Биологическая модель.
Теоретики биологического направления рассматривают патологическое поведение как болезнь, вызванную аномальным функционированием отдельных частей организма. В частности, основной причиной патологического поведения они считают аномальное функционирование головного мозга. Исследователи-биологи установили, что психические расстройства часто связаны с проблемами в передаче сигналов от нейрона к нейрону. Они идентифицировали в головном мозге десятки нейротрансмиттеров (-химическое вещество, которое выделяется нейроном, пересекает синаптическое пространство и принимается рецепторами, находящимися на дендритах соседних нейронов) и установили, что каждый нейрон использует только определенные виды нейротрансмиттеров. Исследования показывают, что аномальная активность некоторых нейротрансмиттеров может приводить к определенным психическим расстройствам. Например, тревожные расстройства связывают с низкой активностью нейротрансмиттера гамма-аминомасляной кислоты, шизофрению - с избыточной активностью нейротрансмиттера допамина, а депрессию - с низкой активностью нейротрансмиттера серотонина. Не исключено, что причиной депрессии и ярости Филипа Бермана могла быть низкая активность серотонина. Исследователи также выяснили, что психические расстройства бывают иногда связаны с аномальной активностью эндокринной системы организма. Аномалии нейротрансмиттеров и эндокринной системы иногда являются результатом плохой наследственности. Гены могут способствовать предрасположенности людей к сердечным заболеваниям, раку или диабету и, возможно, обусловливают художественные и музыкальные наклонности. В последние годы исследователи обнаружили, что гены могут также влиять на поведение, в том числе на его аномалии. *** В XIX веке психиатрия примкнула к естественнонаучной медицине и позаимствовала строго биомедицинскую модель болезни. Болезни духа – это тоже болезни головного мозга, - такова воинственная позиция ведущих психиатров второй половины XIX века; а значит, базисное нарушение, «дефект» всегда имеет соматическую природу. Благодаря этой модели ряд необъяснимых прежде состояний духа и души удалось свести к центральному органическому нарушению. Биомедицинская модель болезни существует с XVII в. Она центрирована на изучении природных факторов как внешних причин заболевания. Биомедицинскую модель болезни характеризуют четыре основные идеи: 1) теория возбудителя; 2) концепция трех взаимодействующих сущностей - "хозяина", "агента" и окружения; 3) клеточная концепция; 4) механистическая концепция, согласно которой человек - это прежде всего тело, а его болезнь - поломка какой-то части организма. В рамках этой модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни. Дефект (в том числе и психический), какими бы факторами он ни вызывался, всегда имеет соматическую природу. Поэтому и ответственность за лечение здесь целиком и полностью возлагается только лишь на врача, а не на больного. В начале XX в. биомедицинская модель была подвергнута пересмотру под влиянием концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье. Согласно адаптационной концепции болезнь есть неправильно направленная либо чрезмерно интенсивная адаптационная реакция организма. Однако многие нарушения могут быть рассмотрены как разновидность адаптивных реакций организма. В рамках концепции Г. Селье даже возник термин маладаптация - длительное болезненное, ущербное приспособление. К тому же применительно к психическим нарушениям в адаптационной модели состояние болезни (как дезадаптации или как разновидности адаптации) не соотносится с особенностями личности и ситуации, в которой происходит нарушение психической сферы.
9. Социально-нормативная модель нормы и патологии. Теория "ярлыков" и антипсихиатрия. На социальном уровне функционирования человека норма и патология (расстройство) выступают в качестве состояний здоровья и болезни. Антипсихиартрия — движение, направленное как против практики, так и теории стандартной психиатрии.Связанная с деятельностью Р.Д. Лейнга (1959) в Англии и Томаса Сцасца в США, она подвергает критике общее понятие душевного заболевания, а также применяемые в ее лечении терапевтические методы. И Лейнг и Сцасц сами были психотерапевтами. По мнению Лейнга, данное понятие не имеет достаточного научного основания; причинность "душевного заболевания" отнюдь не биологическая. Его доводы сводились к тому, что так называемые душевные и поведенческие состояния лучше рассматривать в качестве ответа на стрессы, напряжения и на разрушение семейной жизни. Такие состояния "обретают смысл", как только социальное положение человека полностью им осознается. Доктора и семьи пациентов, по утверждению Лейнга, часто вступают в сговор в инкриминировании человеку "безумства".В "Мифе о душевном заболевании" (1961) он указывал на то, что психиатры редко приходят к согласию в диагностировании Шизофрении, а посему шизофрения не является болезнью. Согласно Сцасцу, такие пациенты — люди, которые могут отвечать за свои действия и к которым надо относиться соответственно. Лейнг и Сцасц расценивали принудительное заключение пациентов в психиатрические больницы и использование электрошоковой терапии, леукотомии и даже наркотических транквилизаторов как репрессивные действия сомнительной ценности, как нарушение свободы личности без достаточной на то причины. Другими социологами, также оказавшими влияние на движение антипсихиатрии (хотя в целом значение их трудов намного шире), были Фуко и Гофман. Теория стигмации ( НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ ИЛИ КЛЕЙМЕНИЯ) — анализ социальных процессов, включенных в социальное приписывание ("клеймение") позитивных или (чаще всего) негативных характеристик действиям, личностям или группам. Он развивался внутри интеракционистской перспективы и иногда также упоминается как теория общественной реакции. Классической для теории стигмации является формулировка Х.С. Беккера (1963), основанная на подходах Таненбаума (1938) и Лемерта (1951): "Действия не являются естественно хорошими или плохими; нормальность и девиация определяется социально".Подход "клеймения показывает, каким образом исследуются воздействия негативных ярлыков на самовосприятие личностей, особенно на развитие "девиантной идентичности", девиантной карьеры и субкультуры. Подход клеймения получил большое значение в 1960—70-х гг. и далеко отходит от "позитивизма" в изучении девиации. Антипозитивистский аспект проявляется особенно тем, что, в отличие от многих предыдущих подходов, нормальность и девиация рассматриваются не как проблематичные, а как "проблемы", заслуживающие самостоятельного изучения. Теория ярлыков: 9 постулатов Т. Шеффа. 1. вначале возникает незначительное отклонение, в основе могут лежать генетические, биохимические, психологические или соц. причины. Нет объективных критериев патологии, все они вырабатываются в социуме, в этом смысле они могут быть лишь относительны. Все диагнозы, по мнению Шеффа, это ярлыки. 2. по сравнению с числом выявляемых отклонений число не выявляемых (т.е. остающихся незамеченными) гораздо больше. 3. эти отклонения часто остаются незамеченными и имеют преходящую природу, если они не сталкиваются с соц. условиями, способствующими их закреплению, при этом важнейшим, хотя и не единственным фактором их закрепления является отношение общества к этим отклонениям, как к болезни. 4. если же происходит открытое этикетирование этого состояния как болезни, то оно стабилизируется и его первоначально аморфная структура принимает форму соответствующей болезни, проявления которой во многом определяются существующими соц. стереотипами, эти стереотипы относительно психических расстройств усваиваются уже в детстве. 5. определённый стереотипы тут же закрепляется в соц. интеракциях, т.к. человек принимает ту роль, которую ему приписывают окружающие. 6. если человек ведёт себя в соответствии с ожиданиями окружающих, данное поведение подкрепляется. 7. попытки человека вернуться к прежней роли и прежнему статусу (социальному, семейному, профессиональному) отвергаются и наказываются. 8. возникающий после официального присвоения ярлыка (психически больной, олигофрен, шизофреник) кризис приводит к тяжёлому душевному состоянию и человек нередко с готовностью принимает роль душевно больного со всеми вытекающими отсюда последствиями. 9. жёсткость реакции общества определяется степенью первоначального отклонения, властной позицией оценивающего, близостью дистанции этикетируемого к осуществляющим соц. контроль, толерантностью общества к различным девиациям, а также наличием ролей альтернативных роли душевно больного. Антипсихиатрия: основные положения Д. Купера и Р. Лэнга 1. психические расстройства — это миф, эпифеномены соц. норм и санкций 2. психическое здоровье — условная нормальность привычного для данного общества поведения. «Нормальность или психоз проверяются степень схожести или несхожести двух личностей, одна из которых по общему согласию является нормальной» (Р. Лэнг) 3. вчувствование в целостность душевной жизни человека — единственный адекватный методы исследования психических состояний 4. психиатрия — инструмент социального террора, насилия и подавления, реализующий властные отношения в обществе 5. наркотики и галлюциногены — позволяют выйти за пределы репрессивной реальности, необходима полная свобода фантазии и секса 6. психически больные — это те, кто начал выздоравливать, в то время как так называемые здоровые, тяжело больны и живут социально разделяемыми галлюцинациями, хотя и не подозревают о своей болезни.
Позитивное значение теории ярлыков и антипсихиатрии для развития психиатрии 1. в психиатрии вводится понятие «стигма» (диагноз не должен быть ярлыком, это инструмент помощи) в качестве важного фактора неблагоприятного течения заболевания 2. начинается процесс деинституализации — резкого сокращения числа больных в закрытых стационарах 3. развивается амбулаторная психиатрия. Развивается понятие институциализма — искажение психического состояние, которые возникают в условиях длительной изоляции. Поэтому важно быстрое купирование приступа, и быстрое возвращение в социум. 4. осознание многими специалистами того факта, что понятие болезни является не только медицинским, но и социальным, зависимым от процессов в культуре и обществе 5. создаются первые проекты альтернативного лечения тяжело психически больных — «Комната игр» (Лэнг), «Вилла-21» (Купер), кибуц для страдающих шизофренией в Израиле (Эстерон), и, наконец, знаменитая «Коммуна Кингсли-холл» (1965-1970). Необходимость в определённых формах болезни появилась тогда, когда раньше люди легко вписывались в общество, теперь не смогли найти свою нишу в обществе и не смогли без помощи выживать. Критериев болезни может быть много, но ни в коем случае нельзя опираться на один из них. Статистический критерий (один) абсолютно ненадёжен, мы не можем на основании его делать вывод о болезни. Порой есть такие отклонения от нормы, которые не связаны с патологией, а является особенностью мышления. Есть виды поведения, которые нельзя рассматривать, как расстройства, например, криминальное поведение. Если ребёнок очень послушен, психологи говорят родителям, чтобы они не радовались. Негативные последствия теории ярлыков и антипсихиатрии 1. отрицание самого понятия психической болезни, дающего людям право на помощь и лечение 2. биологический редукционизм сменяется социологическим, при это человеческая психика объявляется принципиально непознаваемой рациональными методами и не подлежащей изучению, а только пониманию путём вчувствования 3. многие психические больные оказались на улицах (до 30% бездомных в США)
|