Психологические модели отражения действительности в искусстве
Петрушин В.И.
Художественное творчество представляет собой вид деятельности, в котором окружающая нас жизнь, практический и духовный опыт человека предстает в виде особых отражений — художественных образов, создаваемых мастерами-художниками — поэтами, музыкантами, художниками, хореографами, скульптурами. При всём различии методов отражения жизни в различных видах искусства существуют, тем не менее, определенные закономерности в том, каким образом искусство обрабатывает жизненный материал. Согласно определению античных философов жизнь, — это движение. Это определение блестяще дополнил наш выдающийся физиолог Н. А. Бернштейн, сказав, что движение — это живая материя. Движение может иметь разные направления, разные степени интенсивности, но основными его векторами будут - скорость и внутренняя напряженность. Это хорошо можно проиллюстрировать на примере ветра. Он может быть быстрым, но ровным. Если же в нем присутствуют всякого рода завихрения, порывы и смерчи, то такое движение ветра становится опасным для человека и вызывает в нем внутреннее напряжение. Пересечение этих двух векторов движения даёт удобную модель для объяснения целостности окружающего мира и особенности его динамики. Знаменитый французский психолог Т. Рибо допускал возможность сближения самых разных явлений жизни на основе общности их «аффективного тона». Этот подход нашел своё понимание у Л. С. Выготского, считавшего его очень важным для сферы искусства. Мы начнем рассмотрение принципов моделирования различных жизненных явлений на осве специфики их внутреннего движения с четырёх основных природных стихий, известных с древних времен — воды, огня, земли и воздуха. Таблица №1. Моделирование образно-смыслового значения природных стихий.
И времен года:
Основаниями для подобного моделирования послужили ответы многих респондентов (около 75 человек – преподавателей музыки музыкальных и общеобразовательных школ), которым задавался один и тот же вопрос: «Где, в каком квадрате на основе предложенных параметров движения – его быстроты и напряженности лучше всего разместить указанные стихии и явления природы?» После некоторых сомнений и колебаний почти все участники опроса приходили к единому мнению, которое и нашло своё отражение в предложенных схемах. В предложенных моделях кодируются внутренняя сущность природных стихий и времен года, которые можно скорее интуитивно почувствовать, чем логически объяснить. Подобные двухвекторные модели объяснения различных динамических процессов широко используются в современной науке. В области психологии большое распространение получила модель темперамента человека, предложенная в своё время знаменитым английским психологом Гансом Айзенком. Придав тем же двум векторам значения интроверсии-экстраверсии и стабильности-нейротизма, получаем следующую модель четырех классических типов темперамента. Напоминаем эту модель, которая была опубликована в первом номере настоящего журнала за этот год.
Теперь мы произведем моделирование эмоций в музыке и в изобразительном искусстве. Поскольку темперамент человека отражает наиболее существенные признаки эмоциональной жизни, а музыка нацелена на то же самое, то в этой модели мы можем заменить психологический параметр «нейротизм-спокойствие» на музыкальный параметр «мажор-минор», а «интроверсию-экстраверсию» — на параметр «медленно- быстро». Мы имеем право это сделать, так как нейротизм характеризуется беспокойством и тревожной минорной окраской, а спокойствие – мажором. Темп психической активности у интровертов, как правило, более медленный и они довольно ригидны, то есть, мало подвижны в психическом отношении, а экстраверты отличаются более быстрым темпом психической жизни. Таким образом мы получаем модель отражения в музыке основных базовых эмоций человека:
Пользуясь этой же моделью, мы можем классифицировать по выражаемым эмоциям не только музыкальные произведения, но и картины различных художников. Для этого мы поменяем параметр мажора-минора на параметр колорита мрачный-светлый, но параметр скорости движения мы при этом трогать не будем.
На основании этой модели мы можем так же классифицировать и особенности темперамента личности различных писателей, художников, композиторов. В искусствоведческой литературе существует большое количество высказываний различных деятелей искусства о том, что каждый композитор, писатель, художник всю жизнь создают одно и то же произведение, только под разными названиями. Такое единство творчества обусловлено предрасположенностью каждого большого Мастера к определенным сюжетам, образам и настроениям. И хотя Моцарт создал скорбный Реквием, а Чайковский праздничную увертюру «1812 год», их природные темпераменты, если судить их по жизненным проявлениям, оказываются диаметрально противоположными.
Мы понимаем большой схематизм этой модели, но на наш взгляд, предлагаемые обобщения позволяют глубже отразить идею единства мира и взаимосвязи существующих в нём явлений. Если мы пойдём дальше и глубже, то мы увидим, что архетипы коллективного бессознательного, которые были описаны в работах К. Юнга, так же могут укладываться в эту двухфакторную модель. Каждый из открытых К. Юнгом основных архетипов – «Герой», «Мать», «Дитя», «Старец» имеет четкое эмоционально-смысловое содержание, которое может быть выражено как при помощи музыки, так и различных других видов искусства.
Мы можем с определенной долей уверенности сказать, что слабая представленность в индивидуальном сознании того или иного архетипа ведет к возникновению у человека соответствующих эмоциональных проблем в индивидуальном стиле поведения. Это может проявиться в виде различных личностных слабостей и недостатков — либо гибкости и непосредственности, либо мужества и стойкости, либо способности к сопереживанию и альтруизму. Всё это приводит к трудностям при взаимодействии с социальным окружением и к соответствующим проблемам в здоровье. Можно пойти дальше и предположить, что соответственно содержанию архетипических образов коллективного бессознательного в искусстве формируются различные жанры, несущие в себе отражение признаков определенного архетипа. Так, мы говорим о жизнерадостной комедии, о героической опере, о батальной и о лирической живописи. В известной программе музыкального воспитания Д. Б. Кабалевского основные жанры музыки, от которых началось всё её развитие, представлены в виде марша, песни и танца. Но Д. Б. Кабалевский не смог дойти до еще одного жанра, отражающего важные эмоциональные состояния, имеющиеся в жизни человека. Это те, которые возникают в ходе молитвы, медитации и обыкновенного спокойного созерцания. Вероятно, существовавшая в годы советской власти религиозная нетерпимость и атеизм помешали композитору дополнить свою триаду «Песня-танец-марш» жизненной важным музыкальным жанром, который условно можно было бы назвать как «молитвенный». Здесь еще предстоит найти то слово, которое бы адекватно бы отражало содержание подобного музыкального жанра. Названные архетипы К.Юнга хорошо укладываются в схему различных музыкальных жанров. Таблица 8. Соотношение жанров музыки и архетипов по К. Юнгу.
В более широком плане архетипы коллективного бессознательного проявляется в следующих жанрах искусства, представленных в табл. 9.
В рамках этого подхода можно рассмотреть так же характер интонаций, движений и жизненных позиций, которые характерны для того или иного архетипа.
Моделирование архетипов может иметь решение и в цвете. Известный швейцарский психолог Макс Люшер разработал цветовой тест отношений, по которому можно выявлять индивидуально-личностные свойства человека в зависимости от того, какой цвет он предпочитает. 1
Согласно М. Люшеру предпочтение в выборе синего цвета соответствует слабому типу высшей нервной деятельности, т. е. меланхолику, в котором преобладает тревожность и динамичность торможения. Синий цвет выявляет потребность в любви, понимании и сочувствии, это потребность в глубоких привязанностях, при помощи которых человек хочет достичь укрепления своей жизненной позиции. Нетрудно заметить, что общий эмоциональный тон синего цвета, его «атмосфера» хорошо гармонирует с эмоциональным содержанием архетипа Матери по Юнгу. Те, кто ставят на первые позиции зеленый цвет, отличаются особой стойкостью при встрече с жизненными трудностями. Их отличает повышенная чувствительность к социальным оценкам, устойчивость привязанностей и интересов, аккуратность и педантизм. Подчинение кому бы то ни было им неприятно, отсюда — стремление к социальному признанию и самостоятельности. Те, кто выбирает желтый цвет, отличаются повышенной эмоциональностью и акцентированной потребностью в насыщенном эмоциональном общении, без которого они никнут и увядают. Для таких людей важнее оказывается не результат деятельность, а общение по поводу деятельности, общение ради общения. Им так же свойственны определенный инфантилизм, неустойчивость интересов, экзальтированность и демонстративность поведения, а настроение подвержено резким колебаниям от слез к смеху и обратно. Те, кто выбирает красный цвет и его производные — оранжевый, терракотовый — выбирают сценический тип реагирования. Их характеризует потребность в активности, направленная на достижение цели, на овладение тем, что доставляет радость и наслаждением. Выбор этих цветов характеризует людей с мужественным складом характером, умеющих принимать решения, независимых и самостоятельных. Их свойственная высокая поисковая активность, мужественность и властность. Раскованность чувств ведет к спонтанности поведения. При невротическом развитии при встрече с препятствиями такие люди проявляют импульсивность, агрессию и снижение самоконтроля. Когда выбор красного цвета сопровождается выбором и синего тоже, то Люшер относил таких людей к идеально-гармоничным, так как в этом случает активность и определенная резкость красного цвета сглаживается мягкостью и сердечностью синего цвета. Однако по данным Л. Н. Собчик, исследовавшая этот вопрос, люди, выбирающие подобное сочетание цветов характеризует противоборство во внутреннем плане личности взаимно противоречивых тенденций, они имеют склонность к психосоматическим заболеваниям, в частности – к ишемической болезни сердца.2 Можно заметить некоторые расхождения в характеристике цветов, данные Люшером и в соответствии им архетипов К.Юнга. Но в главных тенденциях характеристики архетипов и значения различных цветов, в общем, совпадают. Каждая из приведенных базовых эмоций, находящая своё отражение в различных произведениях искусства, выражает особое отношение человека к ценностям, которыми пронизана его жизнь в обществе. Трагедия и комедия, былина и эпос - отражение тех чувств и состояний, которые пронизывают жизненный путь человека от рождения до могилы. И везде мы можем прочувствовать то характерное ощущение движения, которое внутренне присуще тому или иному человеческому переживанию. Эстетическое воспитание вводит ребенка в круг архетипических образов, заставляя его переживать те или иные эмоции. Мы можем говорить о хорошем развитии эмоциональной сферы ребенка только в том случае, если он сможет легко испытывать не только те эмоции, которые предопределены его природным темпераментом, но и быть способным полно переживать все другие эмоциональные состояния, характерные для других типов темпераментов. Музыка, живопись и танец — лучшие средства для развития этой способности. Литература:
|