Тема 3. Античная философия
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Этапы развития, проблемы, направления античной философии. Натурализм античной философии. Проблема «первоначала» мира: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Количественные и качественные миропонимания: Пифагор и пифагорейцы.ж Диалектика элиатов, софистов, Гераклита и Сократа. Атомистика Демокрита. Эмпедокл. Нус у Анексагора. Классический период философии античности. Метафизика и социальная философия Платона. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом. От критики чувственного знания к теории идей. Знать – значит мыслить. Идея как умопостигаемая сущность предмета, его смысл. Вечность и бессмертие души. Душа как посредник между миром идей и миром вещей. Знание как припоминание. Теология, метафизика, наука, опыт и чувственное знание в философии Аристотеля.Четырёхпринципная структура всякой вещи: форма, материя, причины движения, цель. Учение о категориях как наиболее общих определениях бытия и познания. Этические добродетели. Философия – высшая добродетель человека. Логика Аристотеля. Социально-политическая версия Аристотеля: идея государственного устройства, преобладание «среднего элемента». Разумный эгоизм как принцип социального общения: «живи в меру щедро». «Человек – общественное животное». Эллино-римский период античной философии: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Эллинизм как социально-политическое явление в философии. Истолкование природы и познания. Этические версии эпикуреизма, стоицизма (Зенон, Хрисипп, Луций Аней Сенека, Марк Аврелий и др.), скептицизма (Пиррон, Тимон, С. Эмпирик и др.). Атараксия, невозмутимость духа как цель эпикурейского образа жизни. Идеал счастья в стоицизме: знание, что нужно выбирать, что терпеть, чего держаться, что распределять. Сочетание оптимизма и гордости с покорностью и смирением. Принцип жизни скептиков: «ничего не знаю, а потому живу, как живется». Скептическая установка в теории познания и как жизненная позиция: невозмутимость и умеренность в жизненной практике. Общие установки и разумение этических версий. Мистицизм неоплатоников – Плотин, Порфирий и др. Многоступенчатая модель бытия: Единое, Ум, Душа. Единое как непостижимое рациональное основание бытия. Понятие эманации. Иррациональный мистический экстаз как упоение мышления самим собой. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. Её место в историко-культурном развитии человечества.
|