Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX-XX в.в., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.
Общество как системно организованная социальная реальность не может быть адекватно понято и исследовано вне контекста исторического развития. Общество – это исторически развивающаяся система, изучение которой является предметом комплекса социально-гуманитарных наук. В концепции классического подхода история общества мыслилась как процесс всемирного масштаба, которому присуще единство на основе действия универсальных объективных законов, фундирующих его прогрессивную направленность. В неклассической философии в центре исторического познания оказалась не только реальная история (человек в истории), но и проблемы методологии человеческого познания (история в человеке). В философии историческая динамика общества конкретизирует предмет особой области знания – философии истории, изучающей природу исторического процесса, фундаментальные принципы и начала исторического бытия, механизмы и закономерности исторического развития социума, а также осуществляющей рефлексию над самим историческим познанием и осмысливающей статус исторического знания, его репрезентативность и достоверность. Всем известно, что мир соткан из противоположностей, свидетельствующих о его неоднородности и многообразии, между которыми существует постоянная борьба, т. е. противоречие (– это одно из основных положений диалектики как концепции универсального развития). Поэтому можно сделать естественный вывод о том, что источником общественного развития выступает социальное противоречие, борьба между субъектами исторического процесса за реализацию своих интересов. Существует два пути изменений в обществе: эволюция и революция, - которые противопоставлены друг другу. Революция – предполагает радикальные изменения, переход на новое качество всех составляющих системы. Эволюция – это постепенное изменение общества. Переход преобразований из одной сферы в другую, часто занимаемый длительное время, однако изменения происходят полностью по всей системе. (предпочтительна эволюция). Однако, разница не только в длительности, но и еще в степени радикальности изменений. Изменения могут протекать постепенно – преобразование общества в целом, в рамках устоявшегося социального порядка. Этот путь предполагает разного вида реформы: экономическая, политическая, духовная, социальная. Минус эволюции в его длительности. Революционные движения охватывают широкие массы, общественные классы. Причина революции – глубокие социально-экономические разногласия, разрешение которых осуществляется путем ниспровержения общественного строя. Кардинальное изменение в обществе сразу во всех сферах. Как правило, революция происходит быстро, но время не является важнейшим, определяющим её фактором (неолитическая революция – 4 тыс лет). Типы революций: 1. Социально-цивилизационная (изменение численности, возможно полное исчезновение или смена цивилизации, часто под действием экологического кризиса). А) мезолитическая (40 тыс лет назад) Б)неолитическая (8-10 тыс лет до н.э.) В) ноосферная (нельзя её допускать, иначе необратимые последствия)
|