Студопедия — Изучить человека не вообще, а в определенных качествах, условиях, измерениях.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Изучить человека не вообще, а в определенных качествах, условиях, измерениях.






 

В современной философии:

1. философия жизни (Кьеркегор, Ницше, Шопенгауэр, Берксон, Дильтей, Шпенглер)

2. феноменология (основатель- Эдмунд Гуссерль). Исследует жизненный мир человека.

3. Экзистенциализм.

4. немецкая философская антропология.(Геллен, Лесснер, Шеллер).

 

Своеобразие научного подхода к человеку определяется следующими моментами.

1) Наука по возможности отвлекается от решения вопросов о смысле человеческого бытия, о приоритете тех или иных ценностных ориентаций.

2) Любая наука акцентирует только один из возможных срезов человеческого существования, игнорируя несовпадающие с ним феномены или искусственно подгоняя их под заданные стандарты. При этом получается заведомо однобокая картина человека, подчас вступающая в противоречие с теоретическими построениями в других дисциплинах.

Философия претендует на создание такой модели человека, в которой нашли бы свое отражение наиболее сущностные и характерные черты личности, реализация которых конкретизировала бы и смысложизненную проблематику, и механизмы генезиса и функционирования человеческого «Я».

 

КРАТКО: Роль философии в понимании человека (в сравнении с наукой):

1. Интегрирование разрозненных знаний о человеке в единую картину.

2. выполняет роль обоснования мировоззрения.

3. дает оценку размышлениям о человеке(?)- оксеологическая роль.

Единственный возможный путь философской реконструкции проблемы человека связан с описанием мира человеческого бытия, где «человек – это, по сути дела, все».

Определяя человека, философия конкретизирует его как точку пересечения различных проекций бытия, вбирающего в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики, где, по словам М. Шелера, человек выступает одновременно как микрокосм, микротеос и микросоциум. В более узком смысле человек при этом может пониматься как некое биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием природы и общества.

 

Триадическая модель человека.

 

В классической в философии принимается так называемая триадичная модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух.

(* тело в философии отсылается к природным основаниям человеческого бытия. На уровне тела осуществляется жизненно необходимая связь человека и природы, фиксируются его особенности как биологического вида. Но оно не является исключительно природным элементом, также оно выступает как продукт социальной и культурной эволюции, устанавливающей определенные границы и каноны «естественности».

* душа – это особая жизненная энергия тела, которая, будучи сама бессмертна, очерчивает сроки земного существования человека. Отвечая за процессы жизни и смерти, душа определяет человеческую судьбу, его волю, характер.

* Понятие дух обращено к описанию не столько индивидуального, сколько общего, и даже всеобщего в человеке. С духовными качествами соотносятся разум и социальность.

Тем самым понятия тела, души и духа конкретизируют философскую идею человека относительно таких основных координат его бытия, как природа, Бог и общество (микрокосма, микротеоса и микросоциума)

 

В итоге: (природа - это то, что определяет физические параметры человека, основы его жизни.) Природа человека – двойственная (биосоциальное существо), либо тройственная (биопсихосоциальное). Сущность человека – социальная.

Система отношений, в которых может быть рассмотрен человек:

1. к самому себе (через рефлексию).

2. к другим людям (через коммуникацию).

3. отношение к природе (через деятельность).

4. отношение к тем или иным обстоятельствам (через систему ценностей)

 

Существует множество концепций, в рамках которых рассматривается человек и все они по-своему правы. Основные стратегии его интерпретации в философии (Необходимо отметить, что данные стратегии в философии существуют лишь как тенденции):

1) Натурализаторской (природно-телесный аспект). Человек как элемент природы, подчинен ее законам и не имеет в своих характеристиках ничего особенного. Человек не более чем животное. Для классических версий (Мандевиль, Ламетри, Дидро и др.) свойственно понимание человека как венца природы, ее наиболее совершенного и царственного начала. Начиная с Ф. Ницше, природный статус человека радикально переосмысляется. В рамках «философии жизни», «философской антропологии», фрейдизма человек – это несостоявшееся животное, «еще не определившееся животное», отнюдь не венец, но, напротив, тупик природного развития, присущи слабость и неполноценность.

2) Экзистенциально-персоналистской (индивидуально-психологический аспект). (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) Человек особое начало в мире, на него не действуют внешние законы, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Сартр «у человека нет «природы». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя». Человек уникален, так как сделан по образу и подобию Бога. Обладает свободой, человек предоставляет огромную ценность. Экзистенциализм выступает как одна из наиболее ярких и убедительных версий философии человека.

3) Рационалистической (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. В отличие от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия, ориентироваться не только на наличную ситуацию, но и на сферу должного. Разум – это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке.

4) Социологизаторской (социокультурный аспект) К. Маркс: «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». При этом бесполезно говорить о раз и навсегда заданной природе человека. Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Практически лишенный возможности индивидуального «Я» и свободы, человек в структурализме и постструктурализме задан лишь как точка пересечения различных дискурсивных практик культуры и общества.

Тем самым каждый из оговоренных подходов акцентирует лишь один возможный срез человеческого бытия. Реальная истина о человеке, судя по всему, должна реконструироваться, исходя из всех подходов, поскольку человек – это одновременно природное, социальное и индивидуально-творческое начало

 

35. Экзистенциалы и модусы человеческого существования. Природные основания человеческого бытия

План:

· Суть Ф. антрапологии

· Природа и сущность человека

· опр. «экзистенционализм», «экзистенциалы человеческого существования» «модусы»

· природные основания: тело, телесность, страх, смех, стыд, плач, эрос, любовь

· Представители экзистенциализма

 

Проблема человека традиционно является одной из центральных в философии. Философская антропология (греч. anthropos - человек) - учение о человеке и о фундаментальных основах его бытия. Круг проблем философской антропологии:

1. природа и сущность человека.

2. происхождение человека и его положение в мире.

3. возможности и способности человека.

4. жизненное предназначение человека.

Цель антропологического подхода - решение следующих проблем:

1. очертить основания и сущность человеческого существования, человеческой индивидуальности, человеческих возможностей.

2. сделать человека «мерой всех вещей» и через эту меру представить бытие в целом. Мир предстает в очеловеченной форме.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 404. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия