Студопедия — Нравственная проблематика
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Нравственная проблематика






 

Существование людей с разным цветом кожи, национальностью, вероисповеданием, характером порождает в Северном цикле проблему выбора – выбора своего жизненного пути, как для себя лично, так и для своей расы в целом. И белые люди, и аборигены чувствуют и осознают родство со своей расой, так называемую родовую память, что не может не влиять на их выбор и их поступки. Герои Лондона делают свой выбор, преодолевая этот биологически заложенный компас при помощи, как выразилась И.Е.Лунина, «интеллектуального осмысления» и «чувства» [ИЕ; 181]. Если говорить об интеллектуальном осмысление, то речь идет о сопоставлении образа жизни, который дает цивилизация и образа жизни, который дает самобытный мир северных народов. Это сопоставление можно проследить как в сюжете рассказов, так и в монологах некоторых героев. Чувство как доминанта нравственного выбора, это следование лучшим качествам, - таким как честь, долг и справедливость, - заложенным в природе всех людей, вне зависимости от цвета кожи и менталитета.

В некоторых рассказах Лондона коренные жители Севера оказываются перед выбором благодаря знакомству с цивилизацией или вследствие проживания в мире белых людей, как это происходит в рассказе «Нам-Бок – лжец» (сб. «Дети мороза», Children of the Frost). Там, возвращение главного героя Нам-Бока к своему племени после многолетнего пребывания в мире Больших Городов вызывает противоречивые чувства. Племя считало его умершим, поэтому появление Нам-Бока было воспринято скорее с суеверным ужасом, чем с радостью встречи и чем дальше развиваются действия рассказа, растет негативное отношение народа к этому неожиданному возвращению. Рассказ о жизни мира Больших Городов, поездах, пароходах, деньгах племя воспринимает как колдовство, а слова Нам-Бока – как слова «опасного лжеца», пришедшего к ним из «мира теней» [1; 381]. Взгляд на уклад жизни аборигенов дается глазами индейца, но приобщившегося к благам цивилизации, «к материальным благам, в силу чего утратившим сознание национальной идентичности» [1; 183]. Разумеется, племя не готово понять его, им проще выгнать Нам-Бока, не меняя своих родовых понятий и образа жизни. Проблема нравственного выбора дается с точки зрения потери национальной идентичности главного героя, - он не был белым человеком и частью цивилизованного мира, он был приобщившимся к благам цивилизации аборигеном. Большинство коренных жителей Севера не были готовы принять позицию Нам-Бока, банально, не понимая его, они «говорят на разных языках». Их не способность воспринять слова Нам-Бока, имеет более глубокую подоплеку, это не способность воспринять новое – является препятствием на пути к прогрессу.

Проблема выбора иного характера, между жизнью в племени и возвращением домой, делает Эрфакс в рассказе «В дебрях Севера»» (сб. «Дети мороза», Children of the Frost).Он уже пять лет живет по законам племени «…может быть, это и животная жизнь, но по крайней мере так жить – легко» [1; 345], имеет семью с дочерью вождя, и, казалось бы, чувствует гармонию с миром индейцев, которые «честны и живут по своему разумению» [1; 213]. Родовая память дает о себе знать даже спустя многие года, Эрфакс начинает чувствовать связь с цивилизацией, как только на их землю приходит племя профессора-геолога Ван-Бранта. Ему сложно сделать окончательный выбор в пользу жизни среди своего народа или жизни в племени, где у него уже есть жена Тум, которая, не сомневается в том, что она часть жизни своего мужа, но чувствует мучительный голос родной земли, зовущий ее мужа. Непреложный закон жизни, в котором родная земля зовет диких гусей, также зовет и ее мужа. И цивилизованные люди, и аборигены в своих поступках руководствуются зовом крови, который трудно преодолеть – об этом пишет Джек Лондон. Ситуация выбора Эрфакса заставляет выбирать не только его, но и племя, в котором он жил последние годы. За пять лет его пребывания «в дебрях Севера» мир племени Тантлача от «лихорадки цивилизации» [1; 346] необратимо изменился: белый человек научил индейцев «хитростям войны и искусству защиты селений и нападения в лесу… как держать совет, и как сокрушать силой слова, и как клятвой подкрепить обещание; научил охоте на дичь и умению ставить капканы и сохранять пищу; научил лечить болезни и перевязывать раны» [1; 353]. Но многие в племени видели в науке, которой их обучил Эрфакс, зло, лишающее их естественных навыков выживания. Все эти новшества «великого мудреца» [1; 345], по словам Кина, сделали людей его племени слабыми: «…от такой жизни мы жиреем и делаемся как женщины, и боимся работы, и теряем умение сами добывать все, что нам нужно» [1; 354]. В этой сложной ситуации нравственный выбор делают обе стороны, рассказ заканчивается страшнейшим кровопролитием представителями обеих рас.

В сложный процесс принятия решения о дальнейшем жизненном пути вмешиваются два фактора: жизненные обстоятельства и «родовая память», выбор может быть как сознательным, так и бессознательным. В рассказе «Светлокожая Ли-Ван» (сб. «Дети мороза», Children of the Frost) главная героиня, выросла среди индейцев, но тем не менее, она ощущала отличие от окружающих ее людей: «…как будто они не моего рода» [1; 442]. Ощущение своей «инаковости» подчеркивает серьезное различие между культурными параметрами и биологическими. Путь к осознанию себя белой Ли-Ван начинается со смутных воспоминаний из глубокого детства и заканчивается встречей с белыми людьми. Но обретя «свою расу» и жизнь среди своих «по-крови», она сталкивается со стеной непонимания, ее воспринимают как «полукровку», в особенности Эвелин Ван-Уик, которая оказалась в старательской хижине, также желая вернуть утраченное - землю «от которой оторвались ее предки» [1;451]. Финал рассказа остается открытым, но не возникает сомнения, что Ли-Ван не обретет счастья и не станет частью мира цивилизации, слишком сильно в ней начало индианки; а Ван-Уик никогда не приобщится «к первобытности» с ее расовым высокомерием. Выбор, сделанный каждой героиней, объясняется не только их «родовой памятью», но и жизненными обстоятельствами, повлиявшими на определение их ценностей и традиций. Трагедия личности этих героинь, выхваченна из множества трагедий произошедших со времен освоения Севера, аллегорически воплощает в себе последствия встречи двух рас на «северном фронтире» как кульминации в процессе завоевания Аляски. Дж. Ауэрбах определил это как встречу «века стали» и «каменного века» едва ли не как неизбежный и непреодолимый конфликт в его трагических последствиях [47-83].

В основу сюжета практически всех «Северных рассказов» составляющих цикл, положен мотив любви, как фактор, преобразующий сознание человека и проблема нравственного выбора в рамках межрасовых отношений. Так, в рассказе «Северная Одиссея» (The Son of the Wolf, сб. «Сын Волка) главная героиня Унга, следуя чувству и высшему закону жизни, делает выбор в пользу белого человека, в частности, и шире – в пользу белой расы. В силе своего нравственного выбора она проявляет силу своих чувств к Акселю Гундерсону, укравшему ее после свадьбы с вождем из вражеского племени Наасаом. Ее ненависть к человеку, убившему ее, по законам природы, мужа Акселя страшна. Унгу не только не трогает история о многолетних и тяжких скитаниях Нааса в поисках ее, она более того – пытается зарезать ножом убийцу своего мужа. Выбор, сделанный ей, был в пользу чувств, она перестал есть и легла «…обняв мертвеца за шею и зарывшись лицом в его желтые волосы»[1;184], придвинутый костер она отвергла, так и оставшись лежать на снегу в мертвых объятиях, преданная и любящая.

Проблема нравственного выбора в пользу первобытной жизни аборигена, а не в пользу устоявшихся норм цивилизации, изображена в рассказе «Великая загадка» (сб. «Бог его отцов», The God of His Fathers), где главный герой Дэвид Пэйн делает выбор руководствуясь чувствами не между двумя женщинами, а между двумя мирами. Его бывшая возлюбленная Карен Сейзер, является воплощением цивилизации (с ее ложной страстью и неверностью), после долгого поиска, находит Дэвида в уединенной хижине. Она вступает в невидимую борьбу, сначала с изменившимся в новым условиях Севера, Пэйном, затем, с его женой-индианкой Винапи и одерживает полное фиаско. Не выдерживая сравнения с преданностью, чистотой и простотой устройства мира аборигенов.

Немного по-другому интерпретируется проблема нравственного выбора в рассказе «Дочь Северного сияния» (сб. «Бог его отцов»). Главная героиня делает выбор между американцем Джеком Харрингтоном и говорящим с ней на одном языке Луи Савоем в пользу последнего. Потому что Харрингтон «…как это говорится…лентяй! Вы, лентяй, хотите стать моим мужем? Напрасные старанья. Никогда, о нет, никогда не станет моим мужем лентяй!»[1; 246]. Выбор героини очевиден с самого начала, но хитроумная игра, которую она затевает, заставляет читателя понять почему именно она предпочла сильного человека лентяю.

Сопоставление белой женщины и индианки раскрывается в рассказе «Сивашка» (сб. «Бог его отцов», The God of His Fathers) на примере таких героинь, как Молли и Килиски. Используя традиционную для цикла форму рассказа в рассказе, писатель знакомит читателя с жизнью двух женщин, обнаруживших силу духа и неподдельное мужество в экстремальных условиях Севера. Заключительные слова в рассказе «Это есть и в тебе, и во мне, Томми, и это – наследие наших матерей» [1; 242] озвучивают авторское отношение касательно вопроса о нравственном выборе в пользу приоритета общечеловеческого начала перед расовыми различиями.

Эта же тема нашла свое отражение в рассказе «Мужество женщины» (сб. «Бог его отцов», The God of His Fathers). Самоотверженная любовь главной героини, возлюбленной Ситки Чарли – Пассук показана с большой силой и пафосом. Ради спасения жизни и чести любимого героиня жертвует больше, чем всем: своей жизнью и жизнью родного брата. Прежде, чем умереть она мужественно сберегала свою порцию пищи, терпя слабость и мучительный голод, во имя спасения жизни и чести своего мужа.

В рассказе «Женское презрение» (сб. «Бог его отцов») писатель сталкивает трех женщин: Фреду (признанная царица и знаменитая танцовщица Севера), миссис Эпингуэлл (принадлежит к высшему кругу аляскинского общества) и Лорэн Лиснаи (авантюристка ирландского происхождения). Первые две добры и бескороыстны, несмотря на полярную разность своего происхождения и жизненного пути, что не мешает им не сговариваясь делать общее дело. Обе они не могут сидеть сложа руки, когда видят, что на их глазах творится зло. Во имя спасения невинной невесты Вандерлипа и справедливости, Фреда поступается своей гордостью, вызывая общее презрение к себе других женщин.

Сопоставляя женщин, принадлежащих разным мирам, цивилизациям, расам, национальностям и социальным уровням, Джек Лондон доказывает нам на материале «Северных рассказов», что природа женщины едина. Белая женщина и индианка в цикле «Северных рассказов» становятся равными перед лицом истории в силу законов природы и жизни, которые уравниваются перед лицом истории. В этом писатель видит способ преодолеть проблему расового предубеждения, возникшей при встрече двух миров.

В центре проблемно-тематического пласта положенного в основу цикла «Северных рассказов» - человек, жизнь которого обусловлена тяжелыми общественными конфликтами, которые отразили основные тенденции как социально-политической, культурологической жизни, так и межличностных отношений в жизни человека на рубеже XIX-XX веков. Основной проблемой в его творчестве становится проблема «человек-природа-цивилизация»[18], осмысляя которую Лондон раскрывает мотивы и темы, положенные в основу каждого из произведений.

 


[1] Веселовский А.Н.. историческая поэтика/ А.Н.Веселовский. – М: Учпедгиз, 1940. – 648 с.

[2] Шкловский В.Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. – М.: Сов. Писатель, 1983. – 383 с.

[3] Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 334 с.

[4] Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении / М.М. Бахтин. –М., 1993.

[5] Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение / Г.Л. Абромович. – М.: Просвещение, 1970. – 350 с.

[6] Тимофеев Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. – М.: Просвещение, 1976. – 488 с.

[7] Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы: Учеб.пособие для пед. Инст-ов / А.И.Ревякин. – М.: Просвещение, 1972. – 367 с.

[8] Поспелов Г.Н. Теория литературы: Учеб. Для филол. спец. ун-тов / Г.Н.Поспелов. – М.: Высшая школа, 1978. – 351 с.

[9] Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие/ А.Б. Есин. – М.: Флинта, наука, 1999. – 248 с.

[10] Указать какие именно литературоведы (Зверев и т.д.)

[11] MacClintock J.L. Jack London’s Strong Truths.- Michigan: Michigan State Univ. Press, 1997.

[12] Быков В.М. Заметки о Джеке Лондоне // Лондон Дж. Собр.соч.: в 6 тт. – СПб.: Ленииздат, 1994. – Т.1

[13] Стеценко Е.А. Экологическое сознание в современной американской литературе. – М.: Изд-во ИМЛИ РАН «Наследие», 2002.

[14] А.М.Зверев. Непривычный Джек Лондон

[15] Кингман

[16] «Сын Волка» (The Son of the Wolf: Tale of the Far North,1900), «Бог его отцов» (The God of His Fathers and Other Stories, 1901), «Дети мороза (Children of the Frost, 1902)

[17] Гурылева Валентина Винедиктовна. Проблематика и поэтика прозы Б. Жилина: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.01.- Астрахань, 2006.- 180 с (34)

[18] Лунина И.Е. страница 91 монографии







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 718. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия