Студопедия — Пересказ текста
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пересказ текста






Культура речи – как устной, так и письменной – у молодого поколения недостаточно высока. Для сегодняшней методики актуален вопрос о приемах работы над предупреждением и исправлением речевых недочетов.

Одной из эффективных форм такой работы является пересказ. Но практика показывает, что пересказ без специальной установки, специального задания мало способствует повышению культуры речи.

Пересказ текста художественного произведения может быть как полным, так и кратким. У каждого из них свои цели.

Краткий пересказ помогает учащимся разобраться в содержании произведения, выделить в нем главное. Такой вид работы по существу является сжатым изложением, способствует оттачиванию речи, делает ее лаконичной. Умение в емкой форме сказать о многом и есть то драгоценное свойство языка, которое определяется известными крылатыми выражениями: «Краткость – сестра таланта», «Словам тесно, а мысли просторно».

Прежде чем дать учащимся задание по подготовке краткого пересказа, полезно предложить им образцы, взятые из произведений русских критиков, например, краткий пересказ В.Г. Белинским внешнего сюжеты «Евгения Онегина»:

«Воспитанная в деревенской глуши молодая, мечтательная девушка влюбляется в молодого петербургского -- говоря нынешним языком -- льва, который, наскучив светскою жизнию, приехал скучать в свою деревню. Она решается написать к нему письмо, дышащее наивною страстию; он отвечает ей на словах, что не может ее любить и что не считает себя созданным для "блаженства семейной жизни". Потом из пустой причины Онегин вызван на дуэль женихом сестры нашей влюбленной героини и убивает его. Смерть Ленского надолго разлучает Татьяну с Онегиным. Разочарованная в своих юных мечтах, бедная девушка склоняется на слезы и мольбы старой своей матери и выходит замуж за генерала, потому что ей было все равно, за кого бы ни выйти, если уже нельзя было не выходить ни за кого. Онегин встречает Татьяну в Петербурге и едва узнает ее: так переменилась она, так мало осталось в ней сходства между простенькою деревенскою девочкою и великолепною петербургскою дамою. В Онегине вспыхивает страсть к Татьяне; он пишет к ней письмо, и на этот раз уже она отвечает ему на словах, что хотя и любит его, тем не менее принадлежать ему не может -- по гордости добродетели».

Предпосланный тексту романа, этот пересказ вводит учащихся в мир русской жизни начала XIX в., во многом помогает представить композицию произведения, систему образов и вместе с тем учет в немногих словах, исключительно точно, глубоко и красиво, даже с цитатами, передавать содержание того, о чем сам Пушкин сказал:

 

…собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав,

Бессониц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

 

Приступая к изучению текста того или иного произведения, преподаватель может делать подобный пересказ сам. Например, перед началом чтения комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», кратко пересказать ее сюжет, объяснив предварительно, какова его роль, почему в него включены те или иные факты, события.

Подробный пересказ отличается от краткого не только тем, что предполагает более обстоятельную передачу содержания, но и тем, что дает возможность выделить целый ряд особенностей языка, стиля писателя. Это оказывает благоприятное влияние на речь учащихся: делает ее богаче, выразительнее, насыщает различными стилевыми элементами; ученики начинают более осмысленно относиться к различным языковым явлениям.

Например, когда мои ученики изучают комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», они заучивают не только отдельные отрывки текста, но подробно пересказывают содержание отдельных актов, явлений. При этом перед учащимися ставится задача изложить события языком, близким к авторскому, используя наиболее характерные слова, выражения, обороты речи персонажей, участвующих в данном акте, явлении.

Позже, когда настает время анализировать образы, ученики в своих ответах нередко используют слова и выражения из речи действующих лиц комедии, но не как цитаты, а как элементы собственной речи. Например, одна из учениц, говоря об отношении Скалозуба к просвещению, заметила: «Скалозуб хочет все воспитание построить по принципу «раз-два». Другой ученик, характеризуя фамусовское общество, сказал, что его составляют «вельможи в случае, тузы, денежные мешки, лгунишки, картежники, воры, низкопоклонники и дельцы».

Однако для того чтобы учащиеся глубже проникли в законы языка, чтобы их речь стала красивой, выразительной и яркой, необходимо прибегнуть к еще одному виду работы – пересказу от лица одного из героев произведения.

Что это дает? Конечно, прежде всего, хорошее знание текста. Однако еще важнее такой пересказ для развития речи.

Начальным этапом подготовки учащихся к пересказу текста от лица одного из героев художественного произведения является выделение в тексте всего того, что относиться к данному герою. Ученики отмечают те места, где изображается герой, пересказывают содержание соответствующих отрывков. Второй этап – рассказ от лица одного из героев о каком-либо событии или о другом герое. Так, знакомясь с содержанием романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», ученики получают задание рассказать о Печорине от лица Максима Максимыча. Здесь нужно внимательно следить, чтобы пересказ был выдержан в речевой манере старого боевого офицера-кавказца. Текст романа дает для этого большие возможности.

Наконец, последний этап работы – полный пересказ текста от лица одного из героев. Для примера выполнения этой задачи обратимся к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Она дает хороший материал не только для завершения работы над обучением пересказу текста от лица одного из героев, но и для наблюдения над языком: в «Ревизоре» мы находим множество самых различных речевых характеристик.

Пересказ проводится в двух формах: устной и письменной. Сначала для устного пересказа выбираются такие персонажи, как Бобчинский и Добчинский, - с ними связано сравнительно не много событий. Ученики сами находят очень удобную форму изложения: они представили Бобчинского и Добчинского уже пережившими всю историю с «ревизором» и вспоминающими ее в кругу близких. Один из учеников так и начал сообщение: «А вот однажды с нашим Антоном Антонычем произошло такое…».

Для письменного пересказа можно отвести специальный урок, своеобразное сочинение. Героями, от лица которых требуется передать содержание текста, предлагается сделать Хлестакова и Осипа. Большинство учащихся предпочитает слугу барину. Думается, что это не случайно. И дело заключается не только в том, что Осип – единственный человек из народа, показанный в комедии: ведь именно он, простой русский мужик, здраво смотрит на все происходящее и потому может дать точную его оценку. При работе над текстом комедии и анализе образов ученики обращают внимание на важную черту Осипа, отмеченную Гоголем: «Он умнее своего барина». Именно поэтому пересказ от лица Осипа получается гораздо ярче, сочнее, чем от лица Хлестакова.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1060. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия