Синтетический
В рамках неклассического подхода можно выделить основные концепции познания социальной реальности: 1. Социологизм – (соц-фил традиция, связанная с трактовкой общества и его развития как объективной реальности). Это такое направление, которое исходит из рассмотрения социальной реальности как объективно существующей. В результате рационального рассмотрения общества можно выделить в нем основные законы, которые объясняют данный тип реальности. Социологизм ярко выражен в философии Маркса, 19 век, - материалистичное понимание истории. Отвергая субъективизм и идеализм в объяснении социальных явлений, марксизм выдвинул материалистическую идею, согласно которой «общество – результат развития общественно-исторических практик людей». Параллельно с Марксом развивался «вульгарный экономизм». Всё многообразие жизни сводимо к экономике. (У Маркса не так). 2. Историцизм (- традиция социального и исторического познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции социальной и исторической реальности на овнове имманентной включенности в нее познающего объекта). Общество не как объект реальности, а как совокупность событий. В развитии общества нельзя проследить логику, нельзя описать законами. Большое значение оказывает мнение. Дильтей (основоположник этой традиции) утверждал, что у человека нет истории, он сам есть история. Он предложил разграничить естественные науки как «науки о природе», а гуманитарные как «науки о духе». Наука о природе – номотетическая – использует методы обобщения, наука о духе – идеографическая – методы описания при изучении событий. Дальнейшее развитие Шпенглер, Тойнби, Бахтин, герменевтика (Гадамер). (Герменевтика – это искусство и/или учение о понимании и истолковании текстов, событий. Цель герменевтических толкований заключалась в освобождении текстов от неясностей, возникающих в том числе в процессе переводов текстов с одного языка на другой.) Но так как эти теории довольно односторонни (одна объективна, другая субъективна), то существуют некоторые семиотические модели (но и они тяготеют к какому-либо одному направлению). 1. Концепция социального действия Вебера. Центральное понятие – это социальное действие – это такое действие, которое направлено на другого индивида и соотносится с его поведением. Социальное действие должно обладать двумя основными признаками: «субъективным смыслом» (смысл, который придает человек своему поведению и который мотивирует свои поступки) и «ориентация на Другого» (возможная ответная реакции на социальное действие ). Если действие направлено на природу – оно не является социальным. М. Вебер выделяет четыре основных типа соц действия, которые встречаются в современном обществе: 1)аффективное – основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами; 2)традиционное – побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имеющее характер социального автоматизма; 3)ценностно-рациональное – характеризующееся сознательным следованием принятой в обществе или социальной группе системе ценностей, независимо от реальных его последствий; 4)целерациональное – определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и рассчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех совершенного действия. 2. Структурный рационализм Парсонса. Общество (он рассматривал его на подобии природы) – это большая система, состоящая из подсистем, которые выполняют определенные функции. Выделил 4 подсистемы:
|