Дионис, опечаленный почти одновременной смертью Софокла и Еврипида и страшась за будущность театра, отправляется в подземный мир, чтобы вернуть оттуда Еврипида. Переодевшись Гераклом, он спускается в Аид и под пение лягушек переплывает реку Стикс. Здесь появляется хор посвященных в элевсинские мистерии, распевающий гимны в честь богов. В ряде коротких сцен самозваный Геракл встречает то радушный прием, то отпор со стороны тех, кто помнит предыдущее сошествие Геракла в Аид. В конце концов Дионису приходится раскрыть, кто он такой, после чего он становится судьей в уже готовом начаться споре между Эсхилом и Еврипидом за первенство среди трагиков в подземном мире (Софокл из скромности отказывается от участия в состязании). Соперники начинают длинный агон, обсуждая собственные произведения, критикуя и пародируя друг друга. Дионис решает вернуть к жизни Эсхила, надеясь, что тот спасет Афины своим искусством и мудрыми наставлениями. В этом стоящем особняком произведении Аристофан выходит далеко за пределы традиционной комедии. Тональность комедии, несмотря на присущий ей юмор и прорывающееся подчас безудержное веселье, скорее печальная, и печаль эта – не только об умерших трагиках, но и о пришедшем в упадок театре и о самих Афинах, которые были уже близки к закату. Сцена состязания между поэтами выстроена с отменным мастерством, а песни посвященных глубоко трогают задушевностью и красотой. По-видимому, Аристофан задумал проникнуть в суть не только трагедии, но и комедии: возникает впечатление, что тот и другой жанр сливаются воедино в величественном финале с его героическим гекзаметром. В этой пьесе древняя комедия подошла к своему завершению.
Женщины в народном собрании.
Праксагора («Созывающая совет») и ее подруги, переодевшись мужчинами, приходят на народное собрание и проводят решение, согласно которому бразды государством переходят к ним. Они устанавливают в Афинах коммунистическую систему, при которой, между прочим, предписывается, чтобы юноши оказывали старухам не меньшее внимание, нежели молодым женщинам. Разумеется, это порождает различные проблемы, но пьеса завершается традиционным празднеством. Она принадлежит уже средней комедии, поскольку не имеет парабасы и вообще роль хора в ней крайне урезана. Мотив «коммунизма» – по-видимому, пародия на Государство Платона.