Вечная тематика
Аляска сравнительно недавно стала американским владением. До второй половины XIX века она принадлежала России и лишь в 1867 году была продана США. В те времена это была пустынная малозаселенная территория, на которой жили индейские и эскимосские племена и небольшое число белых. Открытие золота в конце 90-ых годов и начавшаяся лихорадка резко изменили картину. На Аляску и прилегающую к ней часть Северной Канады двинулись тысячи людей. Возникли города, а вместе с ними и бары, игорные дома и другие увеселительные заведения. Приисковая цивилизация принесла с собой азартнее игры, всевозможные болезни, разврат и пьянство. И там, где честность считалась главным достоинством, участились случаи убийства, обмана и воровства. Появление новых людей способствовало разрушению «северной» морали и разлагающе влияло на местных жителей, считал Лондон. Корысти капиталистического общества и собственническим отношениям Лондон противопоставляет «северную» мораль, основанную на товариществе, доверии и честности. В ряде рассказов тема морали раскрывается через тему развращающего влияния буржуазной цивилизации на быт и нравы северной страны. Так, в рассказе «Жена короля» он пишет об этом времени так: «В стране царили ложные идеалы. Нынешняя общественная мораль Доусона не совпадала с прежней, и буйный рост Северной страны вызвал к жизни много дурного» [1; 132]. В рассказе говорится о малодушных мужчинах, нарушающих свое слово, и о трудном положении индейских жен, в котором они очутились после прихода цивилизации. Кэл Гальбрейс, женатый на индианке и имеющий сына, старожила Севера, пользующийся всеобщим уважением, несмотря на этот факт не обладает моральной стойкостью. Веселая жизнь салунов увлекла его, и он бросает преданную жену и сына, нарушая данное им слово. В итоге все заканчивается благополучно благодаря вмешательству Мейлмюта Кида, но счастливая концовка не снимает остроты затронутой темы морали. В этом рассказе Лондон противопоставляет прошлое Аляски и настоящее, критически оценивая произошедшие перемены. Мир Севера необратимо меняется, «новая мораль» и кодекс жизни – также претерпевают изменения. Тот, кто пренебрегает природным законам – обречен на смерть. А.М.Зверев [14] определил эту закономерность как умение или неумение героев «жить в гармонии с окружающим миром северной природы, стать его органической частицей, почувствовать и принять для себя его строгие законы, отрешившись от собственных побуждений» [585]. Для того, чтобы стать по-настоящему успешными героям Лондона порой недостаточно только отрешиться от прежних побуждений и перестать быть индивидуалистом.Для писателя также важным является способность к формированию «новой морали» и новых жизненных принципов. Сходная ситуация рисуется в рассказе «Женское презрение» (сб. «Бог его отцов»), в котором главный герой Флойд Вандерлип оказался морально не стойким человеком, несмотря на то, что слыл признанным «королем Бонанзы». Этому по-настоящему сильному мужчине удалось с успехом пройти все испытания Севера, кроме последнего испытания «медными трубами». Его мораль была стойкая и нерушимая до тех пор, пока он не «поставил заявочный столб и центральные вехи на одном из богатейших золотоносных участков Клондайка»[1;315]. Почувствовав себя «интересным мужчиной» главный герой рассказа тут же предает основу северной морали – умение держать свое слово и забывает о данном своей невесте Флосси обещании, становясь эпицентром интриги трёх могущественных женщин Севера. Его история заканчивается хорошо только благодаря женщинам, Фреде и миссис Эпингуэлл, чьи моральные принципы и чувство справедливости не менялись в зависимости от степени внедрения буржуазного прогресса. Жизнь человека, продолжающего оставаться в плену прежних стереотипов поведения, в условиях Севера полностью меняет личность - происходит надлом. Так, в рассказе «По праву священника» (сб. «Сын Волка») герой рассказа священник Рубо выполняя свои обязанности, руководствуется законами христианской морали, абсолютно пренебрегая не только «новой моралью» не терпящей лжи и обмана, но и законы природы. Грэй Бэнтам принимает решение священника и отказывается от своей любви в пользу законов цивилизованного мира о формальном долге. Не приятие «новой морали» в этом рассказе никого не убивает, но совершенно очевидно по открытому финалу, что героиня не сможет обрести себя и стать счастливой до тех пор, пока не примет новый жизненный кодекс. Основой «новой морали» является тема дружбы, товарищества. Дружеская поддержка - это, по убеждению самого писателя, решающее условие победы над природой. Мораль Севера основана на доверии и взаимной честности, именно их Лондон противопоставляет собственническим отношениям и индивидуализму. Суровые условия словно счищают с человека шелуху неискренности и показной храбрости, обнажая его подлинную ценность. Именно с этой темы начинается северный цикл. В рассказе «Белое Безмолвие» перед читателем предстает трагическая картина мучительной смерти Мейсона на глазах у своей беременной жены-индианки Руфь и преданного друга Мейлмюта Кида. Свою многолетнюю связь с другом, Кид должен будет оборвать самым тяжелым способом – убийством «…никогда еще перед ним не стояла столь трудная задача» [1; 53], ради избавления Мейсона от мук медленной смерти. Оттягивая до последнего момента, Кид не может себя заставить подойти к Мэйсону, он молится о том, чтобы смерть к нему пришла скорее. Но этого не происходит и ему приходится взять себя в руки и ради их дружбы пойти на самый трудный и отчаянный шаг. В рассказе «За тех, кто в пути!» Мейлмют Кид также выступает как герой, который умеет дружить не только с теми, кого он знает много лет. Герой рассказа, Джек Уэстондейл – по законам цивилизации преступник, он отнял сорок тысяч долларов у Мак- Фарлэнда и его преследует королевская полиция. Но читатель понимает, что северная мораль на его стороне потому, что его принимает Кид, который в заключении так охарактеризует героя: «Никогда еще не ел с нами из одной миски и не укрывался одним одеялом человек честнее Джека» [1; 109].Несмотря на довольно смутные обстоятельства при которых появился Уэстондейл Мейлмют и его компания приютили его, дали еду, тепло, кров и даже чуть было не прослезились от увиденного изображения жены и ребенка Джека на часах. Кид понял кто перед ним и вместо того, чтобы осудить героя, проявил себя как настоящий друг по отношению к незнакомому ему человеку. Волнуясь за то, что за Джеком устроена погоня, он будит его немного раньше договоренного, помогает растереть ноги, отдает сто фунтов лососевой икры для собак (предупреждая его о том, что впереди ему его не достать) и вдобавок предлагает денег. На этом культ товарищества не завершается в рассказе. Спустя четверть часа, когда конная полиция рассказывает о злодеяниях Джека, все обитатели хижины, хоть они и не знают истины, ужасно возмущены ситуацией, молчат и не выдают героя, а Мейлмют даже дерзко отказывает представителям закона в предоставлении собак. Но правда торжествует и в конце все поднимают бокал «За тех, кто в пути!». Тема товарищества раскрывается с иного ракурса в рассказе «Там, где расходятся пути» (сб. «Бог его отцов»). Дружба между старателями и индианкой Сипсу подвергается испытанию, в котором индианка даже не рассчитывает на помощь белых друзей, осознавая их расовое различие: «Жизнь жестока. Когда-то она создала нас: одного с белой кожей, а другого – с красной» [1; 282]. Хичкок, не может быть только за себя, и, жертвуя всем, он становится единственным, кто помогает Сипсу. В нём берет верх чувство товарищества и долга. Правильность действий героя подтверждает финал рассказа - бегство Хичкока и Сипсу сохраняет им жизнь, а товарищи Хичкока, дистанцировавшиеся от ситуации, убиты индейцами. Критикуя собственнические отношения, писатель всюду подчеркивает, что северная мораль прямо противоположна морали буржуазного общества, и главное здесь это чувство товарищества и взаимопомощи. Исключительность условий жизни на Севере, морали, иных обычаев и человеческих отношений, столь отличающихся от нравов буржуазного общества, не могли не повлиять на специфичность любовных отношений. На материале северных рассказов тема любви у писателя изображена так же самобытно, как и всё связанное с Клондайком. Самоотверженность, честность и преданность – являются доминирующими характеристиками любви в цикле рассказов. Так, в рассказе «Мужество женщины» (сб. «Бог его отцов») самоотверженная любовь Пассук показана с такой силой, с таким пафосом, что этот рассказ по справедливости является одним из самых лучших рассказов Лондона о любви. «…женщины пожертвовала своим братом ради мужчины, который тяжелым путем вел ее к горькому концу…День за днём мы поровну делили наши припасы до последнего куска, но она съедала только половину. Вторую половину она прятала в этом мешочки для меня»[1; 277]. Точно так же самоотверженна в своей любви героиня Руфь из рассказа «Белое Безмолвие» (сб. «Сын Волка»). Она настолько преданна своему мужу Мэйсону, что он на смертном одре говорит Киду о том, что «…скажу, чтобы помнила о сыне и не дожидалась, пока я умру. А не то она, пожалуй, откажется идти с тобой»[1; 52]. В рассказе «Сивашка» (сб. «Бог его отцов») главная героиня Киллисну изображена как преданная до самого конца, честная и верная героиня: «Сивашкой была она, Дик, настоящей женщиной, стойкой и честной» [1; 241]. Умирая, она завещала мужу женится на белой женщине для того, чтобы его принимали в обществе белых, не называя «мужем скво». Подводя итоги, можно смело констатировать: с миром Севера писатель связывает все честное, человечное и искреннее, а все дурное, низменное и корыстное порождается отношениями, существующими в «капиталистическом» цивилизованном мире. Писателю было важно показать цикле рассказов о Севере процесс становления цивилизации – противоречивый и протяженный по времени. Анализируя экономическую, этнографическую и культурологическую составляющую новый фронтир с точки зрения взаимоотношений двух рас как проблемы развития цивилизации, он рассматривал освоение северных территорий - как закономерное продолжение западного фронтира. Начиная с цикла «Северных рассказов» и продолжая во всех произведениях Джек Лондон разрабатывал как традиционные для американской литературы темы («человек и природа», «американская мечта»), так и внес новую семантику и открыл новый тематический пласт на базе реальных социально-культурных и исторических событий («цивилизация и культура», «место человека в историческом процессе», «преемственность и перспективы развития цивилизации»).
|