Студопедия — Книга Самурая. Бусидо 15 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Книга Самурая. Бусидо 15 страница






называли "Скрывающим листья".

Известна также еще одна версия. Говорят, что во дворе замка Сага,

который был резиденцией дайме клана Набэсима в эпоху Токугава, росло много

деревьев. Поэтому замок называли "Дворец, сокрытый среди листьев", а

самураев провинции именовали "самураями, сокрытыми среди листьев". Некоторые

верят, что именно это послужило поводом для того, чтобы назвать книгу

"Хагакурэ".

В наши дни замок Сага по-прежнему окружен громадными деревьями с

роскошной листвой, которые растут вдоль защитного рва и закрывают замок со

всех сторон. Однако старожилы замка не припоминают, чтобы в прошлом он

назывался "Дворец, сокрытый среди листьев". Таким образом, эта версия может

быть всего лишь необоснованным домыслом.

Происхождение и построение "Хагакурэ"

Первоначально "Собрание изречений мастера Хагакурэ" было записями

устных бесед. В тринадцатом году Гэнроку (1700) самурай из провинции Сага по

имени Дзете Ямамото отошел от мирской жизни поел смерти своего повелителя --

Мицусигэ Набэсима, второго дайме провинции Сага. Построив себе хижину из

травы, Дзете поселился вдали от людей в местности Куроцутипару. Через десять

лет после этого весной седьмого года Хоэй (1710), к нему пришел за

наставлениями молодой самурай по имени Цурамото Тасиро и принялся записывать

то, что Дзете ему рассказывал.

В течение семи лет Тасиро записывал и упорядочивал наставления,

вошедшие в сборник под названием "Собрание изречений мастера Хагакурэ".

Когда работа была закончена, Дзете велел ему сжечь рукопись, но Цурамото

Тасиро не послушал его и тайно сохранил свой труд, с которого после смерти

Дзете начали делать копии. Книга быстро получила широкое распространение

среди самураев провинции Сага, которые ценили ее очень высоко, называя

"Аналектами Набэсима".

"Хагакурэ" -- это не просто запись случайных наблюдений. Композиция и

содержание этого сборника тщательно продуманы. В первом приближении,

содержание "Хагакурэ" следующее:

Книга Первая (Собрание изречений мастера Хагакурэ, часть первая) и

Книга Вторая (Собрание изречений мастера Хагакурэ, часть вторая)

представляют собой учение самого Дзете Ямамото.

Книги Третья, Четвертая и Пятая содержат изречения и деяния Набэсима

Наосигэ (основателя клана), Набэсима Кацусигэ (первого дайме провинции

Сага), Набэсима Мицусигэ и Набэсима Цунасигэ (соответственно второго и

третьего дайме провинЦИ Сага).

Книги с Шестой по Девятую посвящены адициям клана, а также изречениям и

яниям его прославленных самураев.

Книга Десятая описывает жизнь самуаев других провинций, а Книга

Одиннадцатая является дополнением к предыдущим десяти книгам.

Таким образом, ядром "Хагакурэ" является учение самого Дзете,

изложенное в первых двух книгах, в которых подробно описана его жизненная

философия. Порядок бесед в первых двух книгах не хронологический. Однако,

"Хагакурэ" открывается словами: "В седьмом году Хоэй (1710) в пятый день

третьего месяца я с почтением нанес визит...". Так описывает Цурамото

Матадзаэмон Тасиро тот день, когда он впервые посетил хижину Дзете Ямамото и

начал слушать его поучения.

Дзете служил господину Мицусигэ, второму дайме клана Набэсима,

наследному феодальному владыке провинции Сага. С раннего детства до сорока

одного года Дзете входил в число немногих слуг, приближенных к хозяину. Его

предки в течение многих поколений самоотверженно служили клану Набэсима и

сам Дзете пользовался большим Доверием дайме. Можно было ожидать, что в

возрасте пятидесяти лет он был бы причислен к старейшинам клана и стал бы

одним из его лидеров.

Однако этому не суждено было случиться, потому что, когда Дзете

исполнилось

сорок два года, его дайме скончался. Дзете

был исполнен решимости совершить сэппуку в знак преданности своему

покойному

господину. Однако Мицусигэ Набэсима был

рядовым дайме, поскольку строго запретил в своей провинции подобные

самоубийства и издал указ, согласно которому все, кто покончит с собой после

его смерти, навлекут позор на своих потомков.

В те дни превыше всего было принято чтить свою семью, и поэтому Дзете

не совершил самоубийства, а отошел от мирской деятельности. Он прожил в

уединении двадцать лет до самой смерти в возрасте шестидесяти одного года.

Он умер десятого дня десятого месяца четвертого года Кехо (1719) Говорят,

что "Собрание изречений мастера Хагакурэ" было начато, когда Дзете шел

пятьдесят второй год, и было завершено через семь лет -- десятого дня

девятого месяца первого года Кехо (1716). Это сочинение напоминает "Беседы с

Гете" Эккер-манна, потому что оно никогда не появилось бы на свет, если бы

не внимательность и литературное дарование слушателя, записавшего беседы.

Дзете и его слушатель Цурамото Тасиро

Во время своей первой встречи с Дзете, Цурамото Матадзаэмон Тасиро

состоял на официальной службе. Он был сильным молодым человеком тридцати

двух или тридцати трех лет -- на двадцать лет моложе Дзете. Как я уже

говорил, эпохи Гэнроку и Хоэй были временем ренессанса, ознаменованного

появлением поэзии Басе, трагедий Тикамацу и литературных произведении

Сайкаку. Прошло восемьдесят лет после эпох Кэйте и Тэнна, и за это время

появилось много серьезных работ по конфуцианству, воинскому искусству и

заповедям самураев. Не только городские купцы, но и самураи теперь искали

эстетическое удовлетворение в поэзии, музыке и танцах. руководства по

самурайской этике, трактат конфуцианцев и дискуссии о боевых искусствах

постепенно вырождались в досужее философствование.

Автор "Хагакурэ" Дзете Дзинъэмон Яма-то родился в городе Кататаэ в

провинции Сата одиннадцатого дня шестого месяца второго года Мандзи (1659)

и, как уже говорилось, умер в возрасте шестидесяти одного года десятого дня

десятого месяца четвертого года Кехо (1719). Обращаясь к его биографии, мы

узнаем, что у него было два брата и три сестры. Он был самым младшим

ребенком в семье Сигэдзуми Дзинъэмона Ямамото. Его отец был младшим братом

Киеаки Дзинъэмона Накано и был принят в семью Мунэхару Сукэбэя Ямамото. Имя

Дзинъэмон было дано ему по велению дайме, и Киеаки Накано был первым,

Сигэдзуми Ямамото -- вторым, а Дзете -- третьим человеком, который носил это

имя. Этих трех самураев называли тремя поколениями Накано.

Дзете потерял отца в одиннадцать лет и получил общее образование,

занимаясь под руководством своего двоюродного брата Цу-нэхару Городзаэмона

Ямамото, который был на двадцать лет старше его. Хотя он изучал

конфуцианство и буддизм под руководством Иттэя Исиды и дзэнского мастера

Таннэна, он не мог полностью посвятить себя академическим знаниям.

Впоследствии на Дзете сильно повлиял дзэнский мастер Рей, под впечатлением

от наставлений которого после смерти хозяина Дзете поселился в уединении,

где, надо полагать, постиг тайны дзэн.

Дзете обладал познаниями в боевых искусствах, поскольку в возрасте

двадцати четырех лет выступил в роли кайсяку на Ритуальном самоубийстве

своего двоюродного брата. Дзете также достиг успехов в сочинении хайку и

вака, и когда дайме Мицусигэ направил его в Киото, он получил там от своего

учителя поэзии Санэнори Ни "Диплом постижения тайн вака, и современных".

Уйдя в отставку, Дзете взял себе им Дзете Кекудзан ("Вечное Утро" или

"Гора-на-Рассвете"), назвал свою хижину Теекэ ("Чертог Утреннего Солнца") и

жил в уединении с дзэнским мастером Реем. В августе третьего года Сетоку

(1713) в Куроцутипару где жил Дзете, была погребена вдова Мицусигэ госпожа

Рэйдзюин, и тогда он, из уважения к ней, переселился в местность Окогума

неподалеку от деревни Касуга.

Дзете был также автором книги "Собрание моих смиренных мнений"

"Гукэнсю" которую он написал во втором месяце пятого года Хоэй (1708), в

возрасте пятидесяти лет, в назидание своему приемному сыну Гон-нодзе. У

Дзете было две дочери, старшая из которых умерла в юности. Вторая дочь вышла

замуж за человека, который взял ее к себе в дом, но случилось так, что Дзете

пережил их обоих.

"Хагакурэ": три философии

По моему мнению, философия "Хагакурэ" имеет три аспекта. Во-первых, это

философия действия; во-вторых, философия любви; а в-третьих, философия

жизни.

 

ПЕРВЫЙ АСПЕКТ: ФИЛОСОФИЯ ДЕЙСТВИЯ

 

Как философия действия, "Хагакурэ" ценит субъективность. Она считает

действие функцией субъекта и видит в смерти итог действия. Философия

"Хагакурэ" предлагает стандарт действия, являющегося эффективным средством

преодоления ограничении личности и подчинения себя чему-то большему. Однако

ничто не может быть дальше от "Хагакурэ", чем философия Макиавелли, в

которой человек свободно сочетает элемент А с элементом Б, или силу А с сило

Б. Философия Дзете в высшей степени субъективна: в ней нет никаких объектов.

Это философия действия, а не сочетания разичных элементов или сил.

Поскольку во время войны "Хагакурэ" использовали для политической

пропаганды армии, некоторые до сих пор интерпретируют эту книгу в

политических терминах, хотя в действительности в ней нет ничего

политического. Думаю, что самурайскую этику вполне можно обсуждать с точки

зрения политика, однако я вижу основной смысл "Хагакурэ" в том, чтобы

служить ориентиром для определенной категории людей. Учение "Хагакурэ"

годится для любого времени, как бы ни менялись конкретные условия. Но эта

книга содержит также полезные сведения, полученные в результате

практического применения ее основных принципов.

 

ВТОРОЙ АСПЕКТ: ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ

 

В другом срезе, в "Хагакурэ" мы находим философию любви. У японцев есть

традиция романтической любви и специальное обозначение для этой любви

(рэнъай). В старой Японии любовь (ай) была почти неизвестна. В те времена

люди знали только страсть, в которой преобладали сексуальные устремления

(кой).

На Западе же со времен Древней Греции принято проводить различие между

эросом (сексуальной любовью) и агапе (божественной любовью). Эрос вначале

рассматривался как плотское желание, но постепенно приобрел более широкое

значение и вошел в сферу платоновских идей -- то есть сущностей, постигаемых

только разумом. Агапе - это духовная любовь, полностью отделенная от

плотского желания. Именно агапе последствии была названа христианской.

В соответствии с европейскими традициями, эрос и агапе всегда считались

противоположными. Поклонение перед женщин в средневековом рыцарстве имело в

свое" основе культ Девы Марии (эрос), но верно также и то, что высший идеал

рыцарской любви -- агапе, и полная свобода от эроса

Считается, что современный европейский идеал патриотизма также имеет в

своей основе агапе. Между тем, мы без преувеличения можем сказать, что в

Японии нет такого понятия, как любовь к родине. В Японии также нет такого

понятия, как любовь к женщине. В основе духовного мира японцев эрос и агапе

соединены воедино. Когда любовь к женщине или молодому человеку чиста и

целомудренна, она ничем не отличается от преданности самурая его господину.

Это представление о любви без различия между эросом и агапе в конце эпохи

Токугава было названо "любовью к императорской семье" (рэнкэиу-но дзе) и

положено в основу поклонения императору.

После войны императорская система правления отошла в прошлое, но это не

означает, что вместе с ней из духовного мира японцев ушло представление о

подлинной любви. Это представление основывается на твердой убежденности, что

все исходящее из глубины сердца образует идеал, к которому следует

стремиться и за который, если нужно, следует умереть. На этом основывается

философия любви "Хагакурэ". Дзете приводит в качестве примера любовь мужчины

к другому мужчине -- любовь, которая раньше считалась более возвышенно и

духовной, нежели любовь мужчины к женщине. Далее Дзете утверждает, что эта

са мая подлинная и чистая разновидность любви у самурая перерастает в

преданное господину и поклонение ему.

 

ТРЕТИЙ АСПЕКТ: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

 

И в-третьих, "Хагакурэ" представляет собой философию жизни. Эта

философия не дана в "Хагакурэ" в виде логически последовательной системы

Книги Первая и

Вторая, которые излагают учение самого Дзете, изобилуют противоречиями,

и порой читателю может показаться, что одно изречение опровергает другое.

Так, после самых знаменитых слов "Хагакурэ": "Я постиг, что Путь Самурая --

это смерть" мы встречаем изречение, которое на первый взгляд, противоречит

им, но в действительности лишь усиливает их:

Воистину жизнь человека длится одно мгновение, поэтому живи и делай,

что хочешь. Глупо жить в этом мире, подобном сновидению, каждый день

встречаться с неприятностями и делать только то, что тебе не нравится.

 

(Книга Вторая)

В данном случае слова: "Я постиг, что Путь Самурая -- это смерть" --

это предпосылка рассуждения, тогда как принцип: "Воистину жизнь человека

длится одно мгновение, поэтому живи и делай, что хочешь" -- его заключение.

В данном случае заключение следует из предпосылки, но в то же время оно

выходит за ее пределы. Здесь проявляется парадоксальность философии

"Хагакурэ", где жизнь и смерть написаны на двух сторонах одного щита.

В ситуации "или--или" Дзете рекомендует нам без промедления выбирать

смерть, однако в другом месте он говорит нам, что мы всегда должны думать о

том, что будет через пятнадцать лет. Предвидение помогает человеку стать

хорошим самураем через пятнадцать лет, и тогда пятнадцать лет Пролетят, как

один короткий сон.

При поверхностном рассмотрении эти утверждения тоже могут показаться

против речивыми, но в действительности Дзете просто не уважает время. Время

меняет людей оно делает их расчетливыми и вынуждает отказываться от своих

слов. Чаще всего время ухудшает характер человека и лишь, очень редко

улучшает его. Но если мы согласимся с тем, что каждый из нас постоянно стоит

на грани смерти, и что нет другой истины, кроме той, которая свершается от

мгновения к мгновению, продолжительность промежутка времени не будет

казаться нам очень важной. Поскольку время при этом оказывется

несущественным, человек проживает пятнадцать лет как одно мгновение, и

считает каждый свой день последним. При этом он изо дня в день что-то

приобретает, и это приобретение позволяет ему исправно служить своему

господину. Таков основной принцип философии жизни "Хагакурэ".

Теперь позвольте мне перейти к систематическому изложению философии

жизни "Хагакурэ" и с этой целью рассмотреть ее основополагающие принципы,

сопровождая их своей интерпретацией.

 

1. Похвала энергичности

В послесловии к "Хагакурэ", озаглавленном "Праздный вечерний разговор",

Дзете говорит:

Я скажу, что не желаю после смерти становиться буддой. Я исполнен

решимости и дальше Служить своей провинции даже если для этого мне придется

пере рождаться в теле самурая клана Набэси еще семъ раз. Для этого мне не

нужно никаких достоинств и талантов. Мне достаточно одной готовности посвяти

себя процветанию нашего клана.

Можно ли допустить, что другие достойнее тебя? Ведь человек ничего не

достигнет в обучении, если он не обладает великой уверенностью в себе. Ему

не принесут пользу никакие наставления, если не направит свои усилия на

служение он клану "Хагакурэ" превозносит такую добродетель, как скромность,

но в то же время напоминает, что самолюбивая энергия человека позволяет ему

действовать в соответствии с физическими законами вселенной. Нет такого

понятия, как "слишком много энергии". Когда лев несется во всю прыть, поле

под ним исчезает. Преследуя добычу, он может пробежать через все поле и не

заметить этого. Почему? Потому что он лев.

Дзете видел, что схожий источник движущей силы есть и у человека. Если

ограничивать свою жизнь скромностью, повседневные занятия самурая не

достигнут высокого идеала. Это еще раз подтверждает принцип, согласно

которому человек должен иметь великое самомнение. Он должен в полной мере

осознавать свою ответственность за благосостояние клана. Подобно древним

грекам, Дзете знал очарование и величественное сияние того, что они называли

губрис (гордость).

 

2. Решимость

Я постиг, что Путь Самурая -- это смерть.

В ситуации "или--или" без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно.

Исполнись решимости и действуй. Только малодушные оправдывают себя

рассуждениями о ом, что умереть, не достигнув цели, означает умереть

собачьей смертью. Сделатъ правильный выбор в ситуации "или-- или"

практически невозможно.

Все мы желаем жить, и поэтому неудивительно, что каждый пытается найти

оправдание, чтобы не умирать. Но если человек не достиг цели и продолжает

жить, он проявляет малодушие. Он поступает недостойно. Если же он не достиг

цели и умер, это действительно фанатизм и собачья смерть. Но в этом нет

ничего постыдного. Такая смерть есть Путь Самурая. Если каждое утро и каждый

вечер ты будешь готовить себя к смерти и сможешь жить так, словно твое тело

уже умерло, ты станешь подлинным самураем. Тогда вся твоя жизнь будет

безупречной, и ты преуспеешь на своем поприще.

 

(Книга Первая)

"Если каждое утро и каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти и

сможешь жить так, словно твое тело уже умерло, ты станешь подлинным

самураем", -- вот новая философия, которую открыл Дзете. Если человек лелеет

смерть в своем сердце, если он готов к тому, чтобы умереть в любое

мгновение, он не совершит ошибки. По мнению Дзете, человек ошибается только

в том случае, если ему не удается умереть в нужное время. Однако, нужное

время случается нечасто. Ситуация "или--или" может возникнуть один раз в

жизни. Подумайте о самом Дзете: с какими чувствами он встретил смерть после

стольких лет отречения от жизни? Мог ли он подумать, что она придет к нему

безо всякого драматизма и застанет его в кровати, когда ему будет шестьдесят

один год?

Однако для Дзете важна не фактическая смерть, а решимость умереть. Он

говорит не о готовности умереть от болезни, а о решимости умереть

добровольно. Смерть от болезни -- дело рук Природы, тогда как добровольная

смерть -- проявление воли человека. И если его свобода воли выражается в

готовности умереть, что же тогда, спрашивает Дзете, есть свобода воли? Здесь

мы видим типичное для японцев представление, что пасть на поле битвы и

совершить ритуальное самоубийство -- в равной мере достойно. Мы видим, что

самоубийство, называемое сэппуку, для японца -- не признак поражения, как

принято считать на Западе, а окончательное волеизъявление человека, которое

призвано защитить его честь.

То, что у Дзете называется смертью, в действительности представляет

собой добровольный выбор в пользу смерти. При этом неважно, насколько

вынужденной является ситуация -- если человек преодолевает ограничения и

делает выбор в пользу смерти, он действует свободно. Однако, это --

идеализированное представление о смерти, и Дзете прекрасно знает, что смерть

нечасто бывает в чистом, неусложненном виде. Формула: "Смерть -- это

свобода" идеально подходит для самурая. Чтобы обнаружить глубинный нигилизм

Дзете, нужно уметь читать между строк. Он знает, что смерть не всегда

соответствует идеалу.

 

3. Забота

Мир человека -- это мир заботы о других людях. Наша общественная роль

определяется этой заботой. Хотя эпоха самураев может показаться жестокой, в

основе поведения самураев тогда лежали намного более тонкие инстинкты, чем в

наше время. Дзете УЧИТ, что даже когда мы критикуем других, мы не должны

забывать о добродетели, которую называют "заботой" или "участием".

Высказывать людям свои мнения и исправлять их ошибки очень важно. В

этом проявляется сострадание, которое больше всего помогает в вопросах

служения. Однако, делать это очень трудно. Выявлять хорошие и плохие стороны

человека легко и высказывать о них свое мнение тоже легко. Чаще всего люди

полагают, что делают другим добро, когда говорят им нелицеприятные вещи.

Если после этого к их замечаниям относятся без должного понимания, эти люди

думают, что ничем не могут помочь. Это неправильное мнение. Делать так --

все равно что наставлять человека, упрекая его в слабоумии При этом ты

заботишься только о том, чтобы облегчить себе душу.

Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли

он его принять. Для этого вначале нужно поближе сойтись с ним и убедиться,

что он доверяет тебе. Говоря о предметах, которые дороги для него,

подыскивай надлежащие высказывания и делай все, чтобы, тебя правильно

поняли. В зависимости от обстоятельств обдумай, как лучше это сделать -- с

помощью письма или во время прощания. Похвали хорошие качества человека и

используй любой предлог, чтобы поддержать его. Возможно, тебе следует

рассказать о своих недостатках, не упоминая его слабые стороны -- но так,

чтобы он сам задумался о них. Позаботься о том, чтобы он получил твой совет,

как получает воду тот, кто изнывает от жажды, и тогда твое наставление

поможет ему исправить ошибки. - Это очень трудно...

 

(Книга Первая)

Совет ничего не стоит. Мы можем пожалеть для человека сто йен, но

советы мы можем раздавать бесплатно, как воду. Советы почти никогда не

сближают нас с людьми. Восемь или девять из десяти наших советов заставляют

людей покраснеть, смутиться и затаить злобу. Дзете знает об этом.

Нам не мешало бы прислушаться к тому, К он рекомендует давать советы.

При этом как проявляет себя как наставник, который тонко разбирается в

психологии. Разумеется. Дзете не является одним из тех оптимистических,

безответственных проповедников которые на поверку оказываются плохими

знатоками человеческого характера.

 

4. Следование принципам на практике

Дзете также дает нам полезные советы, как лучше поступать в

повседневной жизни.

Зевать в присутствии других людей -- признак плохого тона. Если

неожиданно ты почувствовал желание зевнуть, это ощущение прекратится, если

провести ладонью по лбу снизу вверх. Если это не помогает, оближи себе губы,

не открывая рта, или просто закройся рукой или рукавом, чтобы никто не

видел, что ты делаешь. То же относится и к чиханию. Чихая при людях, ты

можешь показаться глупым. Есть также другие вещи, которые требуют внимания и

практики.

Желательно каждый день вечером планировать следующий день и составлять

список своих основных дел. Это еще одна возможность опередить других.

 

(Книга Первая)

Умение подавлять зевоту можно использовать едва ли не каждый день.

Впервые я прочел этот отрывок во время войны. С тех пор всякий раз, когда я

чувствовал желание зевнуть, я лизал верхнюю губу. Таким образом мне

удавалось подавить зевоту. Особенно это пригодилось мне во время войны,

когда каждый, кто зевал на лекциях, получал строгий выговор.

Я также взял себе за правило каждый вечер составлять детальный план

того, что нужно сделать на следующий день. После этого я внимательно

выписываю все необходимое: книги, имена, телефонные номер и так далее, --

чтобы на следующий день быстро отыскать все это. Это еще один важный

принцип, который я вынес из "Хагакурэ".

 

 

5. Терпимость

Дзете никого сурово не критикует. Он умеет прощать другим их

недостатки. Вот что он говорит по этому поводу:

Некто предлагает быть требовательным к людям, но я с этим не согласен

Известно, что рыба не будет житъ там где есть только чистая вода. Но если

вода покрыта ряской и другими растениями, рыба будет прятаться под ними и

разведется в изобилии. Слуги тоже будут житъ спокойнее, если некоторые

стороны их жизни будут оставлены без внимания. Очень важно понимать это,

когда оцениваешь поведение людей.

(Книга Первая)

 

В период Токугава правительство издавало один беспринципный указ за

другим, но самураи вели аскетический образ жизни в полной противоположности

к излишествам людей своего времени. Этот аскетизм был нормой жизни вплоть до

недавнего времени и во время войны. Считалось, что нравственность состоит в

отказе от роскоши и в стремлении жить как можно скромнее. Но, благодаря

индустриализации послевоенного времени, наступило время массового

потребления и эта традиционная добродетель японцев, кажется, исчезла

навсегда.

В сравнении со строгой, ограничивающей моралью японского конфуцианства,

"Хагакурэ" проповедует терпимость. Философия "Хагакурэ" подчеркивает

добродетель спонтанных действий и непоколебимой решиости и не имеет ничего

общего с бережливостью хозяйки, внимательно заглядыващей во все уголки

сундука, в котором хранился рис. Как крайнее проявление терпимости Дзете

рекомендует сознательно не замечать недостатки и оплошности слуг.

Эта философия сознательного невмешательства всегда жила в сердцах

японцев. Она одновременно противоречила их педантичной бережливости и

подчеркивала ее. В наши дни терпимость людей вышла за разумные пределы, и

они теперь притворяются, что не замечают злоупотреблений в экономике. Это

привело к моральному упадку, который иногда называют "черный туман". Это уже

не терпимость, а попустительство. Только когда люди исходят из строгих

правил морали, недосмотр и неприслушивание с их стороны могут быть названы

добродетелями. Когда моральные устои разрушаются, недосмотр и

неприслушивание становятся непростительными пороками.

 

6. Женщины

Дзете очень мало говорит о женщинах. В частности:

Женщина должна быть точно так же предана своему мужу, как он -- своему

господину.

(Книга Первая)

 

В некоторых отношениях "Хагакурэ" перекликается с философией древних

греков, в частности, спартанцев. В Дневней Греции женщина была

хранительницей очага. Она никогда не покидала дома и должна была заботиться

о детях и уважать своего мужа. Между тем, мужчина мог иметь любовные

приключения с юношами, проститутками или сожительницами-рабынями (гетерами).

Воззрения Дзете недалеки от этого.

 

7. Нигилизм

Слово гэн означает "иллюзия", или "привидение". В Индии человека,

который показывает фокусы, называют гэндзюцуси, или "мастер создавать

иллюзии". Все а этом мире -- всего лишь кукольное представление. Вот что

значит слово гэн.

(Книга Первая)

Дзете часто говорит о жизни как о кукольном представлении, в котором

люди являются марионетками. В основе его миросозерцания лежит глубинный,

всеобъемлющий, мужской нигилизм. Чтобы постичь смысл жизни, он всматривается

в каждое мгновение, но в глубине души он убежден, что жизнь -- не больше чем







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 549. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия