Студопедия — Ксенофан
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ксенофан






(1) Ксенофан Колофонский, сын Ортомена. Дожил до [царствования] Кира. Он первым утверждал непостижимость всех вещей в следующих словах: [21]

Если кому и удастся вполне сказать то, что сбылось, Сам все равно не знает, во всем лишь догадка бывает.

(2) Он полагает, что ничто не возникает, не уничтожается и не движется и что «все» есть одно, [причем] вне изменения. Он также утверждает, что бог вечен, один, подобен в каждой точке [своего существа], конечен, шарообразен и обладает чувствительностью во всех [своих] частях. (3) Солнце ежедневно рождается из скопления маленьких огоньков, а Земля бесконечна и не окружена ни воздухом, ни небом. Существует бесконечное число солнц и лун, и всё — из земли.

(4) Море, утверждал он, соленое, потому что в нем сливается много [веществ], образуя смеси. Метродор же говорил [70 А 19 DK], что море становится соленым оттого, что процеживается сквозь землю.

(5) Ксенофан думает, что земля смешивается с морем и со временем растворяется в воде, утверждая, что у него есть следующие доказательства: в глубине материка и в горах находят раковины. В Сиракузах, по его словам, был найден в каменоломнях отпечаток рыбы и тюленей, на Паросе — отпечаток лавра в толще камня, а на Мальте — плоские отпечатки всех морских существ.

(6) Эти [отпечатки], по его словам, образовались в древности, когда все обратилось в жидкую грязь, а отпечаток на грязи засох. Все люди истребляются, всякий раз как земля, погрузившись в море, становится грязью, а потом снова начинают рождаться. И такое основание бывает во всех мирах. [22]

Экфант

(1) Некто Экфант из Сиракуз утверждал, что достичь истинного знания о сущем невозможно и что [каждый] определяет его по собственному разумению. Первичные тела неделимы и им присущи три различия: величина, форма, сила, а из них возникают чувственно воспринимаемые вещи. (2) Число их определенно и при этом бесконечно. Движутся тела не под действием тяжести и не от удара, а под действием божественной силы, которую он называет «умом» (????) и «душой». Космос — образ (????) ума, поэтому он и возник шарообразным под действием божественной силы. Земля в центре космоса и движется вокруг собственного центра [с запада] на восток.

Гиппон

(1) Гиппон из Регия полагал началами холодное или воду и горячее или огонь. Рожденный водой, огонь победил силу родителя и создал космос. (2) Душу он отождествляет то с головным мозгом, то с водой, поскольку сперма, доступная нашему наблюдению, также состоит из влаги, а между тем из нее, как он утверждает, рождается душа.

17. [Заключение]

Думается, мы добавили [к предыдущему] достаточно других [мнений]. Теперь, рассмотрев мнения физиков, нам надлежит обратиться к Сократу и Платону, которые отдавали предпочтение этике.

Сократ

Сократ ведь был слушателем физика Архелая. Он, почитая изречение «Познай себя», собрал вокруг себя большую школу (?????), в которую входил и Платон, превзошедший всех его учеников. Сам он не оставил сочинений. (2) Платон же, записав всю его премудрость, основал школу (????????????), соединив физику, этику и диалектику. Платон определил следующее.

Платон

[Согласно Платону] существует три первоначала — Бог, материя и парадигма. Бог — творец и оформитель всего, выступающий также в качестве промысла. Материю же, которая всему подлежит, он называет сущим, кормилицей и восприемницей. [23] Из нее возникают четыре стихии, составляющие космос, — огонь, воздух, вода и земля, — из которых составлено все, что называется твердыми телами (??????????) [24], а также животные и растения. (2) Парадигма — это мысль (???????) Бога, называемая также идеей, поскольку она является тем образом в душе Бога, на котором он сосредоточился в процессе сотворения мира. [25]

(3) По его словам бестелесный и безвидный Бог ведом лишь мудрым; материя же тело лишь потенциально, а актуально — ничто. Ведь сама по себе она бесформенна и лишена качеств; лишь приняв форму и качества она становится телом. [26] (4) Таким образом, материя является началом совечным Богу, и поэтому мир не сотворен. Ведь утверждается, что из нее составлен космос, а неуничтожимость есть следствие несотворенности. [27] Что же касается тела, то, будучи составленным из многих качеств и идей, оно возникает и гибнет.

(5) Некоторые платоники смешивают эти понятия (т. е. тварность и вечность), используя следующий пример. Как корпус (корабля) может быть назван пережившим разрушение, даже если каяедую из его досок последовательно заменить на новую, но он сам при этом остается все тем же, так и космос последовательно разрушается в некоторых своих частях, но как целое все же остается вечным, поскольку все эти части удаляются и заменяются новыми равными частями. [28]

(6) Некоторые утверждают, что по Платону Бог един, нерожден и не подвержен уничтожению, как об этом сказано в Законах: «Бог, согласно древнему сказанию, держит начало, конец и середину всего сущего», — что показывает, что он един, поскольку все заключает в себе. (7) Другие же настаивают на том, что богов бесконечно много, как видно из следующих слов [Платона]: «Боги богов! Я ваш демиург и отец». [29] (8) Есть и третьи, которые утверждают, что он говорит о конечном числе богов в таком выражении: «Великий Зевс на крылатой колеснице идет первым», затем перечисляя потомков Урана и Геи. [30] Но есть и такие, которые утверждают, что боги рождены; а, будучи рожденными, с необходимостью подвержены уничтожению, и лишь благодаря божественной воле бессмертны, так как к словам, приведенным только что: «Боги богов! Я ваш демиург и отец», он добавляет: «Возникшее от меня пребудет неразрушимым, ибо такова моя воля». [31] Так что если бы он захотел это разрушить, то с легкостью разрушил бы. (9) Он признает существование таких сущностей, как демоны, считая, что некоторые из них добрые, а некоторые — злые. (10) Одни считают, что по его мнению душа не рождена и бессмертна, поскольку после слов: «Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно», он показывает, что душа движет сама себя и является началом движения. [32] Другие полагают, что душа возникла, однако неуничтожима благодаря воле Бога. Третьи же [считают, что по Платону душа] — это составная [сущность], подверженная возникновению и уничтожению. Ведь он говорит о вместилище (кратере) для нее и о том, что она имеет светящееся тело; а рожденное с необходимостью гибнет. (11) Однако позиция тех, которые настаивают на бессмертии души, существенно усиливается теми местами (из Платона), где говорится о суде после смерти и судилище в Аиде, а также о том, что благая душа получает хорошее воздаяние, а злая — подобающее наказание. [33] (12) Несмотря на это, некоторые утверждают. что он признавал перевоплощение (??????????????), [34] так что различные души, предназначенные для этого, нисходят в разные тела, в соответствии с их индивидуальными достоинствами, и что через определенный период времени они снова отправляются в этот мир для того, чтобы вновь подтвердить свой выбор. (13) Согласно другим каждая [душа] обретает подобающее ей место, о чем свидетельствуют его слова о том, что одни добрые люди следуют за Зевсом, другие движутся по небесам с другими богами, а третьи получают вечное наказание, соразмерное злу и несправедливости, совершенным ими в течение земной жизни. [35] (14) Говорят, что по Платону некоторые вещи не имеют среднего (?????), некоторые имеют такое среднее (??????), некоторые же сами есть среднее (????). [36] Например, бодрствование–сон и подобные пары — это состояния, не имеющие среднего; другие вещи имеют среднее, например, добро и зло; а некоторые вещи сами являются средним, например, как серое или другие цвета — это среднее между белым и черным. (15) По их мнению он считает, что все, относящееся к душе есть безусловное благо, телесные же и внешние блага являются таковыми не безусловно: он нередко называет их средним, потому что они могут быть как полезными, так и вредными.

(16) Добродетели в отношении их ценности — крайности (?????????), — ибо нет ничего ценнее добродетели, — но в отношении их сущности — среднее (?????????). [37] По краям от них находятся пороки избытка и недостатка. Добродетелей, как он говорит, четыре: разумение, благоразумие, справедливость и мужество. Каждой из них соответствует по два порока, в качестве избытка и недостатка. Так разумению соответствует неразумие в качестве недостатка и коварство в качестве избытка; благоразумию соответствует бестолковость в качестве недостатка и разнузданность в качестве избытка; справедливости соответствует худшее положение в качестве недостатка и превышение требования в качестве избытка; мужеству соответствует трусость в качестве недостатка и дерзость в качестве избытка.

(17) Все эти добродетели, если они присутствуют в человеке, делают его совершенным и приводят к счастью. Счастьем же он считает уподобление Богу насколько это возможно. А уподобление Богу достигается, если святость и справедливость сочетаются с разумением. Таков предел (?????) совершенной мудрости и добродетели. Он утверждает, что добродетели согласуются между собой, единообразны и никогда не противоречат друг другу, в то время как пороки разнообразны и иногда следуют один за другим, а иногда — противоречат друг другу.

(19) Он говорит, что судьба правит миром, однако не все происходит в соответствии с ней, остается место и свободной воле, как сказано: «Ответственен принявший решение, бог не виноват» и «это распоряжение Адрастеи». [38] Так что одно происходит в силу необходимости, а другое — обусловлено нашим выбором.

(20) Однако грехи он считает невольными. Ведь в самую лучшую нашу часть, душу, никто не допустит зла, то есть порока. Лишь по незнанию или ошибке, думая, что совершают нечто достойное, они впадают во зло. (21) Это учение особенно хорошо выражено в Государстве, [39] где он говорит: «И вот вы вновь осмеливаетесь говорить, что несправедливость позорна и ненавистна богам. Так почему же вы добровольно избираете себе подобное зло? Потому, отвечаете вы, что все люди стремятся к наслаждениям. Но ведь это невольное побуждение, и победа над ним в нашей власти, не правда ли? Таким образом, наше рассуждение показывает, что несправедливость во всех отношениях бывает невольной». (22) Некоторые возражают ему, спрашивая, как можно оправдать наказание, если зло совершается невольно? На что он отвечает, что сам скорее готов подвергнуться наказанию лишь бы избавиться от зла и. [40]Так что наказание — это не зло, а благо, если оно оказывается очищением от зол. Кроме того, остальные люди, услышав о нем, не будут грешить, что оградит их от подобного заблуждения. (23) Зло не может происходить по природе от Бога, а следовательно не имеет основы в себе самом (???????'?????????????? «?????), но возникает как противоположность и побочный продукт (??????????????) блага, через избыток или недостаток (о чем мы уже говорили в связи с добродетелями). [41] Несомненно, Платон, собрав воедино, как сказано, все три части философии, создал единую систему (????????????).







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 412. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия