Приспособится через мутации, следовательно хомо сапиенс сменится другим видом.
Два принципа взаимодействия биосферы и общества: 1) процесс коэволюции – совместная революция общества и природы. Их развитие должно быть основано на таком поведении человека, при котором сохранится динамическое развитие биосферы и обеспечится дальнейшее развитие общества. 2) экологический императив – целый рад требований, запрет на все виды деятельности, которые наносят ущерб биосфере, социальный контроль, гуманитарная экологическая экспертиза Две модели экологии: В настоящее время антропоцентризм начинает рассматриваться как негативная форма мировоззрения. По словам М. В. Гусева (Московский университет, биофак), антропоцентризм продолжает представлять одну из разновидностей дискриминационных воззрений людей, не отвечающих требованиям истинной этики. Антропоцентризм показал себя несостоятельным и как философия, и как научный подход к определению статуса человека в природной среде, и как практическое руководство к действию, оправдывавшее любые поступки человека по отношению к другим живым формам. Антропоцентризм ориентировал общество на максимальное потребительство; человек рассматривал природную среду, животных как свою кладовую, как неисчерпаемый источник материальных благ. Развитие технологии, расхищение природных богатств, уничтожение животных и растительности, загрязнение окружающей среды привело к истощению природных ресурсов и поставило человечество перед глобальным экологическим кризисом. Для человечества стало очевидно, что необходимы новые мировоззренческие ориентиры, которые бы не противопоставляли человека природе. Возникла новая область знаний - биоэтика, которая основывалась на нравственном отношении ко всему живому - к человеку и животным. Успехи развития этической мысли в области взаимоотношений человека и других живых существ на земле позволили укрепиться новой мировоззренческой концепции - биоцентризму. Философской основой биоцентризма являются стратегия ненасилия, принцип непричинения зла всему живому - ахимса. Одной из форм претворения в жизнь принципов биоцентризма должно стать изменение отношения к потреблению, поскольку концепция "все для человека" утрачивает силу. Иными словами, человек как потребитель обязан учитывать интересы и других видов, в частности: сохранение мест обитания животных, условий для их выживания; становится недопустимой жестокая эксплуатация земли, уничтожение лесов, связанные с удовлетворением потребностей человека, например, в продукции животноводства. 33. Образы природы в философии. Инвайроментальная проблематика в современном философском и научном знании. В предельно широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос, поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека. Две модели экологии: А нтропоцентристская модель – человек является центральным объектом в природе, человек как высшая ценность противопоставлена природе как его собственности, право собственности постулируется, природа воспринимается как объект одностороннего воздействия человека, характер мотивов и целей взаимодействия с ней прагматичен. Экоцентристская модель – ориентация на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. Экологическое сознание может быть охарактеризовано следующими критериями: - «противопоставленность – включенность» (человека в природу); - «объектное – субъектное» восприятие природы; - «прагматический – непрагматический» тип отношения к природе.
|