Тлл&л б-а-сЬлкгя 3 страница
2' См.: Коупленд Н. Психология и солдат. М., 1960. персонаж. Это предел мечтаний одаренного человека середины XX в., когда уже ясно, что тотальная идеология не опора, а трясина, и только нестандартная парадигма свободного мышления—общения—поведения возымеет действительность и мощь в дестабилизированном, хаотичном мире. Психотип, описанный Ф. Перлзом, в этих условиях обеспечивал оптимальную адаптивность. Новая психоисторическая ситуация переживалась как духовная маята и смута все большим числом людей. Это вело к глубоким переменам и в индивидуальных жизненных сценариях, и во I всей жизнедеятельности социума. Субъектом социальных процессов и эволюции в целом все в большей степени становится индивидуальность, а не социальная общность. Индивид все чаще принимает решение, руководствуясь своими интересами, а не интересами общины. Обратное уже считается архаизмом или фанатизмом, отклонением от нормы. Права и интересы личности теперь и законодательно поставлены выше прав надличностных ij структур: государства, партий и т.д. Социум становится все более (толерантным к отклонениям от принятых норм, отступлениям от t "Правил и девиациям поведения своих членов. В обществе признается ценность индивидуального самовыражения как катализатора общего развития. Яркие индивидуумы скорее привлекают, нежели отталкивают остальных членов социума, иногда в ущерб действительным потребностям личностного роста и социального.прогресса. Процесс этот далек от благостности. Он небезопасен для личности, потому что девиации на самом деле могут иметь ^неоднозначные последствия, а некоторые из них просто «несовместимы с жизнью». Очевидно также, что социум, равнодушно принимающий любые девиации, саморазрушается, потому что не обеспечивает гарантий физического и нравственного существова-*«гния личности. Взаимосвязь социума и личности основывается на ■ глубинной динамике душевной жизни, где социум — источник трансцендентного и сакрального, а личность — источник созидающей энергии, действия и воли. Это свойства, отвечающие прин-I ципу дополнительности. И крушение квазирелигиозных идеоло- }, гий XX в. привело к порядковым переменам в значении свободы; личности. Культивирование в каждом индивидууме свойств активного субъекта становится характерной чертой нашего времени. В принципе, нечто похожее происходило в острые моменты, смены любых парадигм мышления. Но на этот раз коммуникативная активность личности получает резонатор-усилитель необычайной мощности, в полном смысле синхрофазотрон, разго-!, няющий индивидуальные интенции до всепроникающих скоро-; стей и всесветных масштабов. Любой индивидуум без особого труда и без сверхзатрат может открыть свою личную страничку в Интернете, поместить там свою фотографию, рассказать о своей жизни, изложить свои идеи, в общем сделать все, что ему захочется, и быть услышанными в любой точке земного шара. Он может участвовать в обсуждениях и конференциях любого уровня, выражать без стеснения какие угодно мнения и получать на них ответ. Наконец, он может найти живых, интересных собеседников, испытать сильные эмоции, почувствовав непосредственную реакцию на себя... Интернет в буквальном смысле провоцирует самовыражение. Он выполняет роль грифельной доски, стены, забора, на котором каждый может оставить свои письмена. Содержание записи определяется только собственными намерениями субъекта, его желаниями и потребностями. При этом Интернет гарантирует публичность при соблюдении анонимности, а значит, безопасность. Быстро формируется новый стиль самопрезентации индивида, в котором рассказ о себе предстает как игра, приглашающая к участию в реальном жизненном эксперименте взаимопознания и сотрудничества. Так, на личном сайте Александра Л. можно ознакомиться с автобиографией пользователя, увидеть его фотографию, прочесть его стихи, в том числе посвященные жене. Тут же помещается фото жены с лирическим музыкальным оформлением. Кроме своего настоящего имени автор представляет и свое виртуальное имя (nick) — Крысолов, объясняя значение собственного интернет-псевдонима. Оказывается, Александр — опытный и искусный программист — был однажды обманут заказчиками, которые не выполнили условия договора после того, как получили готовый продукт. И он нашел способ наказывать недобросовестных и жадных заказчиков. Примером послужил легендарный крысолов, которому не заплатили по договору за чудесное избавление средневекового города от крыс и который в отместку выманил своей волшебной дудочкой и увел неизвестно куда всех детей... Отныне Александр, как новый Крысолов, вставляет в свои программы особый вирус, который может активизироваться и разрушить программу изнутри. Если автору платят честно, он декодирует коварный вирус, если нет, то нечестные партнеры не только лишаются программы, но и получают бомбу замедленного действия в своей компьютерной системе. Трудно сказать, насколько реалистична эта история. Сомнительно, что подобное саморазоблачение полезно с деловой точки зрения. Попытка придать экстраординарное, символическое звучание обыденным фактам своей биографии, не относящимся к делу личным склонностям и хобби — нечто большее, чем коммерческая презентация. Это — автопортрет, то есть жанр скорее 250 самопознания, чем саморекламирования. Но это и поиск контакта, предложение темы разговора с любым встречным, по типу знаменитой строфы Уолта Уитмена (1819—1892): «Прохожий, если тебе хочется поговорить со мной, почему бы тебе и не заговорить со мной? Почему бы и мне не начать разговаривать с тобой?» (1855). И то, что предощущалось поэтом-демократом как великий гуманистический прорыв, в Интернете превращается в универсальный способ самокоррекции личности и психологической адаптации к реальности путем публичной субъективности, хотя не всегда и не для всех это очевидно. Самый спорный феномен Интернета — чат (от англ. chat — {Дружеский разговор, болтовня) — даже адепты электронного общения пытаются объяснить (да и оправдать) сравнением с тради-^ционным обменом репликами с приятелями на вечеринке, во время служебного чаепития и т.п. «...На первый взгляд чатовый,треп в "великом нигде" кажется этаким ненатуральным бессмысленным изобретением развращенной технократической цивилизации нового тысячелетия, — пишет школьница, которую, по ее ^словам, "в чат затащила подружка", — а вспомните-ка сакраментальное: "Просто каждый раз под Новый год мы с друзьями ходим в баню..." Ну зачем они это делают? Ведь не только же для того, чтобы помыться и скорее всего не для того, чтобы выпить. Просто друзья хотят пообщаться, ведь так?»22 Но по некоторым деталям этой статьи-самонаблюдения видно, что все далеко не так просто. Вот первые впечатления: «...киберпространство розами не усыпано. На наши "Приветы всем!" не откликался никто. Только вылезла какая-то подозрительная реплика: "Осторожно! В чате тормоза". Намека мы не уловили...» Затем автор с подружкой взяли себе «ник» Реал: «И мы подцепили девицу (?), которой наплели, что мы — молодой москвич... мы быстро перешли к виртуальным поцелуям и всему такому. Вообще-то было скучновато, но нас по крайней мере никто не обзывал тормозами». Потом: «Когда получается большой и интересный разговор, чувствуешь необыкновенный подъем. Это так приятно — задавать тон разговора, ощущать себя интересным собеседником, получать остроумные ответы». И еще: «Главный смысл чатов, пожалуй, в возможностях, которые открывают анонимность и бестелесность сетевого общения для самопрезентации личности. Человек выбирает псевдоним, надевает маску — и создает себя... Если в жизни девочка — тихая, скромная да еще в очках, то в чате она может в одну секунду стать гордой "Амазонкой" и вести себя соответству- Цит. здесь и далее по: Боцаценко Е. В чате «тормозов» нет // Школьный психолог. 2001. № 1. С. 10. ющим образом. А что помешает ей потом превратиться в "Мери-лин Монро" или "Старуху-процентщицу"? Разве возможно такое в своем родном классе, где твой "ник" дается тебе раз и навсегда». Но вот и момент групповой идентификации: «Придумывание масок, виртуальных личностей есть творческий акт. Впрочем, тут все зависит от творческого потенциала человека. Что может придумать тот, кто не в силах даже сочинить рассказик на тему: "Как я провел лето"? Тем не менее эти люди тоже отправляются в чат, и мы видим мат, ухаживания в стиле "Я тебя хочу" и прочее». Автор видит и практическую полезность чата: «В процессе виртуального общения я приобрела кое-какие навыки — теперь я легче схожусь с людьми, стала интересной собеседницей. Если же что-то не ладится, я знаю, что в чате я забуду о своих проблемах, настроение улучшится». Но это пустяки по сравнению с таким вот выводом: «Однажды какой-то хакер взломал мой пароль, и я не смогла выйти в Интернет. Я знала, что это мог сделать только кто-то из моих новых друзей. Я пережила жуткое разочарование... Однако пришлось усвоить этот урок. В чате тормозов нет. Тормоза должны быть у тебя в голове». Понять, что в окружающей среде нет ни направляющей руки, ни защищающих тормозов, а есть только собственная разумная воля и бесконечные возможности самореализации — значит приобщиться к новому типу мышления, общения, поведения и творчества. Есть основания обозначить такую парадигму «Net-мышление», хотя бы потому, что Интернет как бы дооформляет психический аппарат продвинутой личности конца XX в. Дело не только в огромных объемах информации, которая становится доступной. Суть в разнообразии аспектов виртуальной активности, которые выводят человека на новый этап интеллектуальной эволюции. В частности, сама возможность анонимного, безопасного самовыражения позволяет человеку быть любым, отринуть все ограничения и обязательства, которые накладывает на него социальная жизнь, включая страх быть наказанным, чего-то лишиться, что-то не оправдать и т.п. Благодаря этому каждый может при желании смоделировать и опробовать новую роль, реализовать те черты личности, которые не находят выражения в реальной жизни. Вступая в межличностное взаимодействие, люди берут себе вымышленное имя — ник, и возникает «виртуальная личность», которая лишь отчасти соответствует или даже противоположна реальной социальной идентичности автора. Так, примерный домашний мальчик 10 лет от роду берет себе ник «Маньяк», а добропорядочный школьный учитель, отец семейства, избирает двусмысленный псевдоним «Homo Erectus» (Человек Прямоходя- Т Ж щий). Прозвище «Оргазм», которое у многих вызовет представление о комплексующем подростке, скрывает респектабельного владельца известного чата, а в то же время ник «Евгения 555» не скрывает, а скорее презентирует реальную отличницу, претендующую на золотую медаль. Более того, у одного и того же человека может быть множество ников, отражающих различные аспекты его личности, каждый из которых может рассматриваться как субличность. Согласно определению известного психолога Маргарет Руффлер, «субличность — это психодинамическая структура, которая, став однажды достаточно сложной, стремится к независимому существованию. Она обладает собственными характеристиками, требует независимого существования и старается удовлетворить собственные потребности и желания через личность»23. Потребность в продуцировании таких субличностных структур и варьирования собственной идентичности объясняется исследователями по-разному. Шери Тэкл в своей книге «Жизнь на экране: Идентичность в век Интернет» пишет: «Не так давно стабильность была социально ценной и культурно поощряемой. Ригидные половые роли, повторяющийся труд, надежда на то, что на одной работе или в одном городе можно оставаться всю жизнь, — все это делало последовательность (согласованность) центральным в определении здоровья. Но эти стабильные социальные миры были разрушены. В настоящее время здоровье описывается скорее в терминах текучести, чем стабильности. Основное значение имеет способность меняться и приспосабливаться: к новой работе, новому направлению карьеры, новым половым ролям, новым технологиям»24. Другие исследователи считают, что «множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации отражает не столько множественность идентичности в современном обществе в целом, сколько развертывание структуры собственной личности и исследование породивших их Потребностей»25. Получается, что отработка субличностей является имманентным свойством человеческой психики, в сущности, механизмом ее развития, который предельно актуализируется в современных условиях. Характерно, что увлечение игрой с «масками» и наибольшее разнообразие ников отмечается у подростков и молодых людей до 25 лет, то есть в период активного формирования индивидуальной и групповой идентичности. Этот возраст многие психологи 23 Руффлер М. Игры внутри нас. М., 1998. С. 22-23. 24 Цит, по; Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. 2000. http://www.flogiston.df.ru/projects 25 Чеботарева Н. Д. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы // Психология общения 2000: проблемы и перспективы. М, 2000. называют временем самых глубоких и самых важных метаморфоз личности. Сам термин имеет биологический оттенок. Метаморфоза — момент перехода организма в новую стадию развития, к примеру, превращение гусеницы в бабочку: вчера ползала, сегодня — летает. А суть в том, что подросток полубессознательно примеряет на себя будущие психологические роли (субличности), пока не отольется его личность в приемлемую для него и для общества форму. В средине XX в. считалось, что стойкая моноидентификация — необходимое условие психического здоровья и жизненного успеха. А диффузия идентичности (термин Э. Эрик-сона) — это психологический ад на земле: постоянное томление духа, нервные срывы, полная подвластность воле кого-то другого, жестокость от слабости и аморальность по принуждению. Однако уже лет через двадцать психологи, изучив самые массовые неврозы американского общества («вьетнамский синдром», «психоделическая революция» и т.п.), пришли к выводу, что жесткая моноидентификация в массовом варианте затрудняет адаптацию в стремительно меняющемся современном мире, вызывая в крайних случаях поиск «негативной идентичности», стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения. В противовес традиционной американской самоуверенности теперь рекомендуется гибкость. Новый стиль поведения так и называют «протеи-ческим», по имени древнегреческого бога Протея, который мог менять свой облик в зависимости от ситуации. Так в психотерапевтическом приложении реализуется идея множественности «Я» и достижения цельности личности путем преобразования взаимоисключающих субличностей, внутренних противоречий и амбивалентных чувств26. То, что подавляющее большинство «посетителей чатов» — люди от 14 до 25 лет, знаменательно. Интернет становится полем становления личности, ее интеллектуального взросления в том смысле, которое придавал этому слову Ф. Перлз. «Восполнение потребности в расширении круга общения является безусловно важной, но все-таки второстепенной функцией чата, — утверждает современный исследователь. — Первичная же функция — бытийная. Чат — это не клуб знакомств, это реальная жизнь, проживаемая в ином мире. Посетители чата не общаются в нем, они в нем живут»27. Фигурально говоря, Интернет становится своеобразным инкубатором новой личности, личности, приспособлен- 16 См., напр.: Lifton R.Y. Home from the war. Vietnam veterans — neither victims nor executioners. N.Y., 1973. 27 Нестеров К. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов. 2000. http://www.flogiston.df.ru/projects ной к жизни в стохастическом, «текучем», стремительно меняющемся мире, накопившем к настоящему времени гигантский потенциал для перехода на новую ступень эволюции человека. Технические возможности переработки информации, которые предоставляются компьютерной сетью, не только дополняют, но и формируют интеллект. В свое время крупнейшие советские психологи: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия — доказали, что используемые орудия перестраивают психику. Их идея интериоризации, то есть превращения внешней деятельности во внутрипсихическую функцию, была блестяще подтверждена клинической практикой восстановления утраченных вследствие ранения или травмы головного мозга высших психических функций. И принцип системного строения высших психических функций, которые представляют собой подвижный тезаурус нервных связей, формируемый в процессе деятельности, поразительным образом соответствует современным представлениям о принципах функционирования человеческих сообществ и такого специфического явления, как Интернет. Изучая структуру деятельности, специфику орудия, используемого для решения задачи, можно понять психические особенности личности. Согласно этому положению, человек, читающий газеты, и человек, ищущий информацию в Интернете, — это разные люди. Компьютеризированное общество и некомпьютеризованное общество — это разные типы социума прежде всего потому, что в них разные типы виртуальности. В некотором смысле Интернет появился как нельзя более кстати. То, что наука к середине XX в. утратила ясность относительно категорий каузальности (как убеждения в том, что все имеет определенную причину и будет иметь определенные следствия); детерминизма (как законосообразности, а потому и предсказуемости явлений и феноменов действительности); порядка (как наличия постоянных и неизменных правил и статусов); абсолюта (как единственно верной, вечной и познаваемой структуры материи и духа) и так далее, не осталось без последствий и для массового человека. Основные категории мышления утратили устойчивость в обьщенном сознании. Изменения коснулись не только научной картины мира, философии, религии, но и бытовых убеждений, «здравого смысла», так называемых базисных убеждений привычного существования. С наибольшей жесткостью это коснулось фундаментальной потребности человека в осмыслении стабильности мира и понимании связанности и обусловленности событий. Обстоятельства становятся особенно травматическими, когда подрывают базовые надежды, нарушая, таким образом, самые основы адаптации че- ловека к реальности. Современные исследователи фиксируют это очень четко: «Наиболее частое чувство, возникающее у переживших экстремальный негативный опыт, это чувство уязвимости, незащищенности»28. «Основу болезненных нарушений у людей, претерпевающих катастрофу, составляет деформация или утрата смысла человеческого существования вследствие разрушения "образа мира" или "плана действий"»29. Психологи выделяют три основных категории базисных убеждений, питающих чувство безопасности: 1. Убежденность в благосклонности мира и дружелюбии людей (ожидание позитивного отношения к себе, а не враждебного). 2. Вера в контролируемость и предсказуемость мира (предположение, что, поступая «правильно», можно минимизировать собственную уязвимость). 3. Чувство собственной уникальности и значимости (в норме человек обладает достаточно высоким самоуважением, что позволяет ему рассчитывать на благосклонность и справедливость судьбы, верить, что он не заслуживает того, чтобы несчастье случилось именно с ним)30. Как видно, все эти базисные убеждения тесно переплетены и в совокупности своей как бы ограждают от враждебной случайности, исключают ее из поля зрения. Даже личная уникальность или везение (3) опирается на дружелюбие окружающих (1) и заслугу перед ними (2). Получается, что категория случайности изначально чужда человеческому сознанию. Именно этим обусловлены свойственные человеку поиски «в прекрасном и яростном мире» (А. Платонов) порядка, связи, смысла:от магической пар-тиципации и иррациональной веры до научных аксиом и принципа опытной верификации. Но все достижения на этом пути могут обрушиться перед лицом экономического катаклизма, тотального террора или нравственного беспредела. И в ситуации острой неопределенности человеку, чтобы контролировать события, поступая «правильно» (2), не на что опереться, кроме дружелюбия людей (1) и собственной уникальности (3). В хаосе массовых 28 Ениколопов С.Н. Три образующие картины мира // Модели мира. М., 1997. С. 38. 29 Ефимов B.C., Охонин В.А., Суховольский В.Г. Проблемы оценки и эффективной социально-психологической адаптации и реабилитации людей, перенесших природные и техногенные катастрофы // Проблемы и перспективы социально-психологической и половозрастной адаптации детей и подростков. М., 1997. С. 311. 30 См., напр.: Epstein S. Beliefs and symptoms in maladaptive resolutions on the traumatic neurosis // Perspectives on personality. Vol. 3. L.* 1990; Janoff-Bulman R. The aftermath of victimization: Rebuilding shattered assumptions // Trauma and its wake: The study and treatment of posttraumatic stress disorder. N.Y., 1985. проб и ошибок постепенно складываются устойчивые паттерны эффективного поведения, закрепляется новая парадигма мышления, возникает возможность иной идентичности личности, но в русле традиционной ментальности социума. Предпочитает ли человек опереться на значимых других или рассчитывает прежде всего на себя, зависит от типа культуры, которые в этом плане разделяются современными исследователями по таким параметрам, как индивидуализм и коллективизм. Согласно измерениям Дж. Ховстеда, культурами индивидуалистического типа являются культуры США, Австралии, Великобритании, Канады, Новой Зеландии и стран Западной Европы. А коллективистскими он считает культуры Кореи, Пакистана, Перу, Тайваня, Португалии, Японии31, то есть фактически к культурам коллективистским относят те, где сравнительно большую роль по-прежнему играют древние обычаи, религии, обряды и другие формы активизации коллективного бессознательного. Несомненно, в решении вопроса о принадлежности культуры к тому или другому типу большую роль играют сложившиеся в самой западной культуре стереотипы: индивидуализм — свобода, права личности, демократия; коллективизм — авторитарность, патернализм, опека, забота... Недостаточная свобода этих понятий от этических оценок и одиозных исторических прецедентов затрудняет их использование в психологическом исследовании. Однако очевидно, что эта бинарная оппозиция коллективизм—индивидуализм должна быть внимательно рассмотрена. В так называемой кросс-культурной (межэтнической) психологии развернута более соответствующая процессам становления индивидуальной и групповой идентичности оппозиция оллоцентризм—идиоцентризм. Стремление личности выступать самодостаточной детерми-нантой собственных мыслей, выборов и поступков определяется как идиоцентризм или самоориентация в противоположность ол-лоцентризму,то есть коллективистской ориентации. Идиоцентризм как психологическое свойство личности соотносится с индивидуализмом как свойством культуры, а оллоцентризм — с коллективизмом. Современные исследователи выделяют в оллоцентрической ориентации три определяющих фактора: • подчинение индивидуальных целей групповым; • восприятие группы как продолжения себя; • сильная внутригрупповая идентификация32. 31 Hofstede G. Culture's consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, Calif. Sage, 1984. 32 См.: Лебедева ИМ. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998. С. 66. В таком случае групповая идентичность фактически заменяет, поглощает личностную идентичность. Вследствие этого индивиду трудно дифференцировать себя и группу, свои и групповые цели и ценности. Субъект находится в своеобразном «слиянии» с группой (в терминологии Ф. Перлза) и лишается способности определить, где кончается собственное «Я» и начинается «Я» других людей. Идиоцентризм, напротив, выражается в стремлении к независимости от группы и влияния других людей, четком разграничении собственных представлений и убеждений других. Здесь принципиален не столько вопрос, в чью пользу будет сделан выбор — в пользу собственных интересов или интересов группы (возможны оба варианта, но как результат собственного свободного выбора), сколько вопрос о способности различать эти интересы и при необходимости противостоять им. Идиоцентризм как стремление к личной независимости и аутентичности не приемлет не только групповое давление, но и вообще давление других людей, любое поглощающее воздействие извне. Идиоцентризм и индивидуализм пересекающиеся понятия, но в принципе это разные вещи. Индивидуалист делает выбор в пользу собственных целей, идиоцентрист различает свои и чужие цели. По этой причине идиоцентризм не следует соотносить с гипероценочными категориями этики альтруизм—эгоизм. Нетрудно представить себе человека, прекрасно понимающего иллюзорность, ошибочность и, может быть, гибельность коллективных представлений, но остающегося в годы испытаний рядом с людьми, которых он любит или с которыми связан, надеясь быть полезным. Идиоцентризм отражает степень психической дифференциации и зрелости индивида (в терминологии Ф. Перлза), тогда как эгоизм и вообще индивидуализм возможны без развитой дифференциации психических структур. Для этого достаточно подчиняться витальным инстинктам, вернее, определенной их части, отвечающей за выживание особи. Выражения типа: «Своя рубашка ближе к телу», — на всех языках известны чуть ли не с доисторических времен. И чуть ли не с доисторических времен массовый человек считает, что противопоставить эгоизму может только коллективизм. Отсюда излишняя эмоциональность при анализе взаимоотношений идиоцентрированного и оллоцентрированного человека в современном мире. Различий и в самом деле немало33. Идиоцентрированные люди полагаются только на себя, гордятся личными успехами и своей компетентностью и при этом не связаны эмоциями по отношению к какой-либо малой или боль- 33 См., напр.: Triandis H.C. Culture and social behavior. McGraw-Hill, 1994. шой группе, за исключением нуклеарной семьи: супруг(а) и дети. Оллоцентрированные люди полагают, что успех возможен только при поддержке других (родных, земляков, единоверцев и т.п.), гордятся кровной, дружеской, сословной и т.п. принадлежностью, выше личной компетентности ставят взаимовыручку и связаны эмоционально не только с малой, но и некоей большой группой, а семейные отношения поддерживают со всеми родственниками «до седьмого колена». Если возникнет конфликт между отношениями по горизонтали и по вертикали, идиоцентрированныи человек предпочтет горизонтальные отношения (например, в споре супруги со старшими родственниками он будет на стороне супруги), оллоцент-рированный — вертикальные. Для идиоцентрированных людей характерна универсальная шкала ценностей и для оценки членов «своей» группы, и для оценки членов других групп. Оллоцентрированным свойственны, напротив, разные системы ценностей: при оценке членов своей группы — одна, при оценке членов внешних групп — другая, на фоне аффективной поляризации отношений к «своим» и «чужим». Деловые контакты между оллоцентированными и идиоцент-рированными людьми затруднены. Одно из самых сильных разочарований оллоцентрированного человека — осознание, что идиоцентрированныи коллега не станет ему близким другом. Как выразился Ромен Роллан, «люди прощают все, только не отказ есть с ними из одной чашки» (1933). А идиоцентрированныи человек мучительно переживает ситуацию тесной внутригрупповой контактности, когда невозможно «побыть одному». Этим нередко объясняется невротический оттенок эксцентрических происшествий в студенческих общежитиях, склок в коммунальных квартирах, неуставных отношений в казармах и т.п. Отмечается, что люди с идиоцентрическими наклонностями выглядят более одинокими, чем оллоцентрированные, которые демонстрируют сильную внутригрупповую поддержку. Портрет идиоцентрированного человека, таким образом, весьма далек от благостности. Подобное отдаление личности от опеки и заботы группы может вызвать не только межличностные, но и интрапсихические проблемы, связанные с исключением одного из наиболее мощных защитных механизмов — расширения границы «Я». Не следует думать также, что четкое разделение собственных и иных интересов, целей и предпочтений, свойственное идиоцентрированной личности, обеспечивает человеку жизненный успех, карьерный рост, материальное благополучие или что-то другое в этом роде. В житейском плане идиоцентризм вообще эффективен только в правовом государстве, где закон предоставляет наибольшее благоприятствование честной конкуренции и жестко пресекает деятельность разного рода «теневых» фирм, команд и землячеств. Однако даже в стране официального индивидуализма и развитой демократии, ориентированной на соблюдение прав человека, жесткое законодательство, сохраняющее такую карательную меру, как смертная казнь, не в состоянии покончить с мафией, внутри которой действуют предельно олло-центрические отношения. Одно это может поколебать доверие к футурологическим прогнозам относительно «информационного общества». Опираясь на очевидные достижения «технотронной революции», современные ученые развили специальную науку — комму-никативистику, согласно которой будущая постиндустриальная цивилизация может стать «более здоровой, благоразумной и жизнеутверждающей, более добропорядочной и демократичной, нежели любая иная, известная нам до сих пор»34. Но детальные обоснования столь обнадеживающих перспектив вызывают закономерный скепсис представителей других научных школ. «Опираясь на компьютерную технику, — пишет Л.М. Землянова, — Тоффлер утверждает, что "цивилизация третьей волны будет базироваться на взаимодействующих, демассифицированных средствах связи, питающихся чрезвычайно разнообразной и часто весьма персонализированной образностью, черпаемой из потоков общественной памяти и пополняющих ее". Однако декларации подобного рода в его книге не подкрепляются конкретными примерами, доказывающими реальность этих гипотез»35. Это обычное для футурологии дело — придавать разрешающим способностям новой техники и технологии философский и социологический смысл, чтобы воссоздать прогностический образ, метафорически раскрывающий суть предстоящего этапа в развитии общества. Надо сказать, что такого рода прогностические образы и составляют главную ценность футурологии, потому что по ним, как по эвристическим моделям, могут корректировать свои планы и ученые, и политики, и простые люди. Это, разумеется, далеко не однозначные определения стадий стохастического процесса. Они уточняются, углубляются и даже переосмысляются в согласии с реальным развитием дел. К примеру, нарисованная М. Мак-Люэном «Глобальная деревня» (1964) через восемь лет у Г. Кана и Б. Брус-Бриггза преобразуется в «Глобальный метропо-лис» (1972), так как в отличие от деревни с ее тесными родствен-
|