РАБОТА НАД СОНОРНЫМИ ЗВУКАМИ
Снятие назализации начинается с чистого произнесения закрытых слогов. В закрытом слоге отчетливо слышатся оба звука, отмечается их меньшая слитность, каждый из них подчеркивает друг друга. Именно поэтому они наиболее различимы в этой позиции, так как приобретают присущую им структуру звучания. Надежно осуществляется зрительный и развивается слуховой контроль. Постепенно формируется нормальное произнесение, точное восприятие звуков речи, умение слышать правильные и ошибочные звучания каждого элемента речи. Последнее обстоятельство крайне важно при самостоятельной работе пациента. Получив определенные здоровые установки речи на занятиях, обучающийся в дальнейшем в домашних условиях осуществляет зрительный, кинестетический и слуховой контроль. Упражнения в работе над гласными и сонорными звуками составлены по принципу от простого к сложному: слоги, слова, фразы, а также соблюдения последовательности в формировании нового звука с учетом ранее усвоенного. Произнесение гласных звуков и слов с позиционным начальным гласным на мягкой атаке, пение речитативом различного фонетического материала с каскадностъю дыхания и использование приема «пульсирование звука» обеспечивают «выдвижение» всего звучания вперед, что ведет к правильной артикуляции и преодолению назализации речи. При этом гласные прочно становятся «звуками-помощниками». Выдержанный и как бы вытянутый гласный осуществляет приток энергии и «вытягивает» в передние отделы ротовой полости все звучание сочетаний слогов, слов и фраз; нейтрализует назальность, украшает и делает более эстетичным звучание речи в целом. Иногда в результате глубоко укоренившихся привычек долго не поддается нужной артикуляторной установке выгорбленная спинка языка и его корень. Поэтому, помимо активных и пассивных укладов языка и других артикуляторов, использования зрительного внимания, целесообразно прибегать к кинестетическому, осязательному, кожному чувству, к ощупыванию подбородочной области, прилегающих участков шеи (подчелюстной, подъязычной), а также приемом «пульсирование звука» достигать полной расслабленности мышц языка, нижней челюсти и других органов аппарата речи. УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесение: 1) слогов с сонорными (и, л, р,) звуками на мягком голосоначале, приемами «согревание рук», «слушай себя», «пульсирование звука»: 2) флексий, слогов и слов с сонорными в конечной позиции: 3) звукоподражаний («разговор птенцов», призыв, радость, усталость, хохот, испуг, плач, удар, лай собаки, блеяние козы, хрюкание поросенка, крики лошади и осла, писк комара и т. п.) вместе с ребенком на два выдоха в созданной ситуации или показом соответствующей картинки (при всех произнесениях язык —у нижних резцов): И я:ой ой ой, и вы: ой ой ой. И я: охи охи, и вы: охи охи. И я: ох-хо-хо, и вы: ох-хо-хо. И я тук-тюк, и вы тук-тюк. И я: ляй ляй, и вы: ляй ляй. И я: фу фу, и вы: фу фу. И я: пи пи, и вы: пи пи. И я: тик-так, и вы: тик-так. УПРАЖНЕНИЕ 2. Произнесение гласных и сонорных звуков в предложениях: И я ела, и вы ели. И я лью, и вы лили. И я ловил, и вы ловили. И я лаю, и вы лаяли. И я вою, и вы выли. И я охаю, и вы охали.
|