Религия и культура белорусских земель в 9-13 в.
Значительную роль в культурном развитии восточных славян сыграла христианская религия. Единая общегосударственная религия консолидировала все стороны общественной жизни, и прежде всего в культурно-духовной сфере. О распространении христианства на белорусских землях сведений в письменных источниках недостаточно. В поздних летописях о полоцком князе Изяс-лаве Владимировиче говорится, что он читал христианские книги и был очень набожным. Известно, что Рогнеда не только стала христианкой, но и приняла монашеский постриг под именем Анастасии. Точно не установлено, когда начали создаваться на белорусских землях территориальные церковные округи - епархии во главе с епископами. Высказывают мнение, что в 992 г. была создана Полоцкая православная епархия. В XII в. возникли первые полоцкие монастыри. Туровская епархия, по данным письменных источников, была основана в 1005 г. Конечно, борьба между новой, христианской верой и старой, языческой имела место. Очевидно, при этом не обходилось и без насилия. Двухверье еще долго сохранялось на белорусских землях. Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Вместе с христианством на Руси стали появляться произведения древнеримской и древнегреческой литературы. Переводились на русский язык многочисленные поучения, а также житийные и апокрифические произведения. Заслуга создания славянской азбуки и письменности принадлежит братьям Кириллу и Мефодию из Солуни (Греция). Они были и первыми переводчиками религиозных книг с греческого языка на славянский. Летописание началось в первой половине XI в. В начале XII в. была создана «Повесть временных лет», автором которой был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Важным источником по истории Киевского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Туровского и других княжеств ХII-ХШ вв. является Ипатьевский летописный свод. Рукописных книг XI-XIII вв. до нас дошло немного. Самое раннее издание из тех, которые сохранились, - Туровское евангелие, созданное в XI в. О распространении письменности на территории Беларуси свидетельствуют найденные во многих городах писала - предметы, служившие для письма. Самое раннее писало датируется XI в. Древним памятником восточнославянской письменности является надпись на полоцкой печати конца X в. В XI-XV вв. частные листы с сообщениями, поручениями, просьбами одних лиц к другим писали на бересте. Авторы специальных исследований утверждают, что в XII - первой половине XIII в. читать и писать умело не менее 10% населения городов. В Полоцке при Софийском соборе существовала библиотека, в которой хранились рукописные книги. Она погибла во время Ливонской войны. Книги писали на пергаменте - специально выделанной тонкой шкуре животных. С ХII-ХШ вв. начали распространяться иллюстрированные рукописи, в которых размещались рисунки-миниатюры. Самая интересная иллюстрированная летопись — так называемая Радзивиловская. В ней более 600 рисунков. Вершиной художественной литературы того времени считается известное во всем мире произведение «Слово о полку Игореве». По своему содержанию, форме и языку «Слово о полку Игореве» - памятник, общий для всех восточных славян. Перепиской церковных книг занималась княжна Предслава, известная в истории под именем Евфросиньи Полоцкой. Она основала около Полоцка женский монастырь, при котором открыла школу для обучения детей грамоте. Евфросинья Полоцкая подарила Спасской церкви женского монастыря крест, сделанный мастером-ювелиром Лазарем Богшей в 1161 г. по ее заказу и эскизу. Ко второй половине XII в. относится литературная деятельность Кирилла Туровского. По желанию горожан был назначен епископом в своем городе. С этого времени началась его писательская деятельность. Кирилл Туровский - известный для своего времени писатель и оратор, автор ряда «слов», дидактических проповедей, повестей-притч. Выдающимся церковным деятелем и писателем XII в. являлся Климент Смолятич, который на протяжении семи лет был киевским митрополитом, где защищал независимость восточнославянской православной церкви от Византии. До наших дней дошло только одно его произведение «Послание Фоме пресвитеру». Необычайно богатые традиции сложились в это время в зодчестве. На белорусских землях сложились три оригинальные школы зодчества: полоцко-витебская, гродненская и смоленская. Сегодня известно несколько каменных построек полоцко-витебской школы: Пятницкая и Борисоглебская церкви в Бельчицах, Спасо-Евфросиньевская церковь в Полоцке, Благовещенская церковь в Витебске, княжеский терем в Полоцке. Крупным памятником этой школы, древнейшим каменным храмом Беларуси является собор Святой Софии в Полоцке. Этот храм, вероятно, был построен не только как христианская святыня, но и как символ независимости Полоцкого княжества от Киева во времена Всеслава Брячиславовича.
|