ИНДУСТРИЯ ФЕЙЕРВЕРКОВ И ПЕТАРД В КИТАЕ
В прежние годы в индустрии петард и фейерверков Китая доминировали мелкие мастерские, находящиеся в семейном владении. В сущности, это была низкотехнологичная отрасль с широким использованием ручного труда. После 1949 года на смену семейным мастерским пришли государственные предприятия. Расширение производства и государственное финансирование позволили автоматизировать некоторые процессы. Однако ключевые процессы, такие как составление огневой смеси, смешивание цветовых ингредиентов и закладка бикфордова шнура, по-прежнему выполнялись вручную квалифицированными рабочими. Сами фабрики состояли из небольших цехов, удаленных один от другого на некоторое расстояние с тем, чтобы в случае возгорания не взорвалась вся фабрика. Во имя все той же безопасности цеха обычно размещались вблизи источника воды и в малонаселенных сельских районах, чтобы не подвергать жителей шумовому воздействию и риску взрыва. В результате направленных на внедрение рыночной экономики реформ, начатых в 1979 году, большинство фабрик было расформировано и снова превращено в семейно управляемые единицы. Предполагалось, что приватизация повысит заинтересованность работников, поднимет производительность и, как следствие, увеличит количество выпускаемых изделий. Однако это изменение одновременно затруднило внедрение технологических инноваций. На большинстве предприятий не существовало ни подразделений, занимающихся исследованиями и разработками, ни возможностей обеспечить этот вид деятельности человеческими и капитальными ресурсами. Те ограниченные ресурсы, которые имелись в наличии, полностью уходили на разработку новых разновидностей фейерверков. Даже в Лиояне на более чем 400 тысяч работников, занятых в производстве фейерверков, насчитывалось лишь четыре дипломированных инженера со специальным образованием. Те примерно 40 исследовательских отделов, которые были созданы в Лиояне и Кантоне, страдали от недостатка финансирования и отсутствия необходимого оборудования. По сути, большинство изготовителей фейерверков были обычными крестьянами, которые обучились своему ремеслу, наблюдая за работой старших. Они приходили в мастерскую по производству фейерверков, когда была работа, и возвращались возделывать свои поля, когда работы не было. В Лиояне, например, только 4-5 фабрик работали круглый год. Остальные пятьсот с лишним мастерских принимались за работу, когда поступали заказы. Так как общины, зарабатывающие производством фейерверков, проживали компактно и занимались своим ремеслом из поколения в поколение, в нескольких географических точках (в том числе и в Лиояне) сконцентрировалось большое количество квалифицированных изготовителей фейерверков. Хотя Лиоянь славился своими фейерверками по всему Китаю, ему пришлось столкнуться с растущей конкуренцией внутри страны. В той же провинции Хунань находился еще один крупный центр производства фейерверков — Лилинь. Лилиньские фейерверки, в отличие от лионяньских, не были столь же прославлены и не блистали разнообразием, зато брали низкими ценами. В соседней провинции Цзянси фейерверки городов Пинсенг и Ваньцай вовсю конкурировали с лионяньскими как по цене, так и по качеству, особенно на сегменте низких и средних цен. На рынке дорогостоящих изделий, особенно в сегменте крупных промышленных фейерверков, и на экспортном рынке на долю рынка Лиояня претендовал город Донгуан в провинции Гуандун, который имел ряд преимуществ, в частности, географическую близость к Гонконгу и более высокий уровень менеджмента и маркетинга. Чтобы начать производство фейерверков, требуется сравнительно небольшой первоначальный капитал. На создание фабрики со всем необходимым оборудованием для производства больших промышленных фейерверков потребовалось бы 1 млн. юаней (в 1999 году обменный курс составлял приблизительно 8,3 юаня за 1 долл.). А для создания небольшой семейной мастерской по производству петард и фейерверков достаточно меньше 100 тыс. юаней. Поэтому после того, как правительство приняло программу поощрения частного бизнеса, небольшие мастерские стали расти, как грибы после дождя. Трудовые затраты в этом районе довольно низки. Квалифицированные рабочие, занятые в основных процессах, зарабатывали в среднем от 800 до 1000 юаней в месяц, зарплата неквалифицированного рабочего составляла еще меньше — от 300 до 400 юаней в месяц. Следовательно, трудовые затраты не превышали 20% от общих издержек. Для небольших частных мастерских этот показатель держался на уровне 10%. Основное сырье для фейерверков — порох, цветовые ингредиенты, бумага, бикфордов шнур и специальная глина. Достать эти материалы несложно. Цены и поставки стабильны. Единственной проблемой в поставках могло стать качество, поэтому основные производители стремились налаживать со своими поставщиками долгосрочные взаимоотношения, что гарантировало стабильное качество материалов. Мелкие мастерские нередко закупали самое дешевое низкокачественное сырье, что довольно часто приводило к фатальным результатам. Появление небольших компаний обострило конкуренцию. Частные мастерские отличались гибкостью и быстро реагировали на изменения рыночного спроса. У них очень низкие административные издержки. В отличие от государственных предприятий и некоторых фабрик, находящихся в коллективной собственности, они не вкладывают средств в социальное обеспечение, здравоохранения, пенсии и жилищное строительство, не ведут исследований и разработок. Не обращая внимания на законы о защите интеллектуальной собственности, они копируют дизайн популярных товаров и продают их гораздо дешевле. Вызванное такой политикой снижение цен превратилось в серьезную проблему для всей отрасли. Так как уровень прибыли падает, некоторые мастерские вынуждены нанимать более дешевую неквалифицированную рабочую силу и использовать дешевое оборудование и материалы, чтобы сократить издержки. Результаты могут быть губительными. Со страниц газет не сходят сообщения о травмах и повреждениях, вызванных низким качеством фейерверков, а также о несчастных случаях на фабриках. Это заставляет органы власти ужесточать контроль за производством фейерверков.
|