Задачи дисциплины
q познакомить студентов с важнейшими этическими понятиями, категориями, этическими концепциями: q помочь студентам выработать нравственную позицию по отношению к этическим проблемам современного общества; q способствовать гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний студентов; q способствовать выработке профессиональной этики и нравственности. Место дисциплины в профессиональной подготовке. Дисциплина занимает важнейшее место в профессиональной подготовке бакалавра, помогает оптимизации взаимоотношений как в области общечеловеческого общения, так и в научной среде. Структура дисциплины. Дисциплина включает в себя общетеоретические проблемы, историю развития этической мысли, а также рассматривает проблемы прикладной этики. Особенность изучения. В соответствии с учебными планами факультетов студенты, наряду с этикой, осваивают курс лекций по философии, что является, с одной стороны, положительным моментом, т. к. позволяет закреплять, расширять знания в области нравственной философии. С другой стороны, существует известное дублирование материала, когда философы стремятся дать студентам знания не по онтологии и гносеологии, а по нравственной философии. Формы организации учебного процесса: - лекции; - самостоятельная работа; - консультации. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы осуществляется путем углубленного самостоятельного изучения студентами тем, которые на лекциях освещаются обзорно. Лекционные занятия и темы для самостоятельной работы студентов объединены общей проблематикой и взаимодополняют друг друга, что позволяет повысить восприятие курса, оптимизировать самостоятельную работу студентов по подготовке сообщений, рефератов, докладов. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В ходе освоения курса студенты должны: q знать важнейшие этические понятия и категории; q уметь анализировать и воспринимать моральные нормы общества, устанавливать взаимосвязь с культурой и традициями различных народов; q могли выработать личное отношение к моральным нормам современного общества; q научились работать с учебной и научной литературой по проблемам этики, готовить рефераты и доклады. Объем и сроки изучения дисциплины. Дисциплина составляет 17 час. лекций, проводимых на 2 курсе в 3 семестре. Виды контроля знаний студентов. Текущий контроль осуществляется путем тестирования по темам лекционных материалов. Итоговый контроль предусматривается в форме зачета. Критерии оценки знаний студентов: «Зачтено» Студент обнаруживает полное знание учебно-программного материала, использует основные понятия и термины науки, усваивает основную литературу, рекомендованную в программе. Студент глубоко и полно отвечает на вопрос на зачете. «Не зачтено» Невыполнение требований к оценке «зачтено».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема I. Введение в этику. Тема II. Этика как наука. Этимология и дефиниции этики и морали. Соотношение морали и других форм культурной регуляции сознания и поведения человека. Многоаспектность морали, особенности ее функционирования. Единство морали и многообразие нравов. Моральный авторитет. Ненасилие как категорический моральный императив. Золотое правило нравственности. Парадокс моральной оценки и морального поведения. Тема III. Этические учения античной культуры. Понятие "осевого" времени по К.Ясперсу. 10 основных направлений развития этической мысли античной культуры. Эвдемонистическая этика Демокрита и Аристотеля. Гедонизм киренаиков. Кинизирующий аскетизм Диогена. Волюнтаризм софистов. Морализирующий интеллектуализм Сократа. Созерцательно-духовная деятельность Платона. Этика Эпикура, стоиков, скептиков. Нравственно-очистительный аскетизм неоплатоников. Тема IV. Христианская этика. Суть библейской этической концепции: отношения Бога и мира, Бога и человека, Иисуса Христа и человечества. Главная заповедь Христа. Становление христианской этики. Два подхода: интеллектуальный оптимизм Оригена и антиинтеллектуализм Тертуллиана. Этика Августина Аврелия (Блаженного) как этический компромисс. Тема V. Общие моральные понятия: идеал, добро и зло, долг и совесть. Иерархия этических ценностей. Идеал как высшее благо в структуре морального сознания. Идеал единства. Нравственный идеализм и "материализм", или меркантилизм общества потребления. Природа и содержание, взаимоопределенность добра и зла. Проблема выбора. Ригоризм. Императивность морали. Безусловность и категоричность долга и обусловленность конкретного действия. Совесть и стыд. Самосовершенствование. Тема VI. Общие моральные понятия: свобода, добродетель и порок, любовь, счастье, смысл жизни. Свобода и необходимость. Своеволие и автономия. Свобода выбора и ответственность. Свобода духа. Учение Аристотеля о добродетелях. Внутренний конфликт. "Кардинальные" и "теологические" добродетели. Учение В. С. Соловьева о добродетели. Франклиновские добродетели. Виды любви. Счастье и судьба. Счастье и удовольствие (блаженство). Счастье и богатство. Счастье и власть. Счастье мудреца. Апатия, душевное спокойствие, безмятежность. Проблема смысла жизни. Тема VII. Нравственный опыт: удовольствие и польза. Понятие удовольствия. "Принцип удовольствия" и "принцип реальности" З.Фрейда. Этика удовольствия. Три подхода к наслаждению как моральному принципу. Гедонистическое мироотношение. Пути этической сублимации наслаждения. Понятие пользы. Общий и частный интерес. Этика пользы. Польза и добродетель. Тема VIII. Нравственный опыт: справедливость и милосердие. Понятие справедливости. Справедливость распределительная и воздающая. Справедливость как равенство. Два принципа справедливости Дж. Ролза. Справедливость во взаимоотношениях между людьми. Заповедь любви. Нигилистическая критика заповеди любви. Милосердие и долг. Милосердие и справедливость. Путь совершенства. Этика самоотречения. Прощение. Любовь к врагам. Тема IX. Проблемы прикладной этики. Эгоизм. Рациональность действий. "Разумный эгоизм". Ограничение эгоизма. Дилемма заключенного. Критика благотворительности. Филантропия. Трудовая этика. Научная этика. Политическая этика. Семейная этика. Международная этика. Позитивные и негативные программы их реализации. Профессиональная нравственность и профессиональная этика. Тема X. Открытые моральные проблемы “открытого” общества. Тоталитарное и открытое общество: категоричность установок и проблема нравственного выбора. Историческая социология смертной казни. Этические аргументы в пользу и против смертной казни. Насилие и государство. Ненасилие. Проблема ригоризма. Оправдывает ли цель средства? Проблемы эвтаназии, абортов, клонирования, биологической пересадки человеческих органов – современные открытые моральные проблемы.
|