Роман Джеймса Джойса «Улисс» как образец литературы «потока сознания» (сюжет, композиция, образы, картина мира).
Термин «поток сознания» впервые был употреблен в 1890 г. американским психологом и философом-идеалистом Уильямом Джемсом (Джеймсом) в его книге «Научные основы психологии» (1890). Джемс полагал, что сознание человека подобно потоку, реке, в которой мысли, ощущения, ассоциации перебивают друг друга и нелогично переплетаются. «Поток сознания» в литературе - это художественный метод, особая техника письма, прием, с помощью которого исследуется и непосредственно воспроизводится душевная жизнь человека. Все душевные переживания, ассоциации, бессознательные импульсы, эмоции воспроизводятся именно в той последовательности и в том виде, в каком они появляются на поверхности сознания. По преимуществу, этот прием разрабатывался в текстах модернистского направления, так как главная задача модернизма и "потока сознания" как родственного ему языка - это выражение субъективного состояния героя. "Поток сознания" в литературе представляет собой особую предельную форму внутреннего монолога, где привычные причинно-следственные связи нарушены и с трудом могут быть восстановлены, т.е. это алогичный, иррациональный монолог. В результате в романе, написанном с помощью техники "потока сознания", действие переносится в субъективное пространство души; традиционная повествовательная структура текста разрушается; временные пласты "прошлое - настоящее - будущее" смещаются и сложно пересекаются; логика повествования становится ассоциативной; появляется стереоскопичность изображения (т.е. действительность описывается с различных точек зрения); пространственно-временные характеристики мира становятся относительными, и объективная картина мира теряет свою цельность. Читатель смотрит на мир глазами героя, внимание героя сконцентрировано на отдельных моментах действительности, а поясняющий и объективирующий все авторский комментарий в модернистском тексте, как правило, отсутствует.
"Улисс" Джойса построен на фундаменте "Одиссеи" Гомера, которая воспроизводится на уровне структуры и пародируется на уровне содержания. Параллель "Одиссей - Улисс". Композиция романа строго логична: роман делится на три части и 18 эпизодов (именно эпизодов, а не глав), названия которых аналогичны песням "Одиссеи" Гомера (в поэме Гомера всего 25 песен). Однако тематические, сюжетные и смысловые параллели "Улисса" с "Одиссеей" Гомера свободны, даны без точных соответствий, в неизменном виде сохранена важная для Джойса парадигма "Одиссеи" - стремление отца к встрече с сыном. Каждый герой имеет прототип в "Одиссее" Гомера: учителя истории в гимназии Дублина, писателя и философа, героя романа "Портрет художника в юности" Стивена (Стефана) Дедала (Дедалуса) - Телемак; рекламного агента одной из дублинских газет, крещеного еврея Леопольда Блума - Одиссей; его жены, певицы Мэрион (Молли) Блум - Пенелопа. Эти образы - результат раздвоения, вернее "растроения" автора на три составные части. Вместо характеров Джойс передает психическое состояние в данный момент времени - в этом его новаторство. Из таких психических состояний складывается характер. Герои романа - Стивен и Леопольд - странствуют по городу, и роман повторяет запутанный маршрут своих героев, превращаясь тем самым в лабиринт. В романе представлены схемы города, даны планы районов, улиц, подробное описание домов, где бывают герои (школа, родильный дом, почта, библиотека, баня, кладбище, публичный дом, редакция газеты, многочисленные пабы). Однако "Улисс" называют романом-лабиринтом не только из-за сложного маршрута и намеренной усложненности текста. Это прежде всего лабиринт сознания современного человека. Джойс создает современную Одиссею, он описывает жизнь обыкновенного человека, возможно, "антигероя", и вместе с тем реализует те же универсалии, извечные начала бытия, что и Гомер. Джойс создает особую форму романа-мифа, где основной предмет изображения - универсальная глубинная жизнь человеческой души. Джойса интересует человеческая жизнь во всех ее проявлениях: духовных, душевных, телесных, - во всех ее оттенках и нюансах. Стивен, Леопольд и Мэрион - триединая сущность человечества. Валери Ларбо: "В "Улиссе" Джойс хотел продемонстрировать моральную, интеллектуальную и физическую цельность человека…". Джойс использует "мифологический метод" (Т.С. Элиот) как "способ взять под контроль, упорядочить, придать форму и значение пустоте и анархии современной цивилизации". Прием "потока сознания" позволяет связать через сознание героя прошлое и настоящее, тем самым прием "потока сознания" реализует мифологическую концепцию "вечного возвращения". Концепция "вечного возвращения" также нашла выражения в системе лейтмотивов романа: теме женщины-стихии; родины-Ирландии; цветения, земли и укорененности; города-Дублина - и, прежд е всего, центральной теме романа - теме отца и сына и их духовного родства. Роман-эксперимент: в тексте романа много вставных элементов: пародии, выдержки из исторических и научных трудов, элементы рекламы и политических манифестов, фрагменты музыкальных текстов, нотные ряды и схемы Дублина, которые организуют текст романа нелинейно; метаязык (язык символов, шифров и кодов) и цитатный характер книги: словесная игра с цитатами из произведений мировой классики: …Гомер, Шекспир, Библия, Данте …; словесные эксперименты - авторские неологизмы, слова-предложения, аббревиатуры и т.д. Напр.: "Он устремил на Стивена долгий ведь-ты-не-прав взгляд…" (с.442); "Между тем он скрупулезно разглядывал сидевшего напротив субъекта, не прекращая его шерлокхолмствовать с той самой минуты, как тот оказался у него в поле зрения" (с.436). вставки на различных языках - латыни, итальянском, древнерусском, французском, немецком и других языках, всеми которыми, по свидетельству биографов, владел сам Джойс. Начиная с седьмого, каждому из эпизодов соответствует своя манера письма и система символов, т.е. свой особенный поток сознания. "Ранние" эпизоды не отличаются друг от друга техникой письма.
|