Тема 13. Гносеология
Место гносеологии в составе философского мировоззрения. Проблема познаваемости мира. Ум, разум, рассудок как проявление различных функций интеллекта. Типы гносеологии в философии. Идеалистические, реалистские, прагматистские, феноменологические версии гносеологии. Гносеология и эпистемология. Специфика познавательного отношения человека к миру. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Традиции эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма в понимании познания. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Онтологический и гносеологический подходы к истине. Классическая концепция истины. Объективное и субъективное в истине. Абсолютное и относительное в истине. Динамичность и процессуальность истины. Конкретность истины. Взаимодействие рационального и иррационального в процессе познания. Творческое познание. Интуитивно-мистическая традиция в понимании познания. Неклассические концепции истины и их современные варианты. Простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность как свойства истины. Конвенциальная, когерентная прагматистская и др.версии истины. Истина и заблуждение. Проблема критериев истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность. Формы истины: предметная, экзистенциальная, концептуальная, операциональная и др. Чувственное и рациональное познание, их формы. Внерациональные формы познания. Интуиция. Истина и понимание. Знание и истина. Научное знание и его основные признаки: объективность и проверяемость, эссенциалистская направленность, системная организация. Рациональность научного знания, её смысловое содержание. Типы рациональности, их содержательная изменчивость и историческое многообразие. Сциентизм и антисциентизм как две основные линии осмысления рациональности в философии. Вненаучные формы познания: обыденное (житейское), мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное. Квазинаучное знание как феномен культуры. Специфика познавательного процесса в контексте профилизации обучения.
|