Брахманы
У индийцев есть секта, в которую входят те из брахманов, которые занимаются философией. Они ведут уединенный образ жизни, воздерживаются от животной пищи и любой приготовленной на огне еды, удовлетворяя голод лишь плодами, причем не собранными с деревьев, но упавшими наземь. Так они живут, утоляя жаяеду из реки Тагабена. [62] (2) Ходят они обнаженными, говоря, что тело создано божеством в качестве одеяния для души. Они считают, что Бог — это свет, однако не тот, который исходит от солнца или огня; Бог, по их представлению, — слово, однако не выраженное в звуке, но открывающееся разумению (???????????), которым мудрые созерцают скрытые тайны природы. Именно этот свет, называемый логосом и Богом, знают лишь брахманы, через него отстраняясь от всевозможных пустых мнений, которые являются лишь последними одеяниями души. (3) Они презирают смерть, на своем языке называют <свет> Бога так, как уже было сказано, воспевая его в гимнах. Они не берут себе жен и остаются бездетными. (4) Другие, избравшие подобный же образ жизни пересекают страну, переходят на другую сторону реки и поселяются там, более не возвращаясь назад. Они также называются брахманами, однако ведут иной образ жизни. Среди них есть женщины, от которых родились жители этих мест, которые, в свою очередь, производят на свет детей. (5) То слово, которое они именуют Богом, <*> телесно и облачено во внешнее тело, словно одето в овечью шкуру; лишь сняв его оно предстает ясно перед взором. Брахманы говорят, что в теле, в которое они облачены, идет война, и считают что их тело раздирают многие конфликты, в которые, как в битву со многочисленными врагами, они вовлечены (как об этом уже говорилось ранее). (6) Они считают, что все люди являются заложниками, каждый в своей битве: иной порабощен чревоугодием или похотью, иной — сладострастием, гневом, весельем, чувственностью и т. д. К Богу же восходит лишь тот, кто достигнет победы над ними. (7) Поэтому они обожествляют Дандамида, потому что он одержал победу в борьбе с телом. Его навещал Александр Македонский. То той же причине они презирают Калана, как человека, нечестиво отрекшегося от их философии. [63] Избавившись от телесных пут, брахманы, как рыбы, выпрыгивающие из воды на чистый воздух, созерцают солнечный свет. [64] Друиды Кельтские друиды постигли в совершенстве пифагорейскую философию, и научил их этой дисциплине Замолксис, ученик Пифагора, родом фракиец. [65] После смерти Пифагора он отправился туда и стал причиной распространения этой философии. Кельты чтили их как пророков и провидцев, так как они на основе пифагорейского искусства вычисления [66] и счета предсказали им некоторые [события]; о методах этого искусства мы также не умолчим, потому что на их основе некоторые решились установить особые толки. Друиды также практиковали магические обряды. Гесиод (1) Поэт Гесиод утверждает, что о природе он услышал от Муз. Музы же — это дочери Зевса. Девять дней и ночей непрерывно возлежал от избытка вожделения Зевс с Мнемозиной и зачал в одном чреве девять этих Муз, так что Мнемозина беременела каждую ночь одной из них. (2) Вызвав затем их из Пиерии [67], то есть с Олимпа, он призвал их выслушать наставления о том … как родились вначале боги и земля, И реки, и беспредельное море, бушующее волнами, И сверкающие звезды, и широкое Небо над нами, И как распределили богатство, и как разделили почести, И как впервые заняли обильно ложбинный Олимп. [68] Об этом сообщите мне. Музы, … С самого начала и скажите, что из них возникло первым. [Заключительное замечание] (3) Все они рассуждали о природе и происхождении всего так, как изложено выше. Обратившись вниз в поисках божественного, они посвятили себя изучению сущности тварных вещей, восхищаясь величием творения и считая, его божеством, избрав каждый для себя ту или иную часть творения и не распознав Бога, <творца> и демиурга всего сущего. (4) Как мне думается, я достаточно сказал о мнениях тех эллинов, которые занимались философией. За ними, приспособив все это для своих целей, последовали еретики, о чем я в скором времени расскажу. Однако сперва следует, как мне кажется, сообщить о мистериях и различных учениях о звездах или величинах. Ведь об этом, также ради достижения своих целей, многие рассказывают небылицы. Поэтому нам следует сначала разоблачить их беспомощные мнения. [70]
|