Культура Беларуси во второй половине 19-начале 20 в.
Согласно “Временным правилам”, утвержденным царём 18 мая 1864 года, начальные школы в Белоруссии отдавались под контроль православного духовенства, чиновников и полиции. Большая часть учебного времени в школах отводилось “закону божьему”, молитвам и церковному пению. Благодаря активности крестьян, тяге их к образованию, сеть школ в Белоруссии хотя и медленно, но росла. Большинство учебных заведений составляли сельские народные школы. В 1884 году после убийства Александра II, было издано положение о церковноприходских школах, которые открывались вместо народных начальных школ. Еще медленнее, чем начальное, развивалось среднее образование в Белоруссии. В 1868 году здесь насчитывалось 18 средних учебных заведений – 6 мужских и 4 женских гимназий, 2 прогимназии, Гори-Горецкое земледельческое училище, Полоцкий кадетский корпус и 4 духовные семинарии. В них обучались дети дворян, чиновников, духовенства и буржуазии. Для детей беднейших слоёв населения эти учебные заведения были недоступны из-за высокой платы. Во второй половине XIX в. началось научное изучение Белоруссии. Первыми работами по истории Белоруссии стали «Обозрение истории Белоруссии с древнейших времен» О. В. Турчиновича, «Очерк истории Великого княжества Литовского до половины XV столетия» В. Б. Антоновича, «Хрестоматия по истории Западной России» А. О. Турцевича, «Литовская церковная уния» М. О. Кояловича, «История Литовского государства с древнейшиз времен» П. Д. Брянцева и др. Эти авторы доказывали, что Белоруссия – это часть России, испорченная польским влиянием, и проводили мысль, что царизм имеет историческое право на обладание ею. Прокламации К. Калиновского и его газета “Мужицкая правда” были первыми произведениями белорусской революционно-демократической литературы. В условиях царизма Ф. Богушевич не мог печатать свои произведения в России. Поэтому свой первый сборник стихотворений “Дудка белорусская” он напечатал в 1891 году в Кракове под псевдонимом Матей Бурачок, а второй сборник – “Смычок белорусский” – в 1894 году в Познании под псевдонимом Сымон Ревка из-под Борисова.Он выступал в защиту белорусского народа. В этот период художники в своем творчестве начали отдавать предпочтение темам из жизни народа и родной природы. Известным мастером бытового жанра был художник Н.Ю. Силиванович. Среди известных художников следует назвать И.Т. Трутнева, А.П. Горавского, К.Альхимовича. Широкое распространение получили различные формы народного театра. Широкой популярностью пользовалась «батлейка». Существовала более усовершенствованная форма народного театра — народная драма, в представлениях которой участвовали актеры. В них высмеивались цари, помещики, возвеличивались образы простых людей. Вторая половина XIX века была временем формирования профессионального белорусского театра. 5 июня 1890 года в Минске был открыт первый постоянный городской театр (ныне помещение театра имени Янки Купалы). В начале 20 в. из-за отсутствия высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений многие талантливые ученые, уроженцы Белоруссии, вынуждены были жить и работать за пределами своей родины. Это физик и химик Э. Врублевский, академик-филолог Е. Карский, профессор-историк М. Довнар-Запольский и другие. Большой вклад в развитие белорусской исторической науки внесли М.К. Любавский, М. В. Довнар-Запольский, В. И. Пичета и др. Работа М. К. Любавского “Очерк истории Литовско-русского государства до Люблинской унии включительно” (1915 г.) не утратила своего значения и в настоящее время. В начале 20 в. большой вклад в развитие белорусской литературы внесли Я. Купала, Я.Колас, М.Богданович, К.Каганец, Т.Гартный, М.Горецкий и др. В их произведениях чувствуется любовь к родине, желание увидеть свой народ свободным и счастливым. В обществе получили широкую известность сборники произведений Тетки "Скрипка белорусская", "Крест на свободу"; Я.Купалы "Жалейка", "Гусляр"; Я.Коласа "Песни скорби" ("Песні жальбы"), "Рассказы"; М.Богдановича "Венок", а также произведения других белорусских писателей. Из произведений драматургов наиболее известными были "Модный шляхтич" ("Модны шляхцюк") К.Каганца, "Павлинка" ("Паўлінка"), "Разоренное гнездо" (“Раскіданае гняздо") и "Примаки" ("Прымакі”) Я.Купалы. В области пейзажа активно работали художники — уроженцы Белоруссии: Ф.Рушчиц, Г.Вейсенгоф, С.Жуковский, К.Стабровский и другие. В книжной графике в это время успешно работали С.Богуш-Сестрацевич, К.Кастровицкий, А.Каменский. В историческом жанре работал Я. Дроздович. Он создал графическую серию «Древнее,сдроительство в Белоруссии», портреты полоцких князей.
|