Публицистический стиль.
Главное отличие публицистического стиля от остальных – это то, что он перерабатывает уже существующие тексты, созданные в рамках других стилей. Основная функция, которую он призван реализовывать – функция воздействия. Публицистический стиль предназначается для обслуживания различных типов общественных отношений – от культурных и спортивных до экономических и политических - и используется во всех типах средств массовой информации. Как правило, публицистика представляет собой рефлексию на значимые проблемы социума, причём круг тем публицистических текстов практически не ограничен. Главная цель данного стиля – представить важную информацию в виде, понятном широкой публике. Широкий круг тем, освещаемых в публицистике, обуславливает большое разнообразие жанров публицистического стиля. Традиционно все они делятся на три большие группы: 1) Информационные, излагающие определённые факты (репортаж, интервью, заметка, отчёт); 2) Аналитические, в которых на передний план выходит выражение мыслей и эмоций автора по отношению в каким-либо фактам (рецензия, статья, обзор и т.д.); 3) Художественно-публицистические – основной целью этого жанра публицистики является эмоционально-образное обобщение действительности (очерк, эссе, фельетон); Характерные черты публицистического стиля: - Использование различных эмоционально-экспрессивных средств языка (стилистических фигур, тропов); - Присутствие в текстах и устных выступлениях эмоционально-оценочной лексики; - Употребление слов в переносном значении - Употребление высокой книжной лексики (ознаменовывать, воздвигать); - Использование «политической» лексики (электорат, фракция, парламент); - Обилие разговорных слов и фразеологизмов, в некоторых случаях использование жаргона и просторечий; - Большое количество заимствованных слов (инаугурация, импичмент); - Частые обращения к религиозной лексике (веротерпимость, праведник); - Использование различных видов метафор как средства выражения оценки событий окружающей действительности: так называемые «военные» (круговая оборона), «строительные» (здание устаревшей политики), «дорожные» (выверенный курс) и «театральные» (сценарий переговоров) метафоры. С точки зрения синтаксиса в публицистическом стиле можно выделить такие особенности, как частое использование восклицательных и вопросительных предложений (в т.ч. риторических вопросов), повторов и эмфатизирующей инверсии. Для того чтобы облегчить процесс восприятия информации для читателя, вся публицистика подчиняется определённым публицистическим стандартам, имеющим двоякую форму. С одной стороны, в публицистике используются речевые клише и устойчивые выражения, присущие информационным текстам (открывать блестящие перспективы, ставить под сомнение), а с другой – стандарты экспрессивные (кусать локти, лежать мёртвым грузом). Сочетание этих двух стандартов обуславливает особый стилистический эффект, оказываемый на читателя. Ещё одной особенностью публицистики является языковая игра – намеренное нарушение речевого поведения, используемой в целях привлечения внимания целевой аудитории.
Данная стилистическая дифференциация языка является традиционной в современном русском языке. Однако некоторые филологи и лингвисты выделяют, помимо них и другие функциональные стили (например, М.Н. Кожина пишет о церковно-религиозном стиле как ещё об одном стиле функциональной стилистики). Некоторые различия в мнениях обусловлены многогранностью и многоаспектностью стилистики. Некоторые её направления ещё не получили должного развития, но отечественная лингвистика делает оптимистичные прогнозы по поводу их будущего в науке.
Библиография. 1. Б.В. Томашевский Стилистика: учеб. пособие/Б.В. Томашевский. – 2-е изд., исправ. и доп. – Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1983. – 288 с. 2. В.В. Виноградов Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: Издательство академии наук СССР, 1963. – 256 с. 3. Стилистика и литературное редактирование: учеб. пособие/ О.А. Казакова, С.В. Малервейн, Л.М. Райская, Т.Б. Фрик. – Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 116 с. 4. Д.Э. Розенталь Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М: Изд. Дом «Оникс 21 век»: Мир и образование, 2001. – 381 с. 5. Античные теории языка и стиля: сб. статей/ Научно-исследовательский институт языкознания Ленинградского института истории, философии, лингвистики и литературы; отв. редактор О.М. Фрейденберг. – М.; Л.: ОГИЗ, Соцэкгиз, 1936. – 344 с. 6. М.Н. Кожина Стилистика русского языка: учебник/ М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Изд-во «Флинта», изд-во «Наука», 2008. – 464 с. 7. Стилистический энциклопедический словарь русского языка: справочное издание/под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Изд-во «Флинта», изд-во «Наука», 2006. – 696 с. 8. Т.В. Матвеева Полный словарь лингвистических терминов/ Т.В. Матвеева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 563 с. 9. Д.Э. Розенталь Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя/Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: «Просвещение», 1985. – 399 с. 10. Лингвистический энциклопедический словарь/ гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: «Советская энциклопедия», 1990. – 685 с. 11. И.Б. Голуб Стилистика русского языка: учеб. пособие/ И.Б. Голуб. – М.: «Рольф», «Айрис-пресс», 1997. – 448 с. 12. Большой энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1997. – 1456 с. [1] «Большой энциклопедический словарь» под ред. А.М. Прохорова,2-е изд., М., 1997, 1456 с.
[2] «Лингвистический энциклопедический словарь» под. ред. В.Н. Ярцевой, М., 1990, 685 с. 1. [3] Д.Э. Розенталь «Словарь-справочник лингвистических терминов», 3-е изд., М, 1985, 399 с.
[4] В.В.Виноградов «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика», М.1963, с.7-8 [5] В.В.Виноградов «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика», М.1963, с.5 [6] В.В.Виноградов «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика», М.1963, с.15 [7] В.В.Виноградов «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика», М.1963, с.15 2. [8] Т.В. Матвеева «Полный словарь лингвистических терминов», Ростов н/Д, 2010, 563 с.
|