Тема 4. Средневековая философия
Средневековая философия и философия античности: качественное отличие и преемственность. Характерные черты средневековой философии. Теоцентризм – системообразующий принцип философии средневековья, креационизм, персонализм, авторитаризм, герменевтизм, традиционализм, дидактизм. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Европейская и арабо-мусульманская философия. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан и др.), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий и др.). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Патристика: проблемы троичности, веры и разумаЮ, свободы и благодати. Доктринальное оформление догматов христианства. Теология и философия в учении святого Августина. «Исповедь» Августина как величайшее произведение средних веков.Инновации Августина – концепция креационизма, понимание времени и идея линейности истории. «Град Божий» и «град земной». Схоластика как особый тип культуры, превращающий философию в служанку теологии. Ф. Аквинский – рационализированное богословие: примирение науки и теологии, разума и веры. Субординация философии, теологии, науки. Доказательства бытия Бога. Теория бытия и познания. Проблема истины. Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода воли человека, теодицея, разум и вера, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Спор об универсалиях – номинализм и реализм. Философия истории в средние века. Понятие высшего блага как основы средневековой этики. Поздняя схоластика: Р. Бэкон, И.Д. Скот, У. Оккам и др. Теория двойственной истины. Мистическое направление в средневековой философии. Пантеизм Мейстера Экхарта.
|