Синтетический. Общие черты, характерные для классической философии:
Общие черты, характерные для классической философии: *) рассмотрение общества с позиции определенного принципа, что ведет к однобокому пониманию общественных отношений, которые могут быть и мат, и дух, и кот отражают специфику общественной жизни. *) стремление найти субстанцию, с которой начинается общественная жизнь. В рамках классического подхода выделяют три основные версии: 1. Натуралистический подход в социальной философии формируется в XVIII в. под влиянием успехов естествознания. Его представители (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Г. Спенсер, Т. Парсонс, Э. Уилсон, Л. Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества. Характерной чертой натурализма является редукционизм. Кризис натуралистической исследовательской программы на рубеже XIX-XX в.в. связан с развитием гуманитарных и общественных дисциплин, выделением общества и культуры в качестве самостоятельных фундаментальных областей исследования. 2. Культуроценристский подход (повлиял немецкий идеализм), опирающийся на творчество И. Канта, Г. Гегеля, Г. Риккерта, В. Виндельбанда, И. Хейзинги и др., рассматривает общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами. 3. Психологический подход, представленный работами Л..Уорда, Г. Тарда, В. Парето, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др., рассматривает общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всего общества.
Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – неучет других фактов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации). 44. Современная философия о социальной реальности: методологический плюрализм как современная стратегия познания социальной реальности. План: · «общество». Многомерность и сложность · Сущность неклассического подхода · Субъективизм и объестивизм в неклассическом подходе · Подходы и их оценка · Синтетические концепции (структурно-функциональный анализ Парсонса, теория социального действия Вебера) Общество – сложнейший объект познания. Социальное познание имеет дело с объект –субъектной реальностью. Специфика ее познания обусловлена бесконечным разнообразием объективных и субъективных факторов социальной жизни, характером социальных законов, сложностью верификации или фальсификации социального знания. Основные теоретические модели общества можно изобразить следующим образом:
Общество – это выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, общности групп, индивидов. (Социальный институт – способ организации общественных отношений) -выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития -система взаимодействия между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей, реализация своих интересов на основе существующих общих ценностей культуры. -система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума; - система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами
В понимании общества могут быть выделены три направления:
|