Эволюция представлений о свободе и в философии сопряжена с развитием идеи об уникальности человека.
В древних цивилизациях, – (человек - элемент природы и космоса, значим не в своей отдельности и особенности, а в сопричасности единым процессам жизни). Здесь была важна не свобода. Высшая сила – судьба – определяла все метаморфозы человеческой жизни и была «гарантом космическо справедливости»:-) Средние века, в христианском вероучении – человек наделяется свободой воли - как способностью самостоятельного выбора между добром и злом. При этом победа добра над злом могла осуществиться лишь при соучастии в свободном выборе высших сил. Рационализм (новоевропейская философия). Мышление и разум, ставшие здесь сущностными характеристиками человека, обусловливают свободный выбор суждения, лежащего в основании любого поступка. Правомерность выбора обеспечивается соотнесением его со строгими законами разума. Неклассическая философия: 1) Свобода здесь – это то, что реализуется в человеке не благодаря, а вопреки общему закону и необходимости. Подлинная свобода возможна лишь как акт экзистенциального выбора, но не с изначально заданными абсолютами добра и зла, а в ситуации индивидуального конструирования своей шкалы ценностей. 2)Свобода – это творчество, обращающее человека к новому пониманию себя, других и мира. Постмодернизм: Невозможность абсолютной личной свободы и творчества в условиях техногенного общества. Постмодернизм предпочитает говорить вместо свободы понятие игры (для описания механизма человеческих действий и поступков.) Игра вбирает в себя традиционные оппозиции индивидуального и всеобщего. В рамках ее пространства находят примирение и судьба, вмешивающаяся в жизнь силой слепого случая, и закон, конкретизирующийся в обязательности игровых правил, и творчество, позволяющее человеку по-новому реализовать себя и обеспечивающее неожиданность и притягательность всякой отдельной игры. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно. Игра, освобождая от гнета повседневности, одновременно подчиняет человека своей стихии, где обязательными признаками игры являются наличие у нее своего временного ритма, закрепленного в особых правилах, и пространства, в пределах которого эти правила действуют с непреложностью закона.
|