Тема 8. Современная философия Запада
Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Плюрализм философских идей, концепций, школ и направлений – особенность развития современной философии (психоанализ, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, антропологическая философия, прагматизм, теологическая философия, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, структурализм, лингвистическая философия, постмодернизм и др.). Максима общественного сознания ХХ века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи ее же методов. Эмпириокритицизм, неопозитивизм (О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, К. Поппер). Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Неопозитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др.), философия науки: поиск формально-логических критериев отграничения научного знания от ненаучного. Верификационистская концепция научного знания. Концепция критического рационализма К. Поппера и принцип фальсифицируемости. Версии целостного образа науки, развития научного знания в постпозитивизме – историческая школа (Т. Кун, И. Лакостос и др.). Понятие парадигмы Т. Куна; методологии исследовательских программ И. Лакатоса, методологического анархизма П. Фейерабенда. Прагматизм и инструментализм: проблема понимания истины (У. Джемс, Ч. Пирс, Дж. Дьюи). Неокантианство (Г. Коген, П. Натроп, Э. Кассирер, Г. Риккерт, В. Виндельбанд), «философия жизни» (А. Шоленгауэр, Ф. Ницше, Г. Зиммель, В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Бергсон), иррационализм «философии жизни». Основные парадигмы философской антропологии в XX в., направления. Построение целостной концепции человека в философской антропологии. М. Шелер (персоналистское направление): человек как существо, одаренное духом. Дух и жизнь. Человеческое сердце как место встречи с Богом. Э. Кассирер, Г. Плеснер, А. Гелен (социокультурное направление). Человек как символическое существо (Э. Кассирер, Хейзинга и др.). «Вертикальное» и «горизонтальное» существование человека в философии Г. Плеснера. Человек как особый проект природы (А. Гелен). Структурная антропология (Леви-Стросс). Трансцендентальная философия XX в.: феноменология (Э. Гуссерль). Интенцианальность сознания и феноменологическая редукция в философии Э. Гуссерля. Антропологическая и аксиологическая проблематика в экзистенциализме: М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. в атеистической версии; К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, Н. Бубер и др. в религиозной версии. Герменевтика и её взгляд на познание (Г. Гадамер). Фрейдизм и неофрейдизм: концепции бессознательного (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.). Персонализм. Современная теологическая философия, её основные идеи и направления. Поиски надличной объективности, проблема человека в современном неотомизме – И. Маритен, Э. Жильсон и др. (католическая философия), П. Тиллих и др. (протестантская теологическая философия). Идеи христианского эволюционизма в теологической философии Тейяра де Шардена. Основные направления и представители неевропейской религиозной философии. Перспективы развития теологической философии в современном мире. Сближение позиций религиозной философии, философии науки и философии культуры. Идея гуманизации рода человеческого, этика доверия и ответственности к жизни (П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих, В. Гейзенберг, А. Швейцер и др.). Постмодернизм (М. Фуко, Р. Барт, Ж.-Ф. Лиотар, Д. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Батай, Ж. Бодрияр и др.) – современный вариант релятивизма и скептицизма, итог постклассической критики разума и протест против кризиса нравственности в современном обществе.
|