Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Формирование белорусской народности. Религия и культура Беларуси в 14-16 вв.





Процесс формирования белорусской народности занял довольно длительный период и проходил под влиянием географическо-климатических, социально-экономических, политических, церковно-религиозных тенденций. В целом среди черт, определяющих сущность любой народности, необхо­димо назвать наличие общей территории, самобытность языка, культуры, народных традиций, а так же вероисповедание, мента­литет, этническое самосознание и этноним (самоназвание).

Существует несколько основных концепций этногенеза бело­русов. Так, согласно «финской» концепции (автор И. Ласков), на­шими предками являлись финно-угорские и славянские племена. «Балтская» концепция (В. Седов, Г. Штыхов) утверждает, что предками белорусов были и балты, и славяне. «Кривичско-дреговичско-радимичская» концепция (Е. Карский, М. Довнар-Запольский) называла именно эти племена непосредственными предками бе­лорусов, а «древнерусская» (Б. Греков, Е. Корнсйчик, Б. Рыбаков) считала белорусов составной частью якобы существовавшей древ­нерусской народности.

Известно, что территорию Беларуси во II тыс. до н.э. действи­тельно населяли племена финно-угров, которых, однако, в раннем железном веке сменили балты. Во времена же Великого переселе­ния народов сюда с юга и запада пришли славянские племена, которые на протяжении V-VIII вв. н.э. ассимилировали местное население и создали первые на белорусских землях раннефео­дальные этнополитические сообщества кривичей, дреговичей и радимичей. В период существования древних белорусских кня­жеств (1Х-ХШ вв.), происходило активное политическое, куль­турное и экономическое взаимодействие этих сообществ, в том числе и в рамках так называемой Киевской Руси. Вместе с тем среди восточнославянских племен развивались и тенденции, на­правленные на определенное обособление некоторых территорий. По этой причине с середины XIII в. активизировался процесс формирования самобытной белорусской народности.

В основном этногенез белорусов происходил на территории верхнего Поднепровья, среднего Подвинья, верхнего и среднего Понеманья, бассейнов Буга и Припяти. Отметим, что белорусская народность формировалась на землях, превосходящих границы Республики Беларусь. Этногенез белорусов проходил на отдель­ных территориях современной Литвы, Латвии, Польши и России. Кроме того, в этом процессе участвовали не только славяне (кри­вичи, дреговичи, радимичи, северяне, древляне, волыняне), но и балты (литва, ятвяги).

Белорусским первопечатником был просветитель и гуманист Франциск Скорина. В 1521 г. в Праге он издал на тогдашнем литературном белорусском языке 23 библейские книги Ветхого Завета, которые, как известно, явля­ются бесценным памятником мировой культуры. Он не только издал книги Библии и произведения, которые до этого не были известны белорусскому и западноевропейскому читателю, но и прокомментировал их, сделал бо­лее доступными для всех слоев населения. В Вильно он организовал пер­вую на белорусской земле и во всей восточной Европе типографию и из­дал две книги: в 1522 г. - «Малую подорожную книжицу», в 1525 г. -«Апостол».

Великий пример Ф. Скорины был поддержан другими деятелями, по­нимавшими большое историческое и национально-культурное значение книгопечатания для Беларуси. В 50-60-е годы XVI в. типографии были основаны в Бресте, Несвиже, Заблудове, Вильно, Полоцке, Минске, Мо­гилеве, Любче, Слуцке, Пинске, Супрасли, Ивье и др.

Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного. Он впервые издал напечатанные на белорус­ском языке учебные и полемические произведения «Катехизис» (1562), «Об оправдании грешного человека перед богом» (1562), «Про светскую власть» (1583), «Новый Завет» (1574). Социальные и политические взгля­ды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599). Он издал на церковнославянском и бело­русском языках Евангелие. В предисловии к книге он обратился к бело­русской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорус­ской культуры.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 484. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия