; • стремление идентифицироваться с ним и его миссией; • стремление следовать ценностям, целям и поведению • душевный подъем; • чувство самоуважения от общения с лидером и выпол • исключительно высокую степень доверия к лидеру и ('емь из девяти историков сошлись во мнении относительно шести харизматических и шести нехаризматических президентов США. Интересно, что все харизматические президенты (а к ним жеперты отнесли таких известных российскому читателю деятелей, как Джефферсон, Джексон, Линкольн, Теодор Рузвельт, Франклин Рузвельт и Кеннеди) либо были переизбраны, либо погибли во время первого срока. Из нехаризматических президентов переизбранным оказался только один. биографии всех двенадцати президентов и их министров были подвергнуты контент-анализу с целью выявления различий между харизматическими и нехаризматическими лидерами в Глава 4. ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВОЙ ПРОЦЕСС силе их влияния на последователей. Также контент-анализу были подвергнуты инаугурационные речи президентов на предмет выявления в них мотивов достижения, власти и аф-филиации. Замечу, кстати, что, согласно литературным данным [Дилигенский, 1996], эта мотивационная триада - давний предмет рассмотрения в зарубежной политической психологии. В итоги исследователи получили следующие результаты. В биографиях министров было обнаружено вдвое большее число позитивных эмоциональных проявлений в адрес харизматических президентов сравнительно с нехаризматическими. Кроме того, эксперты-историки оценивали харизматических президентов как решавших более значительные и трудные задачи, обладавших большим авторитетом, более активных и гибких, работавших с более квалифицированным аппаратом. Контент-анализ инаугурационных речей отчетливо продемонстрировал преимущество харизматических президентов перед нехаризматическими в силе выраженности потребностей в достижении и власти. Что касается потребности во власти, то на ее роли в политическом лидерстве стоит остановиться подробнее. Однако вначале несколько слов о психологической трактовке этого мо-тивационного конструкта. Согласно точке зрения одного из ведущих современных исследователей мотивации Д. Мак-Клелланда, потребность во власти может быть охарактеризована как «потребность, во-первых, чувствовать себя сильным и, во-вторых, проявлять свое могущество в действии» [МсС1е11апд, 1975. Р. 77]. В литературе [Сагйпег & АуоНо, 1998] утверждается, что лица с высокой потребностью во власти стремятся играть активную роль в трудовой деятельности и тем самым влиять на характер принятия важных решений, а само наличие этой потребности предполагает желание лидировать. По мнению Р. Хауса, исключительно высокая потребность во власти объясняет, почему харизматические лидеры развивают 4.2. Лидерство в больших группах у себя навыки влияния. Они хотят влиять на других и йены тывать удовлетворение от лидирования, чтобы, говоря словами Д. Мак-Клелланда, «чувствовать себя сильными» и ощущать «свое могущество в действии». По этой причине исследователи определяют высокую потребность во власти как отличительную черту харизматических лидеров [Ноизе & Но\уе11, 1992]. Замечу, что в исследовании Р. Хауса с сотрудниками [Ноше е! а1., 1991], посвященном анализу личности американских президентов, потребность во власти позитивно коррелировала именно с их поведенческой харизмой (т. е. действиями, позволявшими рассматривать этих людей как носителей харизмы). Таким образом, сильное желание влиять на других и производить впечатление человека, способного изменять положение других, является, по мнению специалистов [Сагйпег & АуоНо, 1998], центральным мотивом, движущим действиями харизматических лидеров. Другая переменная, рассматривавшаяся Р. Хаусом и его коллегами, - описанный в более поздней работе Д. Мак-Клелланда [МсС1е11апс1,1985] конструкт «подавления активности». В нем, по мнению ученых, отражена степень использования человеком имеющейся у него власти для достижения скорее институциональных или социальных, нежели исключительно личных, целей. Поэтому точнее было бы, видимо, назвать рассматриваемый конструкт «подавлением эгоистической активности». Ученые обнаружили, что подавление активности позитивно связано с поведенческой харизмой американских президентов. Кроме того, потребность во власти, подавление активности и поведенческая харизма имели непосредственное отношение к успешности выполнения президентами своих обязанностей. В целом же результаты обсуждаемого исследования дают основание полагать, что президенты с высокой потребностью во власти и высоким уровнем подавления активности ведут себя более харизматично и успешнее справляются со своими обязанностями. Глава 4. ЛИДЕРСТВО И ГРУП ПОВОЙ ПРОЦЕСС 4.2. Лидерство в больших гру ппах 1НГ(
У. Гарднер и Б. Эволио [СагсЬег & АуоНо, 1998] соотносят этот вывод с более широким контекстом проблематики лидерства. Они высказывают предположение, что лидеры (и это предположение вполне применимо также к политическому лидерству) с высокой потребностью во власти, которые используют свою власть скорее на благо коллективных целей, нежели в пользу собственной выгоды, с большей долей вероятности должны восприниматься как «образцовые харизматики». Впрочем, специальное обсуждение этих (и ряда других релевантных) идей упомянутых исследователей, предложивших недавно интересную модель «харизматического отношения» в лидерстве, нам предстоит далее, в гл. 9. В дополнение к обсуждавшейся выше «президентской теме» отмечу, что, согласно данным более позднего эмпирического исследования, проведенного Р. Пиллаи с сотрудниками [РПЫ ет, а1., 2003] накануне президентских выборов 2000 г. в США, приписываемая лидеру - партийному кандидату харизма (т. е. восприятие его как харизматика) усиливает степень доверия к нему со стороны избирателей. Что, в свою очередь, позволяет прогнозировать направленность электорального поведения. Когда речь заходит о политическом лидерстве, неизбежно возникает вопрос: а как в реальной жизни выглядят политические харизматики? Какие их действия, являющиеся воплощением соответствующих «личных качеств», привлекают к себе «человека с улицы», т. е., в частности, потенциального избирателя, вызывая в нем изменения, аналогичные описанным выше проявлениям харизматического влияния? Посмотрим, что думают на этот счет специалисты. Особенности харизматической личности. Чтобы ответить на поставленный выше вопрос, я воспользуюсь характеристиками личности харизматических лидеров, приведенными в одном из современных учебников менеджмента [Мескон и др., 1995]. Как мне представляется, эти характеристики являются не только итогом обобщения результатов научных разработок, но отражают также и влияние житейского (т. е. «инте- ресно-психологического») подхода к проблеме. В них как ноли зя лучше, на мой взгляд, запечатлены черты поведенческой харизмы, придающие лидерам (в том числе и политическим) столь высокую привлекательность среди окружающих. Вот некоторые такого рода (переведенные на «житейский» язык) особенности харизматических личностей, сопровождаемые соответствующими жизненными иллюстрациями: • высокий энергопотенциал - кажется, что эти люди излу • внушительная внешность - харизматическая лидеры не (Жизненная иллюстрация. Одним из проявлений внушительной внешности во многих культурах, несомненно, является рост. В США, например, в 26 последних президентских кампаниях побеждали кандидаты более высокого роста. Из шести упомянутых выше харизматических президентов этой страны четверо (Линкольн, Джефферсон, Франклин Рузвельт и Джексон) имели рост 185 см и выше [Чалдини и др., 2002].) • независимость характера - эти люди скорее руковод (Жизненная иллюстрация. Яркий пример независимости характера являл, по мнению и современников, и историков, такой харизматический лидер, как В. И. Ленин. Высланный в 20-е годы большевиками из России А. Н. Потресов, хорошо знавший их вождя лично и назвавший его в одной из своих эмигрантских работ «злодейски гениальным Лениным» [цит. по: Волкого-нов, 1995. С. 30], писал: «Ни Плеханов, ни Мартов, ни кто-либо другой не обладали секретом излучавшегося Лениным прямо гипнотического воздействия на людей, я бы сказал, господства над ними. Плеханона почитали, Мартова любили, но только за Лениным бес- Глава 4. ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВОЙ ПРОЦЕСС 4.2. Лидерство в больших группах
прекословно шли, как за единственным бесспорным вождем. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатичную веру в движение, в дело, с не меньшей верой в себя...» [пит. по: Волкогонов, 1995. С. 30].) • хорошие риторические способности - они обладают раз • способность улавливать восхищение своей личностью - (Жизненная иллюстрация. Она касается таких приведенных выше характеристик политических харизматиков, как высокий энергопотенциал, хорошие риторические способности, а также способность улавливать восхищение своей личностью. Л. Д. Троцкий, по выражению историка Д. А. Волко-гонова [1995], второй человек в русской революции и, по общему признанию специалистов, выдающийся харизматический лидер той эпохи, так описывает встречу с многотысячной толпой молодых крестьян, не желавших идти в создаваемую большевиками армию: «Проезжая через Рязань, я решил посмотреть на них. Меня отговаривали: "Как бы чего не вышло". Но все обошлось как нельзя быть лучше. Из бараков их скликали: "Товарищи дезертиры, ступайте на митинг, товарищ Троцкий к вам приехал". Они выбегали возбужденные, шумные, любопытные, как школьники. Я воображал их похуже. Они воображали меня пост-рашнее. Меня в несколько минут окружила огромная распоясанная, недисциплинированная, но ничуть не враждебная братва. "Товарищи дезертиры" глядели на меня так, что, казалось, у многих выскочат глаза. Взобравшись на стол тут же во дворе, я говорил с ними часа полтора. Это была благодарнейшая аудитория. Я старался поднять их в собственных глазах и под конец призвал поднять руки в знак верности революции. На моих глазах их заразили новые идеи. Ими владел истинный энтузиазм. Они провожали меня до автомобиля, глядели во все глаза, но уже не испуганно, а восторженно, кричали во всю глотку и ни за что не хотели отлипнуть от меня. Я не без гордости узнавал потом, что важным воспитательным средством по отношению к ним служило напоминание: "А ты что обещал Троцкому?" Полки из "рязанских дезертиров" хорошо потом дрались на фронтах» [Троцкий, 2001. С. 402].) • достойное и уверенное поведение - они выглядят собран-((|.гми и владеющими ситуацией. Знакомясь с перечнем приведенных выше характеристик, их игучанием в реальных жизненных ситуациях, невольно вспоминаешь высказанную Г. Лебоном более столетия назад мысль о том, что «тип героя, которого любят толпы, всегда будет типом Цезаря. Его блеск соблазняет их, его авторитет им импонирует, а его меч внушает страх» [Лебон, 1995. С. 182]. Кстати сказать, некоторые из приведенных выше характеристик харизматических личностей совершенно очевидно, как мне кажется, «перекликаются» с отдельными факторами «Большой Пятерки» (см. 4.1). Например, высокий энергопотенциал вполне «отвечает» высокому уровню экстраверсии, а достойное и уверенное поведение - низкому уровню нейротиз-ча. Разумеется, для более глубоких умозаключений относительно подобных (и иных) соотношений необходимы специальные исследования. 1$ своем далеко не строгом, с научной точки зрения, анализе личности политического лидера (более специальное рассмотрение личности харизматического лидера см. в 9.2) я воспользуюсь еще одной ее характеристикой, которую француз- /. Эти черты харизматического лидера во многом перекликаются с характеристиками, выделенными на основе анализа литературных данных А. Наха-нанди [ЫаЬауашН, 1997] и приведенными в работе Е. В. Сидоренко [2001]. Глава 4. ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВОЙ ПРОЦЕСС <\<2. Лидерство в больших группах
ский психолог С. Московичи [1996] относит к сердцевине харизмы и которая в той или иной мере «разбросана» по представленным выше чертам. Речь идет об авторитете личности (не путать с авторитетом должности - выражением формальной, институциональной власти) как психологическом феномене. Подобный авторитет, замечает С. Московичи, «целиком исходит от личности, которая с первого слова, с первого жеста или даже самим своим появлением очаровывает, притягивает, внушает» [Московичи, 1996. С. 172]. Интересно, что сами политические лидеры тоже порою не прочь весьма красиво порассуждать о природе авторитета личности. Вот что, например, говорил по этому поводу выдающийся политический лидер Франции прошлого столетия Ш. де Голль: «...Авторитет зависит, прежде всего, от изначального дара, от естественной способности, не поддающейся анализу. Это факт, что от некоторых людей с рождения, так сказать, исходят флюиды власти, природу которых трудно определить, но удивительно порой, насколько они себе подчиняют. Авторитет того же происхождения, что и любовь, которую невозможно объяснить иначе как действием необъяснимого очарования» (цит. по: [Московичи, 1996. С. 173]). Впрочем, вполне вероятно, что одна из причин коренящегося в харизме столь необъяснимого очарования ее носителей заключена в любопытной особенности харизматических лидеров, подмеченной Д. Конджером [Соп§ег, 1989]. Ученый называет харизматических лидеров творцами смысла (буквально - театщ такегз). Имея дело с реалиями весьма непростой действительности, они оказываются способны тем не менее рисовать для своих последователей картины огромных возможностей и потому колоссальной побудительной силы. При этом они прибегают к очень тонким способам убеждения: интерпретируют реальность так, чтобы по контрасту предложить своим последователям насыщенные неотразимой привлекательностью образы будущего [Соп§ег, 1989. Р. 92]. Кстати, именно так влияли вожди большевиков на массы в эпоху 1 ражданской войны (один из примеров приведен мной чуть шише), рисуя людям вдохновляющие картины светлого будущего в случае победы над «мировой контрреволюцией». Жизненная иллюстрация. Одним из выдающихся творцов смысла в минувшем веке по праву может считаться лидер борьбы за права темнокожих американцев пастор М.Л. Кинг. «Доктор Мартин Лютер Кинг создавал поистине вдохновляющее видение в своем послании "У меня есть мечта". В своей речи у памятника Вашингтону он нарисовал картину лучшей Америки. Он говорил о детях, черных и белых, играющих вместе и держащихся за руки в провинциальных городках Алабамы; о черных и белых людях, работающих вместе в крупных городах. Это видение имело мотивирующее воздействие. Оно создавало позитивный образ, к которому люди могли стремиться, целенаправленно концентрируя свои усилия» [Тичи и Деванна, 1990. С. 100]. И приведенной выше жизненной иллюстрации показана роль видения политического лидера как фактора влияния на последователей. Специально этот компонент лидерской.истивности рассматривается в гл. 9 применительно к организационным процессам. Но учитывая его значимость для процесса лидерства, в том числе и политического, стоит, хо-1я бы и весьма кратко, остановиться на нем здесь. Тем бо-к'е что на основе анализа содержания лидерского видения учеными [Зг,гап§е & МшпЬп!, 2002] разработана любопытная типология политического лидерства, также, па мой взгляд, тслуживающая внимания. Видение и типы политических лидеров. Авторы упомянутой I миологии Д. Стрейндж и М. Мамфорд, основываясь на апали-к' литературных данных, понимают под видением набор пред-< тавлений о том, как люди должны действовать и взаимодействовать, чтобы достичь некоторого идеализированною чнтояния будущего. Видение формируется на оспоно ипди-ш(дуальной истории жизни лидера, опыта его работы и конкретных организационных и социокультурных системах, а Глава 4. ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВОЙ ПРОЦЕ СС 4 2. Лидерство в больших группах
также посредством социальной обратной связи. Оно содержит адресуемые последователям цели и мотивацию, побуждающую к их достижению, и должно быть наполнено смыслом как для самого лидера, так и для последователей. Содержание ведения обусловливает, по мнению ученых, стилевые различия между политическими лидерами. Так, особенностью видения может явиться акцентировка в нем роли личных ценностей и стандартов и формулирование смысла будущих действий на основе приверженности именно этим стандартам. Лидеры, в видении которых доминируют подобные соображения, относятся упомянутыми авторами к типу идеологических лидеров. А лидеры, чье ведение акцентирует интерес к социальным нуждам и жизненным переменам и на этой основе формулирует смысл будущих действий, относятся теми же авторами к типу харизматических лидеров. Д. Стрейндж и М. Мамфорд полагают, что различиям в ведении должны соответствовать и различия в поведенческих моделях, демонстрируемых идеологическими и харизматическими лидерами. Так, от идеологических лидеров в силу специфики их видения следует ожидать действий, основывающихся на неких абстрактных принципах. Причем последователи будут интересовать таких лидеров не столько как люди с присущими им особенностями, но главным образом как лица, чье поведение соответствует (или не соответствует) лидерским ценностям и стандартам. Напротив, харизматические лидеры сообразно своему ведению должны подчеркивать необходимость изменений, доказывая, что только с их помощью возможно достижение лучшего будущего. Ожидается, что харизматики будут стараться демонстрировать внимание к последователям, стремиться к поддержанию с ними достаточно тесных, благолриятных отношений. Однако, по мнению ученых, различия между идеологическими и харизматическими лидерами далеко не всегда носят от- •нч'ливо выраженный характер. Как и любые другие их визи-пнерные коллеги, идеологические лидеры нуждаются в наличии последователей. Но чтобы создать и сохранить группу последователей, идеологические лидеры вынуждены вести гебя подобно харизматикам: рисовать картины лучшего будущего, привлекать к себе людей, инициировать институциональные изменения. Поэтому вполне реально, полагают ученые, возникновение смешанного лидерского типа, соче-ппощего элементы как идеологического, гак и харизматического лидерства. Кроме того, Д. Стрейндж и М. Мамфорд вводят в свою типо-иогию дополнительное измерение, касающееся содержания лидерского видения на предмет наличия и нем признаков нарциссизма и выраженности социальной ориентации лидера. На основе этого измерения лидеры всех трех упомянутых выше типов подразделяются, в свою очередь, на социализированных лидеров (низкий уровень нарциссипма, сильно выражен-м;1я социальная ориентация) и персонализированных лидеров (иысокий уровень нарциссизма, слабо иыраженная социальна ориентация). Действия социализированных лидеров направлены, по мнению исследователей, на совершенствование общества, его институтов, вне зависимости от личных последствий. Персонализированные лидеры, напротив, инициируют действия, направленные главным образом на достижение, сохранение и расширение личной власти, вне зависимости от последствий >тих действий для других людей или социальных институтов. Все вышесказанное авторы обсуждаемой типологии облекли и табличную форму, соотнеся каждый выделенный лидерский | ип с именами конкретных людей - знаменитых (как своими позитивными, так и негативными деяниями) лидеров минувшего столетия. Всего в таблицу были включены имена 60 человек, из которых лишь шестеро не являлись политиками, представляя армию и бизнес. Поэтому о рассматриваемой типологии можно с полным основанием говорить как о типоло- Глава 4. ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВОЙ ПРОЦЕСС 4.2. Лидерство в больших группах
гии политического лидерства. Ниже приводится сокращенная версия авторской таблицы. Таблица 4.1. Примеры идеологического, харизматического и смешанного типов политических лидеров (по Д. Стрейндж и М. Мамфорду) Идеологический Харизматический Смешанный
В оригинале к каждому типу политического лидерства отнесено по 20 человек, которые, в свою очередь (в зависимости от степени социализированное™ или персонализированное™), разделены еще на две равные по численности подгруппы. Имена многих из них, представляющих разные страны и континенты, мало знакомы отечественному читателю. Поэтому в табл. 4.1 включены имена лишь достаточно известных у нас в стране своей политической деятельностью (а в ряде случаев и многочисленными жизненными подробностями) людей. При ознакомлении с материалами таблицы возникает вопрос: не противоречат ли они некоторым иллюстративным примерам, встречающимся в настоящей главе? Так, В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий располагаются в таблице в ряду идеологических лидеров. Однако, как помнит читатель, при обсуждении личностных особенностей харизматиков иллюстрациями к ним служили отдельные яркие черты именно этих политиков. Вывод ученых, базирующийся на анализе эмпирических данных, свидетельствует о правомерности выбора иллюстративного материала, поскольку идеологическое лидерство может рассмотрено как специфическая форма, субтип харизматического лидерства [§г,гап§е & Мшпгогд, 2002. Р. 17]. Депо в том, что для привлечения к себе последователей идеологические лидеры (и об этом говорилось выше) вынуждены демонстрировать многие элементы харизматического поведения. Но при этом в их видении акцент на ценностях и стандартах выражен гораздо сильнее, чем у так называемых «чистых» харизматиков. По-видимому, учитывая сказанное, к болыне-иистским лидерам вполне подходит понятие идеологических харизматиков. В приводимом далее «методическом отступлении» вкратце описывается исследовательская методология, положенная в основу выделения указанных типов политических лидеров и изучения их. Знакомство с ней будет полезно читателю, стремящемуся к серьезному научному осмыслению политического лидерства, а не к спекулятивным рассуждениям о нем, свойственным, к сожалению, многим авторам, подвизающимся сегодня на ниве политической психологии. Методическое отступление. Методическая часть исследования состояла из нескольких этапов. На первом этапе формировалась подлежавшая изучению эмпирическая выборка. Она состояла, как уже говорилось, из 60 исторически видных лидеров XX столетия, отобранных из первоначального списка, который включал 132 имени. Критериями отбора служили: • наличие у лидера отчетливо демонстрируемого • достижение им в какой-то период минувшего • наличие строгой академической биографии ли Далее на
|