Особенности формирования древнерусской культуры.
- Складывание древнерусской культуры в процессе формирования и развития Древнерусского государства на базе культурного опыта восточного славянства и неславянских племён, объединённых в одно многоэтническое целое общей культурно-исторической судьбой. Исследователи древнейшего периода жизни Руси, опираясь на дошедшие до нас исторические источники, отмечают, что общественно-культурное развитие восточнославянских племен, составивших основу древнерусской народности, интенсивно шло и в «догосударственный» период. Уже в VI –VII вв. в Среднем Поднепровье возникло крупное политическое объединение полян. Первым князем этого мощного племенного союза летописец Нестор называет Кия, который ходил в Царьград и был с почестями принят императором Восточной Римской империи. - Наличие у восточных славян к IХ в. не только опыта политических союзов, но и определенного религиозного мировоззрения, начал племенного самосознания, системы духовно осмысленных обычаев, военного искусства, а также, по некоторым данным, зачатков письменности. 2. Язычество на Руси в догосударственный период. Религиозное мировоззрение, называемое в русской православной традиции языческим, суммарно обозначает многообразие вероучений, обожествляющих природные стихии и противостоящих религии единого, запредельного миру, Живого и Духовного Бога, Бога-Личности. В своей сущности язычество – вера в самодовлеющий природный порядок, в круговорот смертей и рождений, определяющий единство космоса. Языческие боги – проявления стихий природы. Отсюда вытекает их безличность и сравнительная грубость даже в наиболее развитой древнегреческой политеистической мифологии. По остроумной характеристике Арнольда Тойнби, боги античных греков были подобны военной группировке сверхчеловечески могучих варваров, пользующихся дурной славой. Обосновавшись на горе Олимп, они господствовали над миром из этого разбойничьего гнезда. Образцовым типом язычества служит натуралистическое многобожие (или политеизм, от греч. «поли» – много + «теос» – Бог), свойственное греческой и римской культурам античного периода. Русский термин «язычество», происходит от славянского «яз[ы]цы» (народы). По первоначальному смыслу он подразумевает политеистические верования и культы первобытных племен, не дошедших до христианского учения о едином личностном Божестве. Поскольку язычество – религия самобытной природы, которая сама по себе становится божеством, постольку языческая духовность проникнута магией безличного соединения человека с природной реальностью, мистикой растворения в ней человеческой души. Языческая этика – это этика индивидуального подчинения безличному космическому порядку.
|