Культура Беларуси в 17-18 в.
Контрреформация не сумела целиком уничтожить светскую культуру и науку. Значимость научных открытий, приведших к существенной трансформации общественного мировоззрения и формированию новой буржуазной идеологии, была настолько очевидна, что уже в XVIII в. этот период стали называть эпохой Просвещения. Ее сущность заключалась в вере в безграничные возможности совершенствования человеческой природы и реальности переустройства мирового порядка на разумных началах. Значительно эволюционировала в это время отечественная наука. Главным предметом преподавания долгое время оставалась философия. Однако средневековая схоластика постепенно «размывалась» через включение в курс теорий Р. Декарта, Д. Локка, Г. Лейбница. Отечественные философы пытались примирить их идеи с теориями Аристотеля и Фомы Аквинского, однако со временем все более склонялись к рационализму (А. Скорульский, С. Шадурский, Б. Добшевич, К. Нарбут). Подобные процессы наблюдались и в других отраслях знаний. Влияние эпохи Просвещения ощущалось и в театральной жизни страны. В 1740 г. у Радзивиллов в Несвижс был создан первый светский отечественный театр. Известные магнатские театры также действовали при дворах Г. Радзивилла в Слуцке (1751-1760), М. Огинского в Слонимс (1771-1791) и т. д. Кроме зарубежных пьес на их сценах ставились и произведения отечественных авторов, среди которых лидирующее место, безусловно, принадлежало 16 комедиям и драмам Ф. У. Радзивилл. Все чаще со сцен театров стал звучать и белорусский язык. Вначале он использовался для придания местного колорита отдельным персонажам, а в 1787 г. в Забельском доминиканском коллегиуме под Полоцком К. Морашевским была поставлена первая белорусскоязычная пьеса под названием «Комедия», долгое время пользовавшаяся заслуженным успехом. Существенные изменения произошли и в общем архитектурно-художественном развитии культуры Беларуси. Барокко с начала XVIII в. под воздействием французского рококо видоизменилось в сторону еще большей декоративной насыщенности, повышенной пластичности и помпезности. Именно такой синтез двух стилей стал результатом возведения наиболее прекрасных шедевров отечественного зодчества (возрожденные Несвижский замок и Полоцкий Софийский собор, Королевский дворец в Гродно, усадьбы в Щорсах, Леонполе и Дятлово, храмы в Борунах, Вольно, Ивенце, Слониме). Больших успехов достигла и фресковая живопись. Разрисовки религиозного и светского характера интерьеров храмов, а также ряда дворцов обрели перспективу и насыщенный колорит (Несвиж, Могилев). Вместе с тем феодальные по сути барокко и рококо под влиянием Просвещения стали постепенно уступать место классицизму, основанному на традициях античности и Ренессанса. Более строгий и лаконичный стиль ознаменовался широким использованием величественных портиков, колонн и пилястр (дворцы в Святске, Ружанах, Семково, Радзивиллмонтах).
|