Проблемы прикладной этики
Мораль становится действенной основой практического поведения не сама по себе и не наряду с внеморальными нормами и психологическими мотивами, а всегда преломляясь через последние. Во всем мире никогда не было ни одного поступка, который был бы совершен из одного лишь уважения к нравственному закону и который не имел бы достаточных оснований, помимо морали (Кант). Адекватное осмысление морального опыта требует, поэтому, конкретного анализа того, как мораль преломляется в тех или иных формах деятельности, сферах жизни, типовых ситуациях. В определенном смысле каждый народ, каждый класс, каждая профессия вырабатывает свою мораль. В современных условиях общественно значимый характер приобрела моральная жизнь не только в ее особенных формах, но и в индивидуальных, единичных проявлениях. Речь идет об изменении реального статуса индивида в обществе. Общество в целом и, прежде всего, государство, гарантированно обеспечивает индивиду его основные человеческие права, с акцентированным пристрастием оберегая его в тех случаях, когда индивид принадлежит к разного рода меньшинствам. Другим важным фактором явилось новое качественное состояние техники и технологии деятельности. Усложнились коммуникация и вся система организации социального пространства, в результате чего сбой в одном звене сказывается на состоянии системы в целом. Появились столь дорогостоящие технологические возможности, направленные на поддержание благополучия человека, прежде всего, его жизни и здоровья, что каждый случай их применения становится общественно значимым событием. Эти изменения имели одним из своих следствий интенсивное развитие прикладной этики, в рамках которой наиболее развитой и оформившейся является биомедицинская этика. Прикладная этика является особой стадией развития и морали, и этики, знаменуя собой одновременно новую, более глубокую и конкретную форму их синтеза в рамках открытого общества.
9. Открытые моральные проблемы «открытого общества» «Открытым» называется такой тип общества, каждый гражданин которого имеет право на открытое, публичное выступление по любым вопросам, волнующим все общество, не опасаясь преследования со стороны государственных органов, за исключение случаев, предусмотренных Основным Законом государства (Конституцией). Открытыми называются такие моральные проблемы, по которым нет единой точки зрения как среди граждан, так и между профессионалами. К ним относятся: проблема смертной казни, проблема ригоризма («насилие во благо»), эгоизм рыночной конкуренции, а также проблемы биоэтики (эвтаназия, аборт, клонирование, пересадка биологических органов и т. д.). Полярные точки зрения нередко «дополняют» друг друга. Жизнь слишком многообразна в своих проявлениях. С отрицательной позиции выступает, как правило, христианская церковь, ибо «все от Бога». Открытые моральные проблемы относятся к категории вечных. Их своеобразие состоит в том, что они связаны с легальными и публичными сферами жизни общества, которые поддаются рациональному регулированию и социальному контролю. Само их наличие как проблем, притягивающих к себе общественное мнение, свидетельствует о повышенных нравственных требованиях, предъявляемых к официально санкционированной институционально оформленной деятельности. Осмысление открытых моральных проблем не сводится к выработке определенной моральной позиции, оно требует также специальных знаний. Моральный выбор здесь совпадает с профессиональной безупречностью решения. Открытые проблем представляют собой такие отступления от моральных требований, которые претендуют на моральный статус. Их можно охарактеризовать как исключения из правил, подтверждающие правила. Предполагается, что речь идет о таких исключительных ситуациях, когда лучшим следованием норме является отступление от нее. Открытые проблемы морали, хотя и имеют казусный характер, тем не менее решаются с помощью казуистического метода. Они являются открытыми не потому, что не найдено решение, а потому, что они не имеют его. Это – прикладные, и в этом смысле, единичные проблемы, а понимание единичного не может иметь логически обязывающих формул. Здесь существенно важна не столько безупречность самого решения, сколько безупречность способа его принятия. Существуют 2 типа открытых проблем. Первый охватывает ситуации, допускающие нравственно аргументированные отступления от добра (аборт). Второй касается ситуаций, нравственно санкционирующих использование зла (ложь во благо).
|